Главная → Поездки и заседания →☺
Увлеченные:
выставка картин, презентация альманаха и книг
(о 26-ом заседании клуба «Мастера» - 20 апреля 2012 года)
В местечке Каменец, что под старинным покровским селом Верхососенье, из-под причудливых валунов бьет ключ, предания о целебной силе воды из которого передаются на протяжении столетий. Одно время это место, овеянное легендами и былями, было предано забвению. В последние годы по благословению игумена Вениамина, настоятеля Курской Коренной Пустыни (в миру Виктора Анатольевича Королева, уроженца верхососенского края), началось возрождение и Каменца, и местной Богоявленской церкви. К роднику потянулся покровский люд, а затем и паломники из разных уголков Орловщины, и не только. Ключ – чистый словно слеза ребенка, проникновенный, исцеляющий тело и душу – нашел дорогу к людям.
Вот так и ключ творчества – бередящий душу, волнующий сердце, не оставляющий никого равнодушным, не позволяющий мысли «заснуть» – неподвластен мути времени и всегда найдет дорогу к тем, для кого фраза «красота спасет мир» – не пустой звук. Три с половиной года прошло, как двадцать восемь человек – увлеченных личностей, чьи таланты раскрылись в совершенно разных сферах творчества – объединились под крышей клуба «Мастера», отцом-основателем которого выступил покровский краевед и писатель Александр Михайлович Полынкин. Срок – младенческий, а сколько всего сделано хорошего и важного. Клуб изначально и до сегодняшнего дня заявлен как районный, однако с первого дня он не отвечает данному определению: его границы намного шире, поскольку члены клуба живут не только на покровской земле. Я помню во время первого заседания в актовом зале районной администрации на столе стоял самовар. И, как оказалось в дальнейшем, в этом был глубокий смысл: давно известно, что этот предмет быта несет объединяющее начало. С того времени прошло еще двадцать пять заседаний, среди них немало выездных, экскурсионных, – одно интереснее другого, не похожее на предыдущее. Но каждое последующее, тем не менее, носило элемент преемственности, имя которому – большой талант художника, в какой бы сфере он не проявлялся. И еще: наверное, закономерно, с учетом «генов» автора клуба, что атмосфера в мастеровитой семье пронизана чувством любви к своей истории, к своей малой родине. И, видимо, не случайно, заслуженный деятель культуры России, наша землячка А.В. Гольцова на том, первом заседании справедливо заметила:
– Человека нет без Родины, без знания ее истории…
Двадцать шестое заседание «Мастеров», прошедшее 20 апреля, открылось персональной выставкой художественных работ Юрия Ивановича Новикова. Его первой выставкой. И для всех картины, написанные простым карандашом рукой известного графика, стали настоящим откровением. Подчеркиваю – графика, он, в силу скромности, ни разу не заговорил во время представления картин о своих притязаниях художника. Такого Новикова покровчане еще не видели. Талант художника прорвался наружу и с блеском выплеснулся на полотне. Портреты были живыми, а в распоряжении художника всего-то были, по его словам, «тон, линия, штрих и… пятно». Душа героев художественных произведений вырывалась с бумажного полотна. Вот в парадном мундире и фуражке полный кавалер ордена Славы, участник четырех парадов Победы на Красной площади, Почетный гражданин Покровского района Иван Максимович Черкасов на пороге своего дома в Покровском… А вот он уже в доме, в мальчишеском свитере, которые были в «моде» лет пятнадцать назад, прислонился к спинке дивана. Игумен Вениамин на родной верхососенской земле, у могилы местночтимого святого Никодима Верхососенского. Шесть портретов, относящихся к разному возрасту художницы А.Ф. Софроновой, 120-летию со дня рождения которой было посвящено предыдущее заседание клуба, прошедшее в стенах Дросковской сельской библиотеке. Написать картину – великий труд, написать портрет – огромная ответственность: по мнению присутствовавших на заседании членов клуба, Юрий Иванович блестяще справился с задачей.
Художникам, всем творческим людям в какой-то степени присущи черты верования в те или иные приметы… Юрий Новиков отчасти подтвердил это мнение: казалось, на выставке были представлены тринадцать полотен художника, во всяком случае они были вывешены на всеобщее обозрение. Но, видимо, памятуя о мистических свойствах данного числа, Юрий Иванович продемонстрировал и четырнадцатую картину – портрет А.М. Полынкина до поры-времени лежал, что называется, в «кустах», в сторонке. Да и тринадцать, на самом деле с учетом триптиха, при ближайшем рассмотрении превращались в пятнадцать. Такая вот загадка художника для пытливых умов – не от Леонардо да Винчи, а от Юрия Новикова.
Триптих – это три картины, объединенные одной темой – темой возрождения святого кусочка верхососенской земли, где расположен источник, о котором я говорил в начале этого материала. Юрий Иванович – один из тех, кто занимается строительством объектов православного комплекса в Каменце. Здесь он и познакомился с игуменом Вениамином. Вот оно, переплетение тем, сюжетов. Природных ключей и родников человеческих талантов. Были представлены и несколько пейзажей – не менее удивительных, чем портреты известных людей: «Первый снег» – вид по-над рекой Сосной на Богоявленскую церковь в одноименном селе, «Покровская зима» – храм Покрова Божией Матери в райцентре, «Силы небесные» – тот же храм, устремившийся ввысь. Кто-то из мастеров тут же окрестил эту картину на свой лад – «Свечой», и это название с учетом выбранной художником перспективы, на мой взгляд, более подходяще: купола словно пламя свечи на ветру…
Отвечая на вопрос, сколько времени художник посвящает написанию одной картины, Юрий Иванович ответил так:
– Я не сторонник того, чтобы одновременно работать над несколькими произведениями. Что касается времени… все картины уложились в одну зиму.
А.М. Полынкин, как председатель районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, вручил Ю.И. Новикову медаль ВООПИК за большой вклад в дело сохранения памятников истории и культуры.
В свет вышел второй номер периодического издания «Мастеров» – художественно-публицистический альманах, под названием «Мы снова собрались», в котором представлены произведения двух десятков членов клуба. В альманахе – пять разделов: «Память» – материалы, посвященные писателям Александру Тихоновичу Харчикову и Льву Сергеевичу Овалову, а также их стихотворения; «В поэтической гостиной», где представлена поэзия Владимира Дубова, Сергея Ефремова, Юрия Новикова, Ларисы Барановой, Натальи Рыжих, Лилии Новиковой, Сергея Пятишева, Валентины Селютиной и Николая Федина; «Проза» – произведения Александра Полынкина, Андрея Левина, Светланы Карловой, Лилии Новиковой, Натальи Рыжих. В четвертой части альманаха читатели могут познакомиться с творческой мастерской Владимира Сергеева, Анатолия Цуканова, Валентины Харлановой и Любови Сычевой; в пятой «Молодые авторы» – с прозой и поэзией Валентины Авиновой. Авторы альманаха во время заседания читали свои новые произведения.
Представил свои новые книги – «История Орловского края в лицах», «Орловцы – герои войны 1812 года» и «Святые места Верхососенья» – и председатель клуба Александр Полынкин.
Два следующих заседания будут выездными: в мае члены клуба отправятся в старинный Болхов и на святой Кукшинский источник, что во Мценском районе; в июне – в город Ливны.
Сергей Антонов