Главная →Творчество мастеров→Творческая страница Левина А.В..→☺
Тайная история монголов.
Юность Тэмучжина.
Откуда пошёл род Чингисхана
Некогда, в глубинах Азии распалось огромное государство выходцев из Южной Сибири – Тюркский каганат.1 Отпавшие от него племена-осколки пожаром рассыпались по Великой степи. Одна из ветвей знатного тюркского рода Ашина2 добралась до верховьев реки Онон и подчинила, кочевавших здесь, косоплётов Дунху (предков монголов). Здесь, на вновь обретённой родине, рождается великий багатур Бортэ-Чино (Бурый волк). Вот от него-то и пошёл род Чингисхана, род Кият-борчжигин.
Род сероглазых монголов
Особенностью людей рода Кият-борчжигин была необычная для монголов сероглазость и высокий рост. «Сокровенные сказания монголов» это явление объясняют через рассказ праматери монгольских родов Алун-Гоа. Оставшись вдовой, она родила трёх необычных сероглазых и светловолосых сыновей. Считалось, что они сыновья Неба(?). Вот как это объясняла Алун-Гоа:
«Каждую ночь, когда солнце уже закатилось, а луна ещё не взошла, входит через дымник юрты, бывало ко мне светло-русый(!) человек, и свет его проникает мне во чрево… Ведь, если уразуметь всё это, то и выйдет, что они сыновья Неба».1
Степь без хозяев не бывает: тюрки
Тюркоязычные народы (тюрки, уйгуры и др.) занимали VI-IX вв. огромную территорию в Южной Сибири, Средней Азии, Восточном Туркестане, Западной и Центральной Монголии. Монголы же этого периода характеризуются как «люди бедные и слабые», были покорны тюркам и обитали в Восточной Монголии, на самом краю Великой степи. Некоторые из них были вынуждены приспосабливаться к жизни в тайге и осваивать из-за малоземелья суровое Забайкалье.
Однако уже в IX веке положение резко меняется; на хозяев монгольской степи, могущественных уйгуров, неожиданно нападают свирепые племена енисейских кыргызов(предки хакасов). Уйгуры, разбитые в 840 году, поспешно откочёвывают к западным окраинам Китая.
Великая Степь: время монголов
Разгромив уйгурское степное государство, кыргызы («хагяс») вернулись с большой добычей к себе на Енисей; огромные степные пространства оказались свободными…
Это был подарок судьбы; освободившиеся пространства стали немедленно занимать роды и племена монголоязычных народов: кидани, кереиты, найманы, меркиты, татаэр(татары). Поближе к тайге держались «люди длинной воли» или «вольные монголы»
Изгнанные из родных кочевий за буйный нрав, они ставили свои кочевья. Некоторые уходили в тайгу, охотились, ловили рыбу. Некоторые сбивались в ватаги, шарили по степи: так было легче выжить, найти добычу. Счастье, что у них не было вождя!
Монгольский дорбэн.3
Новая ветвь родственных и политических связей монголов стала развиваться среди чиносов (потомков Бортэ-Чино)4 при правлении Алун-Гоа и её «небесных» потомков, которые стали всё больше ориентироваться на племена, живущие вниз по реке Онон. За сотню лет потомкам Алун-Гоа удалось сколотить ядро племён («союз мира и родства»), в которое вошли монголоязычные мангуты, баргуты, унгираты и олхоноуты. К концу XI века влияние этого союза племён распространялось до реки Керулен. За рекой были уже владения великой империи родственных киданей.
.
Империя киданей и вольные монголы
Степная империя киданей (Ляо) в короткий срок раскинулась от Алтая до Тихого океана. Кроме степных районов, населённых племенами найманов, кереитов, татар, чжуржэней, империя Ляо включала в себя ещё 16 округов Северного Китая. На севере владения империи доходили до реки Керулен, за которой уже жили свободные монгольские племена; отношения с ними сложились добрососедские. В императорской хронике «Ляоши» рассказывается о дружественном визите вождя вольных северных монголов Тумбиная в империю Ляо.5 «Сокровенное сказание» упоминает его с новым титулом – Тумбинай-Сэчэн (Мудрый Тумбинай).
Хамаг монгол улус
Сын Тумбиная Хутула, правивший в первой половине XII века, получил титул хана. Своеобразное степное государство начинает именоваться Хамаг монгол улус – Государство всех монголов.
Кидани в преддверии тяжких испытаний нашли в лице вольных монголов верного союзника. «Ляоши» и монгольские родословные позволяют говорить о Хамаг монгол улусе, как о заметной силе. Здесь успешно шёл процесс выделения племенной знати – багатуров (богатырей) и нойонов (властителей). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нукеров (воинов-дружинников) и пастухов-рабов(военнопленных).
Монголы в начале XII века оказали поддержку киданям в трагические для империи Ляо годы борьбы с чжуржэнями, но потерпели поражение.
Чжуржэни и империя Цзинь (золотая)
Чжуржэни, народы тунгусо-маньчжурской группы, были первоначально подданными киданей и обитали в самых дальних северо-восточных пределах Ляо. Однако в начале XII в. чжуржэни восстали и, заключив союз с южнокитайской империей Сун, развернули мощное наступление на киданей. На сторону чжуржэней перешли татары (заклятые враги вольных монголов). В 1147 году, после длительной войны последний император киданей, Тяньзо, попытался привлечь на свою сторону тангутское государство, но во время переговоров был вероломно схвачен тангутами и выдан чжуржэням. Так погибла империя Ляо, а вместо неё примерно на той же территории образовалась чжуржэньская империя Цзинь (золотая).
Есугэй-багатур
Двадцатилетняя борьба за киданьское наследство против союза чжуржэней и татар оказалась несчастливой: погибли монгольские ханы Хутула и Амбагай. Согласно «сокровенному сказанию», их захватили в плен татары и выдали чжуржэням на мучительную казнь. Однако в этих степных войнах уже прославились новые вожди, и самыми известными из них стали отец Чингисхана, Есугэй-батыр и его побратим Тогрул (Ван-хан).
Однажды, Есугэй-батыр возвращался в родное стойбище. В степи был мир, и он ехал один. И надо же было так случиться, что навстречу ему ехал знатный меркитский воин Эке-Чиледу со своей молодой женой, красавицей-олоноуткой Оэлун. Она, как и положено невесте была в закрытом возке. Однако при встрече ветер-проказник распахнул полог возка, и Есугэй увидел прекрасную монголку; ту единственную о которой мечтают всю жизнь…
Рождение Тэмучжина
Поход дорбэн-монгольских племён против татар, кочевавших возле озера Буир-Нор, был стремителен и удачен. Все славили молодого вождя. Но сам Есугей больше всего гордился своей победой над знаменитым багатуром татар - Тэмучжином. Какова же была его радость, когда он узнал, что у него, пока он был в походе, родился сын. Его радость не была поколеблена ни злыми языками, подвергавшими сомнению его отцовство, ни страшной приметой: при рождении младенец держал в руке багровый сгусток крови, что не предвещало ничего хорошего. Недолго думая, Есугэй-багатур объявил, что он назовёт своего первенца в честь пленённого им великого татарского богатыря, Тэмучжином. Шёл 1162 год …
Джамуха
Во второй половине XII века среди степных ханств Центральной Азии возвышается Кереитское ханство. При дворе Ван-хана кереитов среди прочих сыновей степных вождей воспитываются два мальчика: Тэмучжин и Джамуха. Несмотря на разность характеров, они крепко сдружились. Настолько крепко, что решили скрепить свою дружбу обрядом побратимства. И было им по девять лет. Уже тогда юные завоеватели, согласно «сокровенным сказаниям», мечтали о «приведении всех народов под единые бразды свои».
Бортэ
Когда Тэмучжину исполнилось девять лет, его отец Есугэй решил найти для сына достойную невесту.
Вскоре Есугэй-багатур прибыл к своему другу и побратиму Торгулу – хану кереитов. Поблагодарив за высокое воспитание, вождь монголов-борчжигинов забрал сына и отправился с ним домой. По преданию, в пути им повстречался нойон с десятилетней дочерью из племени унгиратов. Внимательно посмотрев на подростка, он предрекает ему великое будущее, а потому согласен отдать за него свою дочь Бортэ: «Мы, племя унгират, испокон веков славимся прелестью наших дочерей!» Есугэю девочка понравилась, и он согласился оставить сына в кочевье унгиратов, дабы тот получше познакомился с будущей женой.
Отравленный кумыс
Дальше путь лежал через земли враждебных татар, и надо было бы эти земли объехать стороной, но в степи был мир, и Есугэй продолжил путь прямой дорогой.
Вскоре он повстречался с разъездом татар. Татары были чересчур приветливы, приглашали в своё стойбище отдохнуть от трудного пути. Это непонятное радушие вначале насторожило Есугэя, но он «не боялся собак» и согласился заехать в татарское стойбище. Здесь ему предложили отведать кумыса…
Уже подъезжая вечером к дому, вождь монголов почувствовал какое-то недомогание; он понял, что его отравили. Понимая, что жить ему осталось недолго, Есугэй посылает верного нукера к унгиратам за Тэмучжином. Теперь он должен стать в семье и роду кият-борчжигинов за старшего.
Перемена
Со смертью Есугэя всё изменилось: борчжигины, подстрекаемые старейшинами, вскоре поднялись и ушли, оставив семью своего вождя наедине со своим горем. «Сероглазые волки» полностью соответствовали своему названию, набросившись на оставшееся после Есугэй-багатура немалое имущество, нажитое, а точнее награбленное за годы успешных набегов; угнали скот, лошадей и рабов, увезли добро. Всё пошло прахом, самая знатная семья рода, лишившись защитника, опустилась на самое дно. Оэлун кинулась было со своей обидой к старейшинам рода, но те только посмеялись:
«Хоть бы и позвали, не стоит давать. Ешь, что придётся.
Хоть бы и просила, так не стоит давать. Ешь, что придётся».
Племя не признало Тэмучжина наследником Есугэй-багатура.
Мудрая Оэлун
«Сокровенное сказание» с большим сочувствием повествует о дальнейших мытарствах несчастной вдовы: «… коротко платье поясом подбирала, бегала по реке Онон вниз и вверх, по зёрнышку собирала, с диких яблонь, с черёмухи, копала коренья…» Однако несчастья не сломили упорную семью Есугэя.
Оэлун, не понаслышке, знала немало «древних слов», воспевающих подвиги монгольских ханов: их прадеда, великого Тумбиная и его сына Хутула-хана, которому Есугэй приходился племянником. Ей доставляло какое-то удовольствие повторять, что их род сродни ханскому и, что, когда братья подрастут, они вместе вернут семье прежний блеск, что они отомстят роду кият-борчжигин за их предательство, а также они не должны забывать и о главных врагах – татарах, подлых убийц их отца.
Волчья повадка
Однажды Тэмучжин и его младший брат Хасар поймали на реке огромного тайменя. Не успели они порадоваться своей удаче, как появились сводные братья и отобрали редкостную добычу. Оскорблённый Тэмучжин пожаловался матери, требуя наказания для Бектера и Бельгуатая. Оэлун не хотела разжигать детскую сору и, понадеялась, что она утихнет сама собой… Через некоторое время в юрту вернулся один Хасар, младший, всегда послушный Тэмучжину брат. Сказав, что они с братом пойдут на охоту в тайгу, он взял луки и стрелы и тут же вышел.
Однако на этот раз охота была не на зверей… Бектер пас лошадей на поле, за стойбищем. Увидев Тэмучжина и Хасара с охотничьими луками в руках, он испугался и сел на корточки, прося пощады. Тэмучжин выстрелил первым, в спину…
Наказание
Старейшины родового племени кият-борчжигинов не могли терпеть позора братоубийства и решили примерно наказать главного виновника. Вскоре в отдалённом таёжном стойбище появились нукеры. Тэмучжин скрылся в тайге. Однако нукеры не уезжали. Разместившись по тёплым юртам, они спокойно ждали беглеца. Наступала осень, а с ней время холодов, настоящих сибирских морозов.
Девять дней Тэмучжин скрывался в тайге, терпя голод и холод, ибо страх был больше. Однако на девятый день голод и холод настолько возросли, что превысили страх наказания, и Тэмучжин сам вышел из леса. Тринадцатилетнего злодея связали и отвезли в ставку кият-борчжигинов. Здесь его заковали в тяжёлые колодки, как раба. Началась новая рабская жизнь Тэмучжина…
_____________________________________
1В 630 году пал I Тюркский каганат.
2Ашина (чино) – «волк» (тюрк.)
1«Сокровенные сказания монголов» (21)
3Дорбэн – конфедерация (союз) раннемонгольских племён.
4Потомками Бортэ-Чино считали себя роды: борчжигин, тайчжиуты, чжадараны
5ЛЭЭ, 1959; Лигетти, 1955, с. 137.