«Услышьте нас на суше…»
Среди многих тысяч наших земляков, героически защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, были и те, кто сражался с врагом на воде и под водой.
В этом материале речь пойдёт о четверых уроженцах Покровского района, которые до призыва в Красную Армию и моря-то никогда не видели, но так сложились их судьбы, что довелось покровчанам опуститься вместе со своими боевыми товарищами в тёмные морские глубины – и воевать в них, не давая противнику возможности чувствовать себя хозяином на наших морях и океанах.
К началу Великой Отечественной войны у Советского Союза был достаточно мощный подводный флот, основу которого составляли субмарины нескольких типов, самыми популярными и надёжными из которых были «Эски» («С»- средние) и «Щуки» («Щ»).
Николай Курлов служил на подводной лодке «С-11», которая 22 июня 1941 года находилась в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте, где проходила швартовые испытания. После начала войны командование Балтийского флота программу испытаний свело к минимуму, и уже 27 июня «С-11» вступила в строй, перейдя в оперативное подчинение командира 1-ой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота.
Во второй половине июля подлодка выполняла задание в районе Мемеля, во время которого провела одну неудачную торпедную атаку. 2 августа, возвращаясь с позиции, в проливе Соэла-Вяйн (в районе маяка Тоффи) «С-11» подорвалась на донной мине заграждения, выставленного германскими торпедными катерами. Субмарина затонула на 11-метровой глубине. С поверхности воды сопровождавшие лодку катера подобрали тело командира 14 дивизиона подводных лодок Ивана Тузова, тяжелораненых командира подлодки Анатолия Середы и механика, которые умерли, не приходя в сознание.
Из затопленной подлодки, спустя шесть часов после подрыва, удалось через кормовой торпедный аппарат, выбраться троим подводникам. Но среди них не было нашего земляка, моториста Николая Курлова. Он погиб, а общие потери экипажа лодки составили 46 человек. Большинство из них, после поднятия субмарины на поверхность в 1955 году, были похоронены на братском кладбище в Риге.
Имя Николая Ивановича Курлова выбито его земляками на одной из плит воинского мемориала в селе Берёзовка (он был родом из Берёзовского сельского Совета).
На этом же мемориале увековечена память и другого уроженца сельсовета – краснофлотца Алексея Муратова, который служил и воевал на подводной лодке «Щ-301» и чья судьба удивительно и трагически оказалась похожа на судьбу односельчанина Курлова.
28 августа 1941 года «Щ-301» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Грачёва, вместе с другими нашими кораблями, покинула столицу Эстонии Таллинн, уже оставленный советскими сухопутными войсками. Около 21часа 15 минут вечера того же дня, в районе острова Кери, субмарина кормой подорвалась на мине заграждения, выставленного финскими заградителями. При взрыве сразу же погибло 22 члена экипажа, но подлодка некоторое время оставалась на плаву. Командир, осмотрев повреждения, пришёл к выводу, что борьба за живучесть корабля бесполезна, и отдал приказ покинуть его. Подошедшие сторожевые катера сняли с подлодки остатки экипажа – 13 (по другим данным, 14) человек и передали их на штабное судно «Вирония».
Однако оно вскоре тоже погибло на мине, и из оставшихся в живых членов экипажа «Щ-301» до Кронштадта удалось добраться только командиру субмарины Грачёву и одному краснофлотцу. Наш земляк, моторист Муратов, оказался в числе тех 33 подводников, кого навечно приняла в своё лоно морская пучина, и чьей могилой стало всё огромное Балтийское море.
Так уж вышло, что и третий из покровчан-подводников, уроженец села Верхососенье Фёдор Полянцев, по своей воинской специальности тоже был мотористом, а воевал он на подлодке «Щ-214», базировавшейся на Чёрном море. Этой субмарине капризная военная судьба отпустила чуть больше шансов проявить себя, а значит, и чуть дольше позволила пожить членам её экипажа.
С сентября 1941 до лета 1942 года «Щ-214» совершила четыре боевых похода, во время которых произвела две торпедные и три артиллерийские атаки, потопив один вражеский танкер и пять шхун.
Вечером 9 июня 1942 года подлодка завершила очередное патрулирование заданного района и возвратилась на базу в Батуми. Почти сразу же здесь она получила очередное задание – доставить в осаждённый гитлеровцами Севастополь 26 тонн боеприпасов и 4 тонны продовольствия.
19 июня экипаж субмарины задание успешно выполнил. Приняв на борт раненых защитников Севастополя (точное их число осталось неизвестным – от 40 до 65 человек), подлодка направилась в Батуми.
Примерно в 40 милях юго-восточней мыса Ай-Тодор обнаруженную вражеским береговым наблюдательным постом субмарину атаковали два итальянских торпедных катера. С подлодки их заметили слишком поздно. Катера произвели торпедные атаки. Одна из торпед поразила «Щ-214» в носовую часть. В течение минуты подлодка скрылась под водой, унеся на дно моря почти всех членов экипажа.
Итальянцам удалось подобрать из воды двух чудом спасшихся краснофлотцев. Из плена сумел вернуться только один из них – Д.Ф.Плешаков. В конце войны ему удалось бежать из лагеря и повоевать в пехоте.
Вместе с подводной лодкой «Щ-214» на дне покоятся около 100 человек – 39 членов экипажа (в том числе и моторист Фёдор Полянцев) и до 65 человек эвакуировавшихся из осаждённого Севастополя раненых его защитников.
Уроженец деревни Первый Усть-Кунач Дмитрий Черкасов на подводной лодке «Щ-401» командовал отделением комендоров, то есть, в отличие от трёх вышеперечисленных своих земляков, обеспечивавших рабочий ход субмарин, он должен был огнём корабельных пушек уничтожать встречавшегося ему на пути противника.
Поскольку «Щ-401» до апреля 1942 года успела совершить 8 боевых походов, проведя в открытом море 140 суток, то Дмитрию Черкасову не раз приходилось во время выполнения этих заданий применять свои воинские умения. Его субмарина сумела 7 января 1942 года отправить на дно немецкий сторожевой корабль «V-5103», а 19 апреля того же года потопила транспорт «Штенсаас».
23 апреля «Щ-401» сообщила на базу Северного флота (да, эта подлодка воевала не на Балтике, а в морях Северного Ледовитого океана – А.П.) о двух успешных атаках, в которых израсходовала весь боезапас, и о своём возвращении, предположительно, 25-26 апреля. После этого связь с лодкой прервалась. Скорее всего, 24 апреля 1942 года субмарина погибла в районе острова Вардё, подорвавшись на мине.
В т.9 «Книги Памяти» (Покровский и Урицкий районы), на странице 240 Дмитрий Алексеевич Черкасов значится красноармейцем. Этой публикацией мы исправляем допущенную неточность и надеемся, что у наших земляков-подводников (пока мы узнали о четверых) найдутся родственники, для которых их судьба небезразлична: воевать всегда страшно, а каково было им, в мрачных морских глубинах, в которых они навечно и остались?
Запомним их имена, читатель:
моторист Николай Курлов,
моторист Алексей Муратов,
моторист Фёдор Полянцев,
командир отделения комендоров Дмитрий Черкасов.
Александр Полынкин
(при написании статьи использованы сведения Ю.Г.Кушелева, данные ОБД – Мемориал.ru и статьи из Интернета – А.П.)
Неизвестные подводники с лодки С-11
Подлодка Щ-401 возвращается с задания