Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Карловой Марины

Наши достопримечательности (невыдуманная история)
Опубликовано: 29.10.2015.

Всякий, кто  хоть раз  проезжал в сторону  автозаправки, расположенной  неподалеку  от бывшего автотранспортного предприятия в посёлке Колпна, обращал внимание  на стоящие возле него    на постаментах  «полуторку» и КамАЗ. Их давно считают  местными достопримечательностями.  Но почему и с чьей  легкой руки эти  грузовые машины  стали украшением нашего поселка,  кто управлял  ими? Ответит не каждый. Между тем у того и другого грузовика есть  своя невыдуманная история.

«Полуторка» на постаменте в Колпне

Инициатором создания этого  памятника в честь развития  советского автопрома  стал бывший директор автохозяйства Владимир Петрович Ботвинков.  Коллеги и подчиненные до сих пор вспоминают с теплом то  время, когда  он находился у руля предприятия, говорят много добрых  слов об этом замечательном  человеке. Он  умел находить  общий язык с людьми разного возраста и жизненного опыта, организовывать не только рабочие будни, но  и праздничные дни. Недаром  его именем названа одна из улиц Колпны в районе маслозавода. По рассказам очевидцев тех лет огромный коллектив АТП постоянно принимал участие в  различных массовых мероприятиях.  

В коллекции  известного колпнянcкого фотографа Евгения Ивановича Куракулова  сохранились несколько снимков, на которых запечатлены костюмированные театрализованные шествия на первомайские демонстрации и  приуроченные к  годовщинам октябрьской революции…

Карапет Антонян у своего "Камаза"

…Оформлением праздничной атрибутики и гримировкой  персонажей занимался художник  Николай Крупельницкий, которого Ботвинков специально переманил в АТП из  отдела культуры, поскольку любил собирать вокруг себя талантливых и неординарных людей. Участвовала в подобных мероприятиях и наша легендарная  «полуторка».  Вместе с КамАЗом ее водрузили на постамент где-то  в середине 80-х годов прошлого века. Заместитель по эксплуатации транспорта Тамара Андреевна Клыкова сразу же придумала объединяющее  название композиции  «От ГАЗа до КамАЗа».  На красной табличке постамента, где стоит маленький грузовик, были выбиты стихотворные строки автомобилю – труженику, которые, по словам водителя АТП Владимира Васильевича Шикалова, принадлежали Крупельницкому:

Промокшая, озябшая.
По Ладоге петлявшая,
Тонувшая, горевшая не раз,
Снаряды доставлявшая,
Детей от бед спасавшая,
Полуторка, полуторка -
Машина марки ГАЗ. 

Как утверждают многие работники бывшего автопредприятия, Ботвинков приобрел «полуторку» у одного ветерана войны  из села Дросково Покровского района. Она стояла у мужчины дома и использовалась  в хозяйских нуждах, в частности,  для перевозки сена. Была даже такая версия, что он прошел на ней всю войну и получил от командования в качестве памятного подарка. Чтобы выяснить, так это или нет, потребовалось немало времени. А вот  водитель  КамАЗа  Карапет Арутюнович Антонян  нашелся сразу. Он проживает вместе с супругой в частном доме на улице имени 13-й Армии.

 Как оказалось, Антонян всю жизнь проработал в АТП, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Родом он из армянской многодетной семьи. Свой КамАЗ   «5320» грузоподъемностью 8 тонн  получил в конце 1976 года. Это один из первых грузовиков, сошедших с конвейера. Его пригнали  из Набережных Челнов,  прямо с  автозавода. 

- На своем КамАЗе я объездил весь бывший  СССР, - говорит Антонян. – В Колпну  приехал уже после армии на время уборки, а потом решил остаться насовсем. Возил различные грузы: запчасти, колеса на тракторы, стройматериалы и тому подобное.  В пути находился  до четырех недель и больше.  Условий в кабине для отдыха не было, поэтому спал  сидя. Особенно тяжело приходилось в  жару и мороз. Однажды в Сибири я чуть  не замерз. Спасибо местному населению – спасли меня, отогрели. Приходилось отбиваться  и от лихих людей… Позднее, когда мой   грузовик отправили на постамент, я  получил  длинномер - седельный тягач «5410» и проработал на нем до самой пенсии.

Чтобы найти владельца «полуторки» пришлось обратиться за помощью к покровскому историку-краеведу Александру Михайловичу Полынкину. Через некоторое время он сообщил, что, по рассказу местного жителя, уроженца деревни Ракитино Александра Михайловича Гаврина, владельцем  ГАЗа  мог быть участник войны, некий  Сергей Сергеевич Филатов. Поскольку названного человека уже не было в живых, мы обратились на сайт «Подвиг народа». Из архивной справки стало известно, что  предполагаемый нами человек  был в рядах Красной Армии с первых дней войны, награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе также значилось, что Филатов Сергей Сергеевич, рядовой, шофер 309 отдельного ремонтно-восстановительного батальона прошел с боями Западный, Брянский, Сталинградский, Юго-Западный, 3-й Украинский и 1-й Украинский фронты.  Призван был Сталинским РВК   Украинской ССР.  Ранений не имел. Далее следовало краткое изложение боевого подвига: «Товарищ Филатов является лучшим водителем батальона. За время своей работы наездил 91173 км без аварий и капитального ремонта. Весь профилактический ремонт производит сам, что  дает возможность бесперебойной работы автомашины. Товарищ Филатов  за сбережение автомашины, отличное техническое состояние и безаварийную работу достоин правительственной награды…».

 Вначале казалась, что выдвинутая ранее версия полностью нашла свое подтверждение.  Однако никаких биографических данных Филатова указано не было, вернее, по каким-то причинам они были удалены. Имелась только  дата рождения -   1911 год.   

  В процессе дальнейшего поиска  стало ясно, что названный Гавриным  Сергей Сергеевич Филатов – это совершенно другой человек.  Он родился  1913 году в  деревне Новосильевка Покровского района. К счастью, в Орле и Мценске были обнаружены его родственники. Сын Филатова - Александр Сергеевич - сообщил, что отца  в начале войны направили в Ливенский район, а потом - в Русский Брод, он работал в тылу, занимаясь восстановлением разрушенного хозяйства и машинно-тракторной станции.  «Полуторку» это предприятие получило в штат только 1949 году.  После расформирования  хозяйства в 1958 году, машину передали в колхоз имени Ильича Покровского района, а уже потом она досталась Филатову в личное пользование. Однако никаких документальных подтверждений, фотографий этого человека, других  письменных свидетельств по данному поводу родственники нам так и не представили. Поэтому полной уверенности в  сообщенных фактах нет. Остается надеяться, что  со временем  ситуация все же разрешиться и нам удастся установить истину.  В любом случае, нам есть  что помнить,  и есть чем гордиться.


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Карловой Марины | Добавил: admin (29.10.2015)
Читали статью: 1273 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Diversant  
0
Интересный экземпляр.  ГАЗ -ММ.  Требует реставрации, да и цвет "ядовитый".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
04.12.2025
Анатолий, да, другие населённые пункты в окрестностях Трудок тоже достойны звания!

03.12.2025
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…

03.12.2025
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года)  Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла  Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это.
Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. 
Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.

03.12.2025
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства  о присвоении  СЕЛУ Трудки Покровского района  почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?

30.11.2025
Общая культура кладбищ в широком смысли и частных захоронений зависит и определяется времянем и общий культурой социума.

20.10.2025
Спасибо! Павлу Ивановичу - здоровья и всего-всего-всего!
А.М.Полынкин

20.10.2025
Спасибо за поздравления. Статью дедушке прочитали. Он растрогался, просил передать благодарность за внимание и подарки.

18.10.2025

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2025г.