Всякий, кто хоть раз проезжал в сторону автозаправки, расположенной неподалеку от бывшего автотранспортного предприятия в посёлке Колпна, обращал внимание на стоящие возле него на постаментах «полуторку» и КамАЗ. Их давно считают местными достопримечательностями. Но почему и с чьей легкой руки эти грузовые машины стали украшением нашего поселка, кто управлял ими? Ответит не каждый. Между тем у того и другого грузовика есть своя невыдуманная история.
«Полуторка» на постаменте в Колпне
Инициатором создания этого памятника в честь развития советского автопрома стал бывший директор автохозяйства Владимир Петрович Ботвинков. Коллеги и подчиненные до сих пор вспоминают с теплом то время, когда он находился у руля предприятия, говорят много добрых слов об этом замечательном человеке. Он умел находить общий язык с людьми разного возраста и жизненного опыта, организовывать не только рабочие будни, но и праздничные дни. Недаром его именем названа одна из улиц Колпны в районе маслозавода. По рассказам очевидцев тех лет огромный коллектив АТП постоянно принимал участие в различных массовых мероприятиях.
В коллекции известного колпнянcкого фотографа Евгения Ивановича Куракулова сохранились несколько снимков, на которых запечатлены костюмированные театрализованные шествия на первомайские демонстрации и приуроченные к годовщинам октябрьской революции…
Карапет Антонян у своего "Камаза"
…Оформлением праздничной атрибутики и гримировкой персонажей занимался художник Николай Крупельницкий, которого Ботвинков специально переманил в АТП из отдела культуры, поскольку любил собирать вокруг себя талантливых и неординарных людей. Участвовала в подобных мероприятиях и наша легендарная «полуторка». Вместе с КамАЗом ее водрузили на постамент где-то в середине 80-х годов прошлого века. Заместитель по эксплуатации транспорта Тамара Андреевна Клыкова сразу же придумала объединяющее название композиции «От ГАЗа до КамАЗа». На красной табличке постамента, где стоит маленький грузовик, были выбиты стихотворные строки автомобилю – труженику, которые, по словам водителя АТП Владимира Васильевича Шикалова, принадлежали Крупельницкому:
Промокшая, озябшая.
По Ладоге петлявшая,
Тонувшая, горевшая не раз,
Снаряды доставлявшая,
Детей от бед спасавшая,
Полуторка, полуторка -
Машина марки ГАЗ.
Как утверждают многие работники бывшего автопредприятия, Ботвинков приобрел «полуторку» у одного ветерана войны из села Дросково Покровского района. Она стояла у мужчины дома и использовалась в хозяйских нуждах, в частности, для перевозки сена. Была даже такая версия, что он прошел на ней всю войну и получил от командования в качестве памятного подарка. Чтобы выяснить, так это или нет, потребовалось немало времени. А вот водитель КамАЗа Карапет Арутюнович Антонян нашелся сразу. Он проживает вместе с супругой в частном доме на улице имени 13-й Армии.
Как оказалось, Антонян всю жизнь проработал в АТП, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Родом он из армянской многодетной семьи. Свой КамАЗ «5320» грузоподъемностью 8 тонн получил в конце 1976 года. Это один из первых грузовиков, сошедших с конвейера. Его пригнали из Набережных Челнов, прямо с автозавода.
- На своем КамАЗе я объездил весь бывший СССР, - говорит Антонян. – В Колпну приехал уже после армии на время уборки, а потом решил остаться насовсем. Возил различные грузы: запчасти, колеса на тракторы, стройматериалы и тому подобное. В пути находился до четырех недель и больше. Условий в кабине для отдыха не было, поэтому спал сидя. Особенно тяжело приходилось в жару и мороз. Однажды в Сибири я чуть не замерз. Спасибо местному населению – спасли меня, отогрели. Приходилось отбиваться и от лихих людей… Позднее, когда мой грузовик отправили на постамент, я получил длинномер - седельный тягач «5410» и проработал на нем до самой пенсии.
Чтобы найти владельца «полуторки» пришлось обратиться за помощью к покровскому историку-краеведу Александру Михайловичу Полынкину. Через некоторое время он сообщил, что, по рассказу местного жителя, уроженца деревни Ракитино Александра Михайловича Гаврина, владельцем ГАЗа мог быть участник войны, некий Сергей Сергеевич Филатов. Поскольку названного человека уже не было в живых, мы обратились на сайт «Подвиг народа». Из архивной справки стало известно, что предполагаемый нами человек был в рядах Красной Армии с первых дней войны, награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе также значилось, что Филатов Сергей Сергеевич, рядовой, шофер 309 отдельного ремонтно-восстановительного батальона прошел с боями Западный, Брянский, Сталинградский, Юго-Западный, 3-й Украинский и 1-й Украинский фронты. Призван был Сталинским РВК Украинской ССР. Ранений не имел. Далее следовало краткое изложение боевого подвига: «Товарищ Филатов является лучшим водителем батальона. За время своей работы наездил 91173 км без аварий и капитального ремонта. Весь профилактический ремонт производит сам, что дает возможность бесперебойной работы автомашины. Товарищ Филатов за сбережение автомашины, отличное техническое состояние и безаварийную работу достоин правительственной награды…».
Вначале казалась, что выдвинутая ранее версия полностью нашла свое подтверждение. Однако никаких биографических данных Филатова указано не было, вернее, по каким-то причинам они были удалены. Имелась только дата рождения - 1911 год.
В процессе дальнейшего поиска стало ясно, что названный Гавриным Сергей Сергеевич Филатов – это совершенно другой человек. Он родился 1913 году в деревне Новосильевка Покровского района. К счастью, в Орле и Мценске были обнаружены его родственники. Сын Филатова - Александр Сергеевич - сообщил, что отца в начале войны направили в Ливенский район, а потом - в Русский Брод, он работал в тылу, занимаясь восстановлением разрушенного хозяйства и машинно-тракторной станции. «Полуторку» это предприятие получило в штат только 1949 году. После расформирования хозяйства в 1958 году, машину передали в колхоз имени Ильича Покровского района, а уже потом она досталась Филатову в личное пользование. Однако никаких документальных подтверждений, фотографий этого человека, других письменных свидетельств по данному поводу родственники нам так и не представили. Поэтому полной уверенности в сообщенных фактах нет. Остается надеяться, что со временем ситуация все же разрешиться и нам удастся установить истину. В любом случае, нам есть что помнить, и есть чем гордиться.
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|