Художница Антонина Софронова
Как много известных писателей вспоил на своих мелких водах Орел, мы знаем из слов Николая Семеновича Лескова. А вот что касается художников, то здесь орловскому краю повезло меньше. Обычно упоминают Григория Мясоедова (уроженца села Паньково Новодеревеньковского района), Николая Жукова и Василия Мешкова (уроженцы Ельца, ныне Липецкой области), нашего современника А.И. Курнакова.
И редко кто из орловчан вспомнит известную в 20-е годы XX века художницу-авангардистку Антонину Софронову, дочь земского врача Фёдора Софронова.
Разносторонность интересов Федор Васильевич Софронов привил трём своим дочерям. Младшая – Антонина (близкие чаще называли ее Нина) тоже писала стихи, занималась музыкой, но закончила в 1909 году женское коммерческое училище в Киеве (там, где учился отец). Училище было закончено блестяще – с золотой медалью, но дальнейший выбор профессии Антонина Федоровна осуществляла не в сфере коммерции, а между музыкой и живописью.
В 1909 – 1910 годы она училась в Орловской музыкальной школе, но, не закончив ее, уехала в Москву и поступила в художественную школу Ф.И. Рерберга. Закончив ее, Антонина Софронова занимается в студии живописи и рисования И.И. Машкова (1913 – 1917 г.г.).
За время обучения в этой студии Нина Софронова многое успела и многому научилась. Легко и крепко она рисовала обнаженную натуру, натюрморты, один из которых в 1914 году был принят на выставку «Бубнового валета».
В 1915 году Софронова выходит замуж за художника Генриха Блюменфельда, а в 1917 году у них рождается дочь Ирина. Во время учебы в Москве каждое дето Антонина приезжала в гости к родителям, которые с 1909 по 1919 год жили в Орле.
В годы гражданской войны для семьи Софроновых начались тяжелые испытания – в Орле, после заболевания тифом, умерли ее мать – Александра Николаевна и племянница – Наташа. Федор Васильевич Софронов после этих трагических событий, опасаясь все усиливающихся в Орле голода, холода и эпидемий, увозит всю семью – дочерей и внуков в село Дросково, где он ранее проработал более двадцати лет земским врачом.
Вместе с отцом переезжает в Дросково Антонина Федоровна с маленькой дочкой Ириной. Муж, Генрих Матвеевич Блюменфельд, в то время преподавал в Пензенских художественных мастерских, где и скончался в апреле 1920 года от прогрессирующего туберкулеза.
Тяжелые это были времена для художницы Софроновой. Лишь работа спасала ее от тяжелых раздумий. Около года Антонина Федоровна давала уроки рисования в Дросковской школе, а по вечерам и на каникулах занималась творческим делом.
Вот несколько цитат из ее дневника этого периода:
12 июля 1919 года (с. Покровское).
«Классический час русской природы – час заката, сумерек. Час наибольшей насыщенности тонов, цветов, божественной тишины, ароматности воздуха, четкости звуков, значительности слов, лиц, движений».
1 апреля 1920 года (с. Дросково).
«Утром встаешь и видишь нежный сизый туман на полях. Сквозь талый снег все шире проступают черно-фиолетовые пятна земли. Белое кружево на темном бархате. От солнца на деревьях как бы налет золотистой пыли».
10 мая 1920 года (с. Дросково).
«Прохлада и тишина действуют успокоительно. Сижу на ступеньках в саду. Пахнет цветущими яблонями. Слушаю пение баб. Простое и монотонное, оно кажется высокохудожественным по своей слитности с пейзажем».
Именно в этот период Антонина Федоровна много рисует пейзажи и пишет портреты своих близких. Но почти ничего из Дросковского периода не сохранилось. Портрет Федора Васильевича Софронова дольше других существовал в семье Евгении Федоровны, но и он сгорел во время войны – в Мценске в 1941 году.
Осенью 1920 года Антонина Федоровна Софронова, с согласия отца и сестры, оставив маленькую дочь на их попечение (дочь приехала к матери через 5 лет), уезжает из Дросково в Тверь.
С 1921 года Антонина Федоровна уже навсегда переселяется жить и работать в Москву, где преподает живопись и рисунок, сотрудничает в качестве оформителя в журналах и книжных издательствах. Но летом художница всегда выезжает на природу – в Орел, в Подмосковье, на Украину, на Кавказ. Во время войны Антонина Федоровна эвакуируется на Урал, но в 1943 году возвращается снова в Москву.
И все время – работает, работает, работает. В 1962 году, к ее 70-летию в Центральном Доме литераторов организуется большая персональная выставка. 14 мая 1966 года Антонина Федоровна Софронова умерла в Москве, где и была похоронена.
Что же оставила после себя художница Софронова? Прежде всего – весь богатый сельский «сбор» наблюдений и впечатлений от природы средней полосы России, который, живя в деревне, крепко отстоялся в ее душе, донесла она до своих полотен 20-30-х годов.
В собрании Орловского музея изобразительных искусств есть рисунки из серии 1924-1925 годов, которые условно можно назвать «Типы улиц». Многие специалисты считают, что одних этих рисунков достаточно, чтобы упрочить за Софроновой место в истории русского искусства. А в произведениях 20-30-х годов она предстает уже сложившимся мастером со своим почерком, участвует в выставках - в СССР и за границей.
В 1930 году Софронова – участница выставки «Группы 13», где публике были предоставлены ее московские пейзажи. М. Милашевский, один из организаторов выставки, писал о ее картинах: «Как очарователен бархат черных красок Софроновой и легкая «горчинка» всей ее гаммы». К несчастью для Антонины Федоровны, выставка «13» 1931 года получила плохую прессу, а ее участников назвали «13 блаженными» и «13 кустарями-одиночками», после чего вход на многие выставки для них был закрыт. Именно с 30-х годов имя художницы Софроновой становится все менее и менее упоминаемым в печати.
Однако Антонина Федоровна продолжает плодотворно работать, много иллюстрирует классику – А. Блока, А. Белого, А. Грина.
Дочь художницы, тоже художница, И.А. Евстафьева вспоминала, что творческий настрой Софронову не покидал, она жила и творила, отключаясь от любых помех.
Более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям оставила после себя Антонина Федоровна Софронова. К ее живописи подходят слова, записанные когда-то в дневнике ее рано умершим мужем Блюменфельдом: «Живопись должна быть скромная, простая и хорошая. Как настоящее красивое лицо. Чтобы сразу незаметно было».
Лучшие картины Антонины Федоровны Софроновой находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее.
Есть ее картины и на родине – в Орловском музее изобразительных искусств, где художнице посвящён целый зал.
Закончить рассказ об Антонине Софроновой нам хочется ее стихами (она писала их всю жизнь, хотя никогда не пыталась публиковать):
Под голубыми парусами
Готова мысль игрою стать,
И мир обеими руками,
Как чашу пенную принять.
Приложение
Дочь художницы Антонины Софроновой –
о семье Софроновых и о селе Дросково
Ирина Евстафьева
Дросковские корни.
Детские годы и годы ранней юности моей мамы, Антонины Фёдоровны Софроновой, прошли в деревне. Это было большое волостное село Дросково Орловской губернии, раскинувшееся среди необозримых полей. До железной дороги 30 верст. Ближайшие станции: в одном направлении – Ливны, в другом – Малоархангельск.
Глава семейства Фёдор Васильевич Софронов работал в Дросково земским врачом с 1888 по 1908 год. Семья Софронова состояла из его жены, Александры Николаевны Софроновой (в девичестве – Кулаковой), и их четырёх дочерей – Елены, Лидии, Антонины и Евгении, а также приёмной дочери – Вари Чирковой, осиротевшей племянницы Фёдора Васильевича. Большая семья жила в казённой квартире в доме для врачей напротив больницы.
По своим убеждениям и взглядам Фёдор Васильевич был типичным представителем той интеллигенции конца XIX века, которую волновали социальные и философские проблемы, литература и поэзия, стихи Некрасова и Надсона. Сам Фёдор Васильевич тоже писал стихи, и в Киеве, где он учился на медицинском факультете университета, вышел в свет сборник его ранней поэзии под псевдонимом «Ф. Орловский». Некоторые его философские статьи печатались в журнале «Вопросы философии и психологии», издававшемся в Москве. Приезжал он в Москву и с докладом о творчестве норвежского драматурга-символиста Г.Ибсена. Впоследствии он много лет посвятил разбору теории относительности Эйнштейна. Пытался обосновать эту теорию с философской стороны, без математики.
По своей натуре доктор Софронов был живой и деятельный человек. Стремясь улучшить жизнь крестьян, он развил большую общественную деятельность. Организовал строительство новой большой больницы. Затем, для предохранения села от пожаров, под его руководством, была построена плотина и вырыт пруд. Организована и обучена пожарная дружина, и куплено противопожарное оборудование.
Все эти приобретения делались на деньги, вырученные от любительских спектаклей. В эти спектакли Фёдор Васильевич вкладывал много энергии и любви. Он был инициатором создания Дросковского народного театра, в котором был и организатором, и постановщиком, и актёром. Он приобщал к театральным постановкам местную молодёжь. Старшие дочери Елена и Лидия Софроновы (она стала впоследствии актрисой) также играли в спектаклях. Ставили Островского, Чехова, водевили. Афиши печатали типографским способом в Малоархангельске.
А в школе, при участии друга семьи, учителя Александра Васильевича Руднева, проводили для местных жителей вечера художественного чтения, музыкальные вечера. Общественная деятельность Ф.В. Софронова дала свои плоды. В начале XX столетия о Дросково заговорили как о культурном земском центре.
Ко всему этому надо добавить, что Фёдор Васильевич пользовался большой известностью и авторитетом среди крестьян волости как хирург и глазной врач. Больные приезжали к нему издалека, а порой он сам выезжал к ним в одноколке. Крестьяне окрестных деревень за глаза называли его «чародеем».
Своим детям родители стремились дать хорошее воспитание. До поступления их в гимназию с ними занималась приглашённая из орла учительница, Ольга Михайловна Бонч-Осмоловская.
В доме были две библиотеки, для взрослых и для детей. Литературу выписывали из Орла и из Москвы, в том числе и журналы для детского чтения.
Нина – так маму звали близкие и друзья – была в семье третьим ребёнком. Она научилась читать в четыре года, во многом благодаря семейной традиции чтения вслух. Начинали читать с русских народных сказок, Майн Рида, Жюля Верна, затем переходили к Пушкину, Некрасову, Толстому. Родители читали старшим сёстрам, а те – младшим.
А ещё впечатлительную девушку воспитывала в раннем детстве природа родного края. Я хорошо помню наши родные места: просторную улицу, а в конце её двухэтажное здание волостного правления, больницу с аптекой. Под раскидистой липой посреди больничного двора обычно располагались в ожидании приёма крестьяне, приехавшие из дальних деревень. Тропинка вела через фруктовый сад к спуску к пруду. По другую сторону его – подъём на большой выгон, покрытый зеленью, окружённый домиками с церковкой на краю. На выгоне бывали базары и ярмарки с характерной симфонией звуков из скрипа телег, мычания коров, визга поросят, говора крестьян, перелива голосистых свистулек.
Фруктовые сады, небольшая роща да орешник – вот и вся зелень села. Запомнились характерные для наших мест бескрайние степные просторы, убегающие линии горизонта и дорог, разноцветные прямоугольники полей, неожиданные преображения привычного пейзажа от освещения дня и вечерних закатов, утренние туманы, испарения влажной чёрной пахотной земли и нежные краски весенних цветов…
(Из книги «А.Софронова. Записки независимой. Дневники, письма, воспоминания», Москва, 2001, RA).
Примечание:
Евстафьева Ирина Андреевна, живописец и график. Родилась в Орле
24 июля 1917 г., скончалась 22 апреля 2001 г.
Дочь художников Г.М.Блюменфельда (1893-1920) и А.Ф.Софроновой (1892-1966).
1926 - переезд в Москву.
1928 - начало систематических занятий живописью и рисунком под руководством матери.
1933-1937 - учёба в художественном техникуме ОГИЗа в Москве.
1935 - член Московского объединенного комитета художников-графиков.
1937-1972 - работа в издательствах.
1995 - член Международной федерации художников.
Выставляется с 1948.
Персональные выставки:
1981 - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
1985 - Дом культуры "Искра" Ухтомского вертолетного завода им. Н. И. Камова, Москва;
1988 - Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей;
1988 - Выставочный зал ВООПиК (храм св. Георгия на Псковской горке) в Москве;
1996 - Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина
(Большие Вяземы);
1997 - Государственный выставочный зал "Ковчег" в Москве.
Произведения хранятся в Орловском музее изобразительных искусств, в Национальной картинной галерее Республики Коми, г. Сыктывкар, Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (Большие Вяземы), в частных собраниях в Москве и за рубежом)
Александр Полынкин