Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Самурайский меч Евгения Родзевича
Опубликовано: 25.02.2022.

Есть в Орле, в Северном районе, улица, хорошо известная водителям и, пожалуй, единственная из всех транспортных артерий города носящая двойную фамилию – Родзевича – Белевича.

 

Из семьи революционеров

Когда-то, в советские годы, имя этого человека было на слуху, поскольку Владимир Карлович Родзевич-Белевич, сын польского ссыльнопоселенца, родился в Орле, учился в местной  семинарии, но стал революционером, одним из создателей и активных членов первого здешнего марксистского кружка, был товарищем будущего полярного исследователя, своего тёзки Русанова.

Владимир Родзевич-Белевич прожил короткую, яркую жизнь, скончавшись  в 1919 году в Киеве, в возрасте 43 лет.

Его жена, Каллиста Афанасьевна, в девичестве – Турбина, из многодетной семьи ливенского священника, тоже выбрала трудный путь революционерки, а в первые годы Советской власти  была заметной личностью в Ливенском уезде, работая в сфере образования и воспитания молодёжи. Её судьба во многом похожа на судьбу Николая Островского: прикованная к кровати тяжёлой болезнью, она продолжала вести активную общественную деятельность, писала стихи на злобу дня и оставила после себя воспоминания о своей жизни.

У Владимира Карловича и Каллисты Афанасьевны имелся единственный сын - Евгений, о котором и при жизни писали  немного, а после смерти вообще как-то подзабыли. Между тем, это, без всякого сомнения, была выдающая личность, оставившая заметный след в истории советского воздушного флота.

Родился Евгений Родзевич (во взрослой жизни он носил такую, укороченную по сравнению с родителями, фамилию), 18 ноября 1901 года, на Кавказе, в одном из древнейших  городов Грузии - Кутаиси, где его родители работали и занимались революционной деятельностью. Там же был зарегистрирован и брак уроженцев Орловщины.

Евгений Родзевич с родителями

Но семейная жизнь родителей-революционеров не сложилась, и в 1903 году Каллиста Афанасьевна, вместе с маленьким сыном, вернулась на Орловщину. Жила первое время с родителями, в селе Васильевском Ливенского уезда, а потом переселилась в Ливны. В этом уездном городе и прошло время учёбы (в местном реальном училище) и взросления Евгения Родзевича. После установления Советской власти он, по примеру мамы, активно участвовал в общественной жизни, одним из первых вступил в комсомол. После приближения к Ливнам белогвардейских войск генерала Деникина в сентябре 1919 года Евгений покидает малую родину и переезжает сначала в Тулу, а затем в Москву. Так начинается новый, основной этап его жизни, яркий и плодотворный.

От Москвы – до Пекина и Токио

 Молодой ливенский комсомолец, подкованный технически (как-никак, за плечами - реальное училище), увлёкся тем, что привлекало к 20-ые годы множество юных сердец и голов – самолётами. Правда, лётчиком Евгений Родзевич не стал. Зато механиком оказался блестящим. И это не моя характеристика, а его командира, будущего Героя Советского Союза, выдающего лётчика, генерал-полковника, Михаила Михайловича Громова, с которым Евгений Владимирович совершил два труднейших по сложности и длительности нахождения в воздухе, перелёта: первый – по маршруту Москва – Пекин – Токио (10 июня – 2 сентября 1925 года), второй – вокруг Европы: Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва (31 августа – 2 сентября 1926 года).

Теперь чуть подробнее – о первом перелёте, который частенько в те годы называли «великим», потому что он мог бы стать сюжетом для захватывающего приключенческого фильма, основанного на реальных событиях.

Краткую характеристику этого воздушного путешествия дал вскоре после его завершения журнал «Наука и техника» (№33 - август 1925 года),  цитирую: «Условия дальних перелетов по совершенно неисследованному воздушному пути совершенно особые…. Дальний перелет это − экспедиция в неисследованную местность, где важна не быстрота передвижения, а достижение поставленной перед экспедицией цели».

Предприятие оказалось весьма рискованным. «Это была эра, когда в отечественной авиации не было парашютов, никто ещё у нас не летал по компасу. Эта проблема аэронавигации с применением компаса практически ещё не осуществлялась. Были лишь отдельные попытки. Вся экспедиция на шести самолётах летела, ориентируясь только по картам», - так вспоминал Михаил Громов.

Для полёта был выбран первый отечественный массовый самолёт Р-1 конструкции нашего земляка Николая Поликарпова с отечественным же двигателем. В доводке этого двигателя, а потом и в практической его проверке в воздухе принял участие Евгений Родзевич.

Самым сложным и опасным этапом полета являлось пересечение Японского моря шириной 240 км. У таких самолетов не имелось достаточных средств спасения в случае вынужденной посадки на воду. К тому же, в этом районе водилось много акул, из-за чего шансы летчиков уцелеть при аварии были невелики. Кроме того, японское правительство не разрешило пролет над Цусимскими островами, считавшимися закрытой военной зоной.

Но все трудности «Великого перелёта» были успешно преодолены. 2 сентября, в условиях отличной погоды, Громов и Родзевич, стартовав на последнем этапе и сделав промежуточную посадку для заправки топливом, приземлились в Токио. На весь перелёт понадобилось 32 дня  и около 69 часов в воздухе.

Япония встречала советских летчиков как героев. Визит русских авиаторов рассматривался как факт большого международного значения. Искренне говорили о советско-японском сближении, об открытии воздушного пути в Японию через Сибирь. Строили планы дальнейших перелетов и даже создания регулярной воздушной линии. Но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Михаил Громов и Евгений Родзевич в Токио

Участникам перелёта японцы вручили серебряные вазы для цветов и клинки, как наградное оружие. Вот что об этом вспоминал Михаил Михайлович Громов: «На третий день пребывания в Японии мы узнали, что были представлены к ордену Восходящего Солнца — самой высокой японской награде. Но эта награда была отклонена, так как в то время наша страна не принимала наград капиталистических государств, и ордена были заменены серебряными вазочками для цветов. Представитель рода самураев подарил нам по кинжалу — как оказалось, это особый знак уважения. Этими кинжалами японцы делают себе харакири в знак преданности императору после его смерти и в других подобных случаях. Такие подарки принимать разрешалось».

Тот самый самурайский меч

Громов и Родзевич – герои газетных публикаций

Весь маршрут подробно освещали в своих репортажах корреспонденты центральных советских газет («Правда», «Известия», «Ленинградская правда»), а вскоре появился и документальный фильм «Великий перелёт» режиссёра Владимира Шнейдерова. Евгений Родзевич по завершении события, как и  Михаил Громов, был удостоен ордена Красного Знамени.

 

Три дня в небе над Европой и вся жизнь

Осенью 1926 года, уже на другом самолёте, - АНТ-3 – «Пролетарий» (конструкции Туполева) те же герои осуществили ещё один, не менее выдающийся, трёхдневный перелёт через территорию десяти государств, с посадками на аэродромах пяти европейских столиц, преодолев за 34 часа лётного времени свыше 7 тысяч километров. Этим «показом» советская авиапромышленность и её замечательные лётчики доказали всей Европе свою конкурентоспособность.

Как писал Михаил Громов сразу после полёта: «Впечатления от машины у иностранцев огромные».  А о своём бортмеханике он отозвался так: «Механик Родзевич оправдал себя во всех отношениях. Вселяя бодрость, он был ярым противником нытья и уныния, был достойным помощником в трудном пути». А сам Евгений Владимирович успевал ещё и сочинять стихи в промежутках между полётами, выражая свои чувства:

«И реем в просторе, лучами сверкая, летаем на воле, страха не зная».

Полётом 1926 года закончилась лётная карьера Евгения Родзевича. Повышая свой профессионально-технический уровень, он успешно закончил в 1930 году Военно-Воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского и работал на моторостроительных заводах Наркомтяжпрома. В 1932 году выпустил книгу «Советский авиационный мотор». Работал в конструкторском бюро Туполева и на заводе №24 Наркомата авиапромышленности. Принимал активное участие в освоении Севера и был удостоен звания «Почётный полярник»  1940 году и ордена «Знак Почёта».

В годы Великой Отечественной войны полковник Родзевич занимался закупками и поставками авиационного оборудования в США для нужд Красной Армии, сыграл в этом важную роль и удостоился награждения орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени.

Евгений Родзевич – фото из орденской книжки

Евгений Владимирович скончался от туберкулёза лёгких 13 июня 1949 года. Похоронили его на Донском кладбище.

Память о своём родном деде, его документы, фотографии и награды, включая самурайский клинок, бережно хранит его внучка, Ольга Елизарова, которой автор выражает благодарность за предоставленные материалы…

Александр Полынкин

«Орловский вестник» (23 февраля 2022)


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (25.02.2022)
Читали статью: 388 | Комментарии: 1 | Теги: Родзевич-Белевич
Всего комментариев: 1
1 LikaL  
0
Здравствуйте! Я являюсь правнучкой родного брата Владимира Родзевича-Белевича - Валентина Карловича. Прадед был расстрелян как священнослужитель в 1937 году. Читала в интернете про Владимира Карловича и его жену Каллисту, но про сына не знала. Благодарю автора статьи Александра и внучку Евгения Ольгу за возможность узнать новые подробности о своих хоть и дальних, но родственниках. Ольга, была бы рада вами познакомиться. Я живу в Москве, если есть желание пообщаться, напишите мне на почту lika-l@bk.ru.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
22.12.2024
Отличное мероприятие, а самое главное во благо, всем нам мира

17.11.2024
Смотрел карты 1860-1870 годов. Оказывается уже была Кологреевка.

16.11.2024
Да, постараемся этот номер газеты отыскать, если он сохранился - найдём.

15.11.2024
"Недавно один из номеров газеты «На разгром врага» был ЦЕЛИКОМ посвящён рассказам колхозников Покровского района, Орловской области, о зверствах и произволе, которые чинили немцы во время оккупации". Интересно, сохранился ли этот номер газеты? Интересно было бы его почитать, ведь он полностью посвящен нашему району.

01.11.2024
20.10.2024
Да, Павел, вы - молодцы!  Удачи в дальнейших поисках!
А.М.Полынкин

20.10.2024
Добрый день!
Да, в конечном итоге в 2023 г. мы совместно с Внуковым Ю.А. добились установки мемориальной плиты с именами умерших советских солдат на кладбище в д. Давыдово.
Однако, сама могила на данный момент не найдена, а мемориальную плиту установили на краю кладбища.
Попытки добиться поиска самой могилы, чтобы привести это место в надлежащий порядок, я не оставляю.

С уважением, Стогов Павел.

09.10.2024
Очень хорошая новость, это отрадно.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.