Есть в Орле, в Северном районе, улица, хорошо известная водителям и, пожалуй, единственная из всех транспортных артерий города носящая двойную фамилию – Родзевича – Белевича.
Из семьи революционеров
Когда-то, в советские годы, имя этого человека было на слуху, поскольку Владимир Карлович Родзевич-Белевич, сын польского ссыльнопоселенца, родился в Орле, учился в местной семинарии, но стал революционером, одним из создателей и активных членов первого здешнего марксистского кружка, был товарищем будущего полярного исследователя, своего тёзки Русанова.
Владимир Родзевич-Белевич прожил короткую, яркую жизнь, скончавшись в 1919 году в Киеве, в возрасте 43 лет.
Его жена, Каллиста Афанасьевна, в девичестве – Турбина, из многодетной семьи ливенского священника, тоже выбрала трудный путь революционерки, а в первые годы Советской власти была заметной личностью в Ливенском уезде, работая в сфере образования и воспитания молодёжи. Её судьба во многом похожа на судьбу Николая Островского: прикованная к кровати тяжёлой болезнью, она продолжала вести активную общественную деятельность, писала стихи на злобу дня и оставила после себя воспоминания о своей жизни.
У Владимира Карловича и Каллисты Афанасьевны имелся единственный сын - Евгений, о котором и при жизни писали немного, а после смерти вообще как-то подзабыли. Между тем, это, без всякого сомнения, была выдающая личность, оставившая заметный след в истории советского воздушного флота.
Родился Евгений Родзевич (во взрослой жизни он носил такую, укороченную по сравнению с родителями, фамилию), 18 ноября 1901 года, на Кавказе, в одном из древнейших городов Грузии - Кутаиси, где его родители работали и занимались революционной деятельностью. Там же был зарегистрирован и брак уроженцев Орловщины.
Евгений Родзевич с родителями
Но семейная жизнь родителей-революционеров не сложилась, и в 1903 году Каллиста Афанасьевна, вместе с маленьким сыном, вернулась на Орловщину. Жила первое время с родителями, в селе Васильевском Ливенского уезда, а потом переселилась в Ливны. В этом уездном городе и прошло время учёбы (в местном реальном училище) и взросления Евгения Родзевича. После установления Советской власти он, по примеру мамы, активно участвовал в общественной жизни, одним из первых вступил в комсомол. После приближения к Ливнам белогвардейских войск генерала Деникина в сентябре 1919 года Евгений покидает малую родину и переезжает сначала в Тулу, а затем в Москву. Так начинается новый, основной этап его жизни, яркий и плодотворный.
От Москвы – до Пекина и Токио
Молодой ливенский комсомолец, подкованный технически (как-никак, за плечами - реальное училище), увлёкся тем, что привлекало к 20-ые годы множество юных сердец и голов – самолётами. Правда, лётчиком Евгений Родзевич не стал. Зато механиком оказался блестящим. И это не моя характеристика, а его командира, будущего Героя Советского Союза, выдающего лётчика, генерал-полковника, Михаила Михайловича Громова, с которым Евгений Владимирович совершил два труднейших по сложности и длительности нахождения в воздухе, перелёта: первый – по маршруту Москва – Пекин – Токио (10 июня – 2 сентября 1925 года), второй – вокруг Европы: Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва (31 августа – 2 сентября 1926 года).
Теперь чуть подробнее – о первом перелёте, который частенько в те годы называли «великим», потому что он мог бы стать сюжетом для захватывающего приключенческого фильма, основанного на реальных событиях.
Краткую характеристику этого воздушного путешествия дал вскоре после его завершения журнал «Наука и техника» (№33 - август 1925 года), цитирую: «Условия дальних перелетов по совершенно неисследованному воздушному пути совершенно особые…. Дальний перелет это − экспедиция в неисследованную местность, где важна не быстрота передвижения, а достижение поставленной перед экспедицией цели».
Предприятие оказалось весьма рискованным. «Это была эра, когда в отечественной авиации не было парашютов, никто ещё у нас не летал по компасу. Эта проблема аэронавигации с применением компаса практически ещё не осуществлялась. Были лишь отдельные попытки. Вся экспедиция на шести самолётах летела, ориентируясь только по картам», - так вспоминал Михаил Громов.
Для полёта был выбран первый отечественный массовый самолёт Р-1 конструкции нашего земляка Николая Поликарпова с отечественным же двигателем. В доводке этого двигателя, а потом и в практической его проверке в воздухе принял участие Евгений Родзевич.
Самым сложным и опасным этапом полета являлось пересечение Японского моря шириной 240 км. У таких самолетов не имелось достаточных средств спасения в случае вынужденной посадки на воду. К тому же, в этом районе водилось много акул, из-за чего шансы летчиков уцелеть при аварии были невелики. Кроме того, японское правительство не разрешило пролет над Цусимскими островами, считавшимися закрытой военной зоной.
Но все трудности «Великого перелёта» были успешно преодолены. 2 сентября, в условиях отличной погоды, Громов и Родзевич, стартовав на последнем этапе и сделав промежуточную посадку для заправки топливом, приземлились в Токио. На весь перелёт понадобилось 32 дня и около 69 часов в воздухе.
Япония встречала советских летчиков как героев. Визит русских авиаторов рассматривался как факт большого международного значения. Искренне говорили о советско-японском сближении, об открытии воздушного пути в Японию через Сибирь. Строили планы дальнейших перелетов и даже создания регулярной воздушной линии. Но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Михаил Громов и Евгений Родзевич в Токио
Участникам перелёта японцы вручили серебряные вазы для цветов и клинки, как наградное оружие. Вот что об этом вспоминал Михаил Михайлович Громов: «На третий день пребывания в Японии мы узнали, что были представлены к ордену Восходящего Солнца — самой высокой японской награде. Но эта награда была отклонена, так как в то время наша страна не принимала наград капиталистических государств, и ордена были заменены серебряными вазочками для цветов. Представитель рода самураев подарил нам по кинжалу — как оказалось, это особый знак уважения. Этими кинжалами японцы делают себе харакири в знак преданности императору после его смерти и в других подобных случаях. Такие подарки принимать разрешалось».
Тот самый самурайский меч
Громов и Родзевич – герои газетных публикаций
Весь маршрут подробно освещали в своих репортажах корреспонденты центральных советских газет («Правда», «Известия», «Ленинградская правда»), а вскоре появился и документальный фильм «Великий перелёт» режиссёра Владимира Шнейдерова. Евгений Родзевич по завершении события, как и Михаил Громов, был удостоен ордена Красного Знамени.
Три дня в небе над Европой и вся жизнь
Осенью 1926 года, уже на другом самолёте, - АНТ-3 – «Пролетарий» (конструкции Туполева) те же герои осуществили ещё один, не менее выдающийся, трёхдневный перелёт через территорию десяти государств, с посадками на аэродромах пяти европейских столиц, преодолев за 34 часа лётного времени свыше 7 тысяч километров. Этим «показом» советская авиапромышленность и её замечательные лётчики доказали всей Европе свою конкурентоспособность.
Как писал Михаил Громов сразу после полёта: «Впечатления от машины у иностранцев огромные». А о своём бортмеханике он отозвался так: «Механик Родзевич оправдал себя во всех отношениях. Вселяя бодрость, он был ярым противником нытья и уныния, был достойным помощником в трудном пути». А сам Евгений Владимирович успевал ещё и сочинять стихи в промежутках между полётами, выражая свои чувства:
«И реем в просторе, лучами сверкая, летаем на воле, страха не зная».
Полётом 1926 года закончилась лётная карьера Евгения Родзевича. Повышая свой профессионально-технический уровень, он успешно закончил в 1930 году Военно-Воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского и работал на моторостроительных заводах Наркомтяжпрома. В 1932 году выпустил книгу «Советский авиационный мотор». Работал в конструкторском бюро Туполева и на заводе №24 Наркомата авиапромышленности. Принимал активное участие в освоении Севера и был удостоен звания «Почётный полярник» 1940 году и ордена «Знак Почёта».
В годы Великой Отечественной войны полковник Родзевич занимался закупками и поставками авиационного оборудования в США для нужд Красной Армии, сыграл в этом важную роль и удостоился награждения орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени.
Евгений Родзевич – фото из орденской книжки
Евгений Владимирович скончался от туберкулёза лёгких 13 июня 1949 года. Похоронили его на Донском кладбище.
Память о своём родном деде, его документы, фотографии и награды, включая самурайский клинок, бережно хранит его внучка, Ольга Елизарова, которой автор выражает благодарность за предоставленные материалы…
Александр Полынкин
«Орловский вестник» (23 февраля 2022)
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|