Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М.→☺

 

Возвращение пропавшего без вести

(рассказ о лётчике Арбузове)

 

В ночь с 14 на 15 августа 1942 года для нанесения бомбового удара по крупному немецкому аэродрому, базировавшемуся в местечке Гривочки (район города Дно Псковской области), вылетела тройка средних бомбардировщиков 815 дальнебомбардировочного полка 280 авиадивизии Волховского фронта под общим командованием заместителя командира авиаэскадрильи капитана А.М.Петрова. При выполнении боевого задания в районе цели были сбиты два самолёта СБ (в том числе и самолёт А.М.Петрова), и лишь третий смог вернуться на свой аэродром.

Шесть членов экипажа со сбитых самолётов с 15 августа стали считаться пропавшими без вести. Но спустя месяц в авиаполк возвратился самый молодой из пропавших лётчиков – 20-летний старший сержант Иван Ермаков. Он рассказал, что сумел выпрыгнуть с парашютом из подбитого самолёта. На остальных пятерых пилотов родственникам были отправлены «похоронки». Получила  такую же (уже после освобождения нашего района)  и жившая  в селе Алексеевка семья Арбузовых - родственников старшего лейтенанта Владимира Ивановича Арбузова, стрелка-бомбардира из экипажа капитана Петрова. В «Книге Памяти» по Покровскому району Орловской области, выпущенной «Орёлиздатом» в 1998 году, лётчик В.И.Арбузов и спустя 56 лет  значился пропавшим без вести.

Долгое время некоторые из родственников  не вернувшихся  с боевого задания лётчиков вели поиски ушедших в неизвестность пилотов, но без особого результата. Однако один из них, внук капитана Петрова, курский журналист Станислав Пискарёв, не прекращал настойчивых попыток всё-таки узнать судьбу своего деда, несколько раз он писал о событиях 1942 года в газете «Курьер». На очередную публикацию в октябре 2009 года откликнулся Сергей Егоров, житель города Дно, рассказавший о том, что рядом с его городом в 1988 году были обнаружены обломки советского бомбардировщика:

«Эта история с найденными частями самолёта началась в июле 1988 года, когда я работал 2-ым секретарём Дновского райкома ВЛКСМ. Был молод, интересовался историей родного края и боевыми действиями на территории района в годы Великой Отечественной войны. Итак, лето 1988 года было очень сухое. Многие реки обмелели. В 6-7 километрах южнее от нашего города Дно протекает река Полонка. В 200-300 метрах от этой реки до войны находился огромный военный аэродром Гривочки со всеми фортификационными сооружениями. В годы войны это был фашистский аэродром с мощной зенитной защитой. В один из июльских дней 1988 года ныряльщик нырнул с возведённых мостков в воду. Когда вылез на берег – оказалось, что рассек себе лоб. Все, кто были на пляже, стали нырять.

Нащупали какой-то предмет, похожий на винт самолёта. Сообщили в райком, военкомат, милицию. На следующий день мы приехали на место. Соблюдая все меры предосторожности, совместно с представителями военкомата и милиции приступили к извлечению на поверхность металлических предметов. В результате этих работ из реки был извлечён мотор М-103 от самолёта СБ и частичные останки экипажа. На моторе удалось прочесть его номер: 033 – 190».

После получения этой информации энтузиастами была создана инициативная группа,  в дело включились псковские поисковики, специалисты по поиску мест гибели и подъёму  обломков сбитых во время войны советских самолётов, - Михаил Романов и Константин Буевич. Работая в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, они выяснили, что номер найденного на дне реки Полонки мотора совпал с номерами в приказе командира 815 ДБАП: «Самолёт СБ 1/221 с моторами М-103 033 – 123 и 033 – 190, как не вернувшийся с боевого задания из боевого состава полка исключить и записать в книгу не вернувшихся с боевого задания самолётов». Итак, в результате усилий нескольких добровольцев-поисковиков выяснилась, наконец, судьба членов экипажей двух пропавших в ночь с 14 на 15 самолётов СБ: все пятеро  погибли у города Дно.

Члены инициативной группы: Станислав Пискарёв, Сергей Егоров, Константин Буевич, Михаил Романов, Илья Прокофьев начали, используя интернет-ресурсы, поиски родственников погибших лётчиков, обратились к поисковикам из тех регионов, откуда родом были пропавшие в 1942 году  пилоты.

Так и я узнал о том, что ищут родственников старшего лейтенанта Арбузова. Алексеевская учительница, руководитель музея боевой славы Алексеевской школы Роза Александровна Ретинская назвала мне фамилии двух семей Арбузовых, проживающих и по сей день в этом селе. В одной из этих семей я вскоре побывал.

Нина Васильевна Арбузова оказалась женой младшего брата Владимира Ивановича Арбузова – Егора Ивановича, умершего несколько лет назад. Она никак не могла сразу вспомнить имя старшего брата мужа, да и не знакома она была с ним  до  войны. Но вот её сын, Михаил, сразу же, сказал, что о дяде Володе, лётчике, несколько раз рассказывал ему отец. Егор Иванович гордился братом и сожалел о том, что ничего не знает о последних днях его жизни. Хороший человек, замечательный механизатор,  в первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, он стал свидетелем боя над Алексеевкой, во время которого был сбит наш  штурмовик. Лётчик погиб, и  местные жители похоронили погибшего на гражданском кладбище. Могильное место 15-летний Егор Арбузов  хорошо запомнил, и когда тридцать лет спустя в Алексеевку приехала мать погибшего, то Егор Иванович показывал ей и только недавно назначенному директору Алексеевской школы Розе Александровне Ретинской эту самую могилу.

Потом захоронение силами коллектива школы и местного колхоза «Красная звезда» благоустроили, почтив, таким образом, память погибшего младшего лейтенанта Николая Максимовича Никишина из 217 штурмового авиаполка 299 штурмовой авиадивизии.

Егор Иванович Арбузов скончался после тяжёлой болезни – вот совпадение! – 5 июля 1986 года, так и не узнав о судьбе брата, зато сумев помочь при жизни родственникам считавшегося долгое время пропавшим без вести Николая Никишина.

А теперь несколько слов о биографии лётчика Владимира Арбузова. Он родился в крестьянской семье 20 июня 1917 года, закончил Алексеевскую семилетнюю школу и поступил в Рязанское пехотное училище имени Ворошилова. По окончании его в 1938 году группе особенно отличившихся лейтенантов предложили поступать сразу же  в Харьковское военно-авиационное училище. Владимир Арбузов успешно закончил  его уже ускоренно,  в 1939 году.

Первый боевой опыт лётчик Арбузов получил, воюя во время советско-финской войны  (в качестве младшего  лётчика-наблюдателя в составе 18 среднебомбардировочного авиаполка – с  19 декабря 1939 по 13 марта 1940 года). Великую Отечественную войну лейтенант начал в том же полку, а со второй половины 1942 года оказался уже в 815 дальнебомбардировочном авиаполку – как стрелок-бомбардир. К сожалению, фронтовая судьба Владимира Арбузова оказалась здесь короткой и закончилась  в ночь с 14 на 15 августа 1942 года, когда его самолёт был сбит над аэродромом  Гривочки.

В августе 2010 года, после согласования всех формальностей с администрацией Дновского района Псковской области, инициативной группой в районе гибели экипажей у аэродрома Гривочки будет установлен памятный знак – в виде лежащего большого металлического креста, формой напоминающего готовый к взлёту самолёт. На одной из боковых плоскостей креста поместят табличку с фамилиями пяти погибших лётчиков (в том числе и старшего лейтенанта В.И.Арбузова), на других плоскостях родственники смогут прикрепить  их фотографии.

Фото Владимира Ивановича Арбузова в лётной форме, сохранившееся в семье его брата, вполне возможно, и будет размещено там,  где сложил свою храбрую голову стрелок-бомбардир, у аэродрома Гривочки, в далёком от Алексеевки Дновском районе Псковской области. Вот это фото, читатель.                                                        

 А.Полынкин.

(При написании статьи использована информация с Форума Поисковых Движений, форумов «Солдат.Ру», «Поговорим об Орле» и сведения Кушелева Г.Ю. – А.П.)

 В.И.Арбузов.

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М.→☺
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
12.07.2025
19.05.2025
Большое спасибо Юрию Ивановичу за его прекрасные стихи а наш адрес, гармонистов, банистов, низкий вам поклон уважаемый Юрий Иванович и долгих лет вам.
С уважением и наилучшими пожеланиями Андрей Воробьёв

11.05.2025
Добрый день, Алексей! Навскидку сказать не могу. Надо уточнить в архиве.
Александр

11.05.2025
Здравствуйте, Александр! Известно ли, сохранилась ли метрическая книга по селу Дубовик за 1875год?

01.04.2025
Да, согласен! Память человеческая бывает, и подводит. Спасибо за напоминание!

01.04.2025
R.I.P. Для орловского краеведения оченьбольшая потеря☹Но, вы забыли, Александр Михайлович, что первая Ваша сАлександром встреча состоялась в Елизаветино 1 мая 2010 года на открытии
памятника художнику А. И. Фомкину. Помнится, что вы с ним долго разговаривали и
обсуждали возможность открытия краеведческого сайта. ТутВаша заметка и его фотографии

18.03.2025
18.03.2025
Добрый день! Есть в списке сельцо Панское, что на Гнилой Плоте. Подскажите, знаете ли вы что за сельцо ? Где оно располагалось?


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2025г.