Глава XIII
Карьера и карьеры
Где-то в начале своего повествования (глава II - «Сага о маслозаводе») я уже писал о почившей в бозе (переведу на всякий случай – «тихо скончавшейся») бугровской промышленности, от которой остались «рожки да ножки». Впрочем, главу Бугровской администрации это ничуть не взволновало, поскольку прямой заинтересованности в сохранении промышленных объектов он не видел: лично ему от них, когда они ещё действовали, ничего не перепадало. А пропали – ну и «чёрт с ними». Люди остались без работы, и количество таких беспрерывно росло все пять лет кармановского руководства, - пустяки, считал Иван Дмитриевич, – пусть идут на биржу, и там им подыщут занятие для заработка. Вообще, честно говоря, Карманов не любил рабочих, поскольку эта категория бугровского населения всегда имела собственное мнение и много раз его высказывала, вплоть до угроз подняться на забастовку. То ли дело родные Ивану Дмитриевичу труженики сельского хозяйства или бюджетники – на них глава всегда мог положиться, а при случае и кнутом помахать, чтобы направить на путь истинный.
Когда прекратил производственную деятельность Бугровский спиртзавод, Карманов внутренне даже обрадовался, поскольку, по его мнению, директор, назначенный инвесторами, новыми владельцами предприятия, вёл себя (по отношению к нему лично) слишком независимо (то есть не приезжал с поклоном, подарками и приглашениями).
А банкротству сразу двух маслозаводов (Бросковского и Бугровского) Иван Дмитриевич и лично поспособствовал. От первого давно остались одни развалины, а на территории второго обосновалась в последнее время какая-то контора по скупке металлолома (а где ещё, как не здесь, ей быть – всё бывшее оборудование на металл вывезли, хотел было написать с «Божьей», но нет, с сатанинской помощью, а теперь и со всего района последние «железяки» на переплавку увезут).
Думаю, об угробленной промышленности достаточно сказано. Пора перейти к тому, что Карманова интересовало гораздо больше, - к карьерам. Дело в том, что, очухавшись после визита бывшего друга-товарища полностью и всё взвесив, Иван Дмитриевич понял, что Маслякову придётся заплатить. Однако Карманов не был бы Кармановым, если бы вдруг решил поделиться нажитым добром. Нет, своё – это святое!
Но откуда тогда взять? Не хотелось Ивану Дмитриевичу лишаться одной из своих «золотых жил», однако спокойствие было дороже. И потому решил он на какое-то время поделиться тем, что лежало буквально под ногами – доходами от продажи песка и глины. Бугровский район этими строительными материалами богат, как никакой другой. Но первые несколько лет кармановского руководства районный бюджет от собственных природных богатств не получал ни копейки, хотя на строившиеся в районе и даже за его пределами дороги каждый день вывозились тысячи тонн и кубов песка и глины.
На вопросы депутатов районного Совета, почему это происходит, Карманов отвечал одинаково: «У нас нет лицензии на эти виды работ, и поэтому мы не имеем права брать деньги за вывозимые стройматериалы».
Конечно, Иван Дмитриевич хитрил, поскольку вывозились песок и глина, конечно же, за деньги, но, по устным договорённостям между Кармановым и дорожниками, эти суммы потихоньку оседали в карманах и сейфах Ивана Дмитриевича. Когда разговоров вокруг песчано-глиняных дел стало больше, Карманов решил быть более осторожным, и районное коммунальное хозяйство успешно получило лицензию на добычу и продажу песка из собственного карьера.
Однако Иван Дмитриевич просто прикрыл этим видимую часть нелегального бизнеса. Ведь карьеров-то в Бугровском районе имелось не один-два. И если с Меряевского и Шутиловского всё вывозилось по счёту и с оплатой, то с других – Бросковского, Горячёвского, Валютинского, Вониловского расчеты шли через главу.
Вот одним из денежных ручейков и решил воспользоваться Иван Дмитриевич, чтобы отдать долги Маслякову. И обстоятельства как бы этому способствовали, поскольку в районе строились сразу четыре дороги по федеральной программе дорожного строительства, и песка на отсыпку «основания» требовалось много.
Опыт манипулирования стройматериалами у Карманова был большой. Он когда-то, с помощью своего влиятельного родственника, сумел «пробить» у прежнего губернатора дорогу до центральной усадьбы колхоза, которым он тогда руководил. Дорожникам, для экономии расходов, он предложил брать песок из колхозного Горячёвского карьера, но… на определённых условиях с выгодой для себя.
По этой дороге спустя какое-то время к Ивану Дмитриевичу приезжал губернатор, похваливший председателя Карманова за настойчивость и хватку (взял в аренду Бросковский маслозавод, помогал строить дорогу, строит за собственные деньги школу в деревне). Не знал глава администрации области, что в каждом из перечисленных дел была у Карманова личная выгода, а как только она заканчивалась, заканчивалась у Ивана Дмитриевича и активность в решении той или иной проблемы.
Маслозавод он разорил, распродав его имущество. При строительстве школы часть стройматериалов шла на строившийся параллельно кармановский особняк, так что школу пришлось достраивать уже на районные средства через несколько лет. Но громко заявить тогда о себе и даже «медальку» получить Карманов успел. И с тех пор, финансово «топя» каждое предыдущее хозяйство, успевал Иван Дмитриевич впрыгнуть на любезно подставленную вышестоящим начальством очередную ступеньку, только чуть повыше.
Карманов привык к своей «везучести» и изворотливости, умению выйти сухим из воды.
Поэтому, не сомневаясь ни минуты, он позвонил своему заместителю: «Алексей Иванович, зайди, надо поговорить».
Суть того, что предлагал глава, Мосолов понял сразу же. Однако, вместо того, чтобы, как обычно, услужливо сказать: «Хорошо, Иван Дмитриевич, будет сделано», Алексей Иванович начал что-то мычать, мяться и даже покраснел (таким Карманов своего зама не видел).
«В чём дело, Алексей?»
«Видите ли, Иван Дмитриевич, условия работы с фирмами изменились»
«Что, стали брать больше для себя?» - иронически ухмыльнулся Карманов.
«Нет, Иван Дмитриевич, они сказали, что будут работать только официально, по соответствующим расценкам»
«Так же они будут больше платить», - удивился глава
«Да, но понимаете, нельзя теперь работать, как прежде. На всех дорожных самосвалах поставили систему ГЛОНАСС, и диспетчер сразу же видит в реальном времени, где находится каждый грузовик, а маршрут чертится сразу же, всё видно, и никто не хочет рисковать», - закончил, наконец, своё длинное оправдание Мосолов.
Чего-чего, а такого свинства лично для себя от новейших технологий Карманов даже предположить не мог…
Александр Полынкин