Главная →Творчество мастеров→Творческая страница Левина А.В..→☺
Посёлок над пчелиной рекой.
Дремучий лес. Ранний вечер. Тишина и покой. Пахнет смолой, мёдом, черёмухой. Труженница-омченя,1 аккуратно огибая последние препятствия, заботливо несёт свою капельку душистого мёда в родное дупло…
На крутом берегу Мчень-реки,2 на поляне среди берёз, расположился небольшой посёлок. С другой стороны селения – глубокий овраг. Рядом с поселением небольшое поле. Ох, и нелегко же его возделывать! Вот как это было в старину…
Сначала пришлось вырубить немалый участок леса. Не один месяц трудились анты – высокие светловолосые жители посёлка. Не так-то просто топором да ещё ножом-косарем валить вековые деревья, вырубать густой кустарник и корчевать пни. А затем запылали большие костры, и всё вырубленное было сожжено дотла. На другой день всей общиной выходили на ещё тёплое поле. Мотыгами и лопатами разрыхляли землю, перемешивая её с золой. Так, в нелёгком труде земледельца проходил не один день.
И вот, наконец, наступило время посева. По возделанному полю идёт, почти священнодействуя, высокий гордый старик и разбрасывает зёрна на взрыхлённую землю, покрытую густым слоем золы. Следом за ним несколько силачей-антов с заметным усилием тащат за крепкую бечёвку очищенный от коры ствол ели с острыми крепкими сучьями. Это борона-суковатка. Суковаткой боронят поле, чтобы плодородным слоем земли прикрыть сбережённые для посева зёрна.
Нелёгок труд земледельца, но сладок обильным урожаем. Ближе к осени радовались анты каждому погожему дню, благодарили за то Перуна,3 споро убирая в снопы колосья; жали серпами.
Но вот пройдёт чередой несколько лет, и это поле уже не даст хорошего урожая, потому что почва истощится. И снова нужно будет вырубать лес, и раскорчёвывать другое поле. Так, постепенно, поле к полю, вокруг посёлка образуется кольцо старых полей. Их легче вновь поднять и обработать. И чем больше у рода таких полей, тем жизнь у людей лучше и сытней.
Анты – стройные светловолосые люди. Мужчины в холщёвых портах и в белых длинных рубахах, подпоясанных цветным кушаком или наборным поясом. Одежда женщин нарядней – платья украшены узорочьем – красивой цветной вышивкой. Хитросплетенье из древних символов не столько узор-украшение, сколько защита от злых сил. Среди родичей выделяется седобородый человек с властным лицом. Это владыка-старейшина. Он не только отдаёт приказания, но и сам работает вместе со всеми.
Жители селения занимались не только земледелием, но и многими промыслами, обеспечивающими их сытной и разнообразной пищей, а также тёплой зимней одеждой. В окружающих лесах водилось много зверей и птиц: медведей, волков, лисиц, зайцев, белок, тетеревов, рябчиков и перепёлок. Вот несколько охотников возвращаются с Медвежьей горы. Страшное и опасное это место. Медведь ударом могучей лапы перебивал хребет лосю. Хитрый зверь мог тихо скрадывать последнего из охотников, продвигавшихся по звериной тропе. Однако в этот раз удача улыбнулась антам-охотникам. Медленно передвигаясь по лесной тропе, несут они богатую добычу – убитого медведя. Будет теперь и мясо, а из шкуры – тёплая одежда на зиму.
По посёлку вольно бегают длинноногие свиньи. Время от времени они схватываются в драке с крупными серыми псами-волкодавами – надёжными помощниками и сторожами антов. К вечеру в посёлок возвращается пастух. Он гонит небольшое стадо коров, овец и коз. Следом явились бортники.4 Едва их заметив, со всех заборов сорвалась ребятня: знают, что за добыча у них в берёзовых туесках – сладкий-пресладкий мёд! А вот с реки приносят свой улов и рыбаки.
Много работы у старого кузнеца и его сына. Только они могут плавить железо и делать крепкие топоры, мечи, копья, наконечники для стрел, острые косы и серпы. Все уважают кузнеца, но и немного побаиваются: ведь почти никто не знает секретов его работы.
А вот к ним на огонёк верхом на рослых вороных конях прибыли сурового вида гости в чёрных кожаных доспехах. Однако здесь их никто не пугается. Ведь это черноризцы 5– вольные воины-защитники, живущие по кайме земель антов. Немало вражеских голов и жадных цепких рук срубили они своими длинными мечами в лихих пограничных схватках за Око-озером.6 Спокойнее стало за ними жить и работать. За то им слава и почёт, и дань, по уговору.
Теперь посёлок над пчелиной рекой – богатый и ладно скроенный, не то, что прежде. Под надёжной защитой смело строят анты добротные дома, копится в них добро… Всем хорошо, не зря едят свой хлеб воины!
Суровой и трудной, а порой и опасной жизнью жили наши далёкие предки – анты и черноризцы. Им приходилось много работать, часто воевать, но они крепко любили свою родину и поэтому были счастливы.
_______________________________________
1Омченя, мченя, мцена – пчела.
2Мчень-река – река, где много пчёл, пчелиная река. От слова «Мченя (мцена)» происходят названия орловских (и не только) рек, таких как Мцена, Цна, Цон.
3Перун – бог-громовержец у балтославян.
4Бортник – человек, занимающийся добычей мёда у диких пчёл.
5Черноризцы (по-гречески «меланхлены» – «люди в чёрных одеждах») – легендарный народ, проживающий, согласно греческому историку Геродоту, «в двадцати днях пути к северу от Меотиды (Азовское море)», аккурат в наших местах, между Карачевом и Ливнами.
6Око-озеро – в старину это и был исток реки Оки, уникальное место. Прежде, когда уровень грунтовых вод был значительно выше, здесь раскинулось озеро с большим островом посередине, что очень напоминало человеческий глаз (око). Отсюда название - «Око-озеро», а также название реки из него вытекающей - «Ока».