15 апреля 1871 года в России официально открыли Ливенскую железную дорогу, ставшую первой в стране «узкоколейкой», то есть, с шириной колеи в три с половиной фута (1057 мм вместо 1524 мм при нормальной колее – А.П.). Управляющим дорогой был назначен инженер Роберт Петрович фон Дезен.
Из Пруссии – на русскую службу
Он вместе с женой и детьми в том же году поселился в губернском Орле, с которым отныне будут связаны 10 лет его оставшейся жизни. Об этом выдающемся российском специалисте в сфере путей сообщения я и поведу далее речь.
Роберт фон Дезен родился в 1834 году в семье выходцев из Пруссии (по другой версии, он – из остзейских, то есть, прибалтийских немцев – А.П.), поступивших на российскую службу. Дед Роберта, Вилим Петрович Фондезин (именно так тогда писалась его фамилия – А.П.), закончив Морской кадетский корпус, прошёл путь от гардемарина до адмирала и командующего Черноморским флотом. Он участвовал в Семилетней, русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличился в Чесменском (25 июля 1770 года) и Гогландском (6 июля 1788 года) сражениях.
Сын адмирала, Пётр, достойно продолжил традиции отца: 39 лет службы на флоте, отмечен многими наградами, последняя его должность – полковник флотских штурманов, помощник директора Балтийских маяков. Старший сын Петра Фондезина, Карл-Вильгельм, тоже стал морским офицером. А вот Роберт Петрович фон Дезин (фон Дезен), младший внук адмирала, выбрал себе гражданскую стезю.
Остров и Бердянск – начало карьеры
Он закончил институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и по окончании его был командирован в распоряжение инженера С.В.Кербедза для составления проектов мостов на Петербургско-Варшавской железной дороге. Поселился Роберт фон Дезен в городе Остров Псковской губернии. В 1855 году он руководил работами по сооружению моста через реку Великая и на участке Петербургско-Варшавской железной дороги.
Здесь и свела судьба 23-летнего инженер-поручика с 22-летней Евгенией Поздеевой, дочерью надворного советника, помещика сельца Алексеевка.
10 ноября 1857 года они обвенчались в Михайловской церкви (одной из самых древних в Островском уезде Псковской губернии, существовавшей с конца 15 века, – А.П.). В 1859 году родился у молодых первый сын – Алексей (а потом – и ещё трое: Пётр, Николай, Евгений).
В начале 60-ых годов 19 века начальство направило Роберта Петровича на новый ответственный участок работы – сооружать волнорез в только что создававшемся Бердянском порту Таврической губернии (на побережье Азовского моря).
За несколько лет жизни в Бердянске Роберт Петрович не только подтвердил свои блестящие инженерные способности, но и стал (вместе с женой) важной частью местной, немногочисленной, культурной элиты. В зале Коммерческого Собрания он читал лекции по истории Бердянска, об Азовских портах, о железных дорогах, о телеграфах; был главной «звездой» местного самодеятельного театра. Но в Бердянске постигла семью Дезен и трагедия: у них умер двухлетний сын Коля. Да и сам Роберт Петрович тогда сильно заболел и с трудом сумел выздороветь.
Начальник Ливенской железной дороги
А после Бердянска начался орловский период жизни фон Дезена – пик его уже не инженерной, а административной деятельности. Начальником Ливенской железной дороги он оказался строгим, но справедливым. Несколько фактов привели в своей книге «Орловские магистрали» (Орёл, 2006) Алексей Кондратенко и Максим Шаненков. К примеру, когда начальник станции Здоровец Вахрушев нарушил порядок финансовой отчётности и пытался оправдаться по этому поводу, Роберт Петрович добился освобождения его с должности и отправки на службу в армию – в Абхазию, в 160-й пехотный полк. А на место уволенного начальника станции был назначен телеграфист станции Здоровец.
Да и вообще, виноватыми во всех промахах и недоработках на станциях его железной дороги фон Дезен считал начальников станций и с апреля 1871 года всю ответственность официально возложил на них, чтобы не было возможности искать «стрелочников». В одном из писем на имя начальника станции Ливны Роберт Петрович написал, что если тот не организует уборку мусора в садике на станции, на платформе и у жилых домов железнодорожников, то убирать мусор будет сам.
Не был фон Дезен сторонником и распития спиртных напитков в буфетах при станциях, и после скандала в одном из них просто ликвидировал его. Зато не возражал против продажи книг.
При Роберте Петровиче Ливенская железная дорога в мае 1872 года приняла участие во Всероссийской политехнической выставке в Москве, представив на неё паровоз, несколько вагонов и платформу. Наградой за участие стал «Почётный адрес 1-й степени», полученный от комитета выставки.
В общем, все свои силы и энергию, живя в Орле, фон Дезен отдавал главному делу - управлению вверенными ему железными дорогами. Да, именно так, потому что вскоре ему в подчинение отдали и Орловско-Грязинскую железную дорогу.
В 1872 году фон Дезен указом Правительствующего Сената был произведён в статские советники, а в 1876 г. приказом министра путей сообщения получил благодарность за хорошее состояние Орловско-Грязинской и Ливенской железной дорог и удостоился ордена Анны 2 степени.
«Путь к последнему покою…»
Так, выполняя добросовестнейшим образом должностные обязанности, трудился статский советник фон Дезен. Время жизни приближалось к полувековому юбилею. И тут происходит событие, упоминания о котором ни в одном источнике о нём я не встречал. Цитирую выписку из «Метрических книг Петропавловского кафедрального собора Орла за 1880-1882 годы (ГАОО, ф.101, оп.1, ед.хр.3253, на 202 листах): «15 января 1882 года Инженер, статский советник Роберт Петрович фон Дезин из лютеранского вероисповедания присоединен к православию чрез миропомазание – c именем Николай».
Как и почему вполне благополучный в судьбе и карьере, добившийся многого, будучи лютеранином, человек вдруг решает поменять веру и имя – объяснить трудно. Возможно, просто очень долго шёл к этому решению, а теперь осуществил его?
Но уже спустя 10 дней после этого решительного шага случилось трагическое событие – снова цитирую «Метрические книги Петропавловского кафедрального собора»: «25 января 1882 года скончался от апоплексии инженер, статский советник Роберт, в православии Николай Петрович фон Дезин, 48 лет». Отпели его в соборе 28 января, а похоронили на Троицком кладбище Орла – соборне, то есть, при участии многих священнослужителей. Казалось бы, земной путь известного человека завершился здесь, в Орле…
Однако зимой 1996 года школьники-поисковики из Островской школы-гимназии (Псковская область) на кладбище Михайловской церкви (той самой, где венчались фон Дезены – А.П.), у её правого придела, обнаружили захоронение с надписью на памятнике: «Роберт Петрович фон Дезен (1834-1882)». Как могло такое произойти? Единственное объяснение, что вдова статского советника решилась на перезахоронение покойного в её родных местах, и оно случилось некоторое время спустя после смерти мужа. Но почему тогда Евгения Алексеевна не сделала этого сразу? Ведь она была рядом и хоронила Роберта Петровича? В общем, вопросы остаются.
Сама же Евгения Алексеевна фон Дезен умерла в Санкт-Петербурге 22 декабря 1916 года в возрасте 80 лет и завещала похоронить себя «…на Михайловском погосте, рядом с мужем моим, Робертом Петровичем фон Дезеном» (Николаем она его не назвала – А.П.).
Завещание было исполнено…
А заброшенное и повреждённое надгробие инженера фон Дезена на Михайловском погосте в Псковской области, усилиями руководства железной дороги Санкт-Петербург-Витебского региона в 2014 году было восстановлено. Вот так оно теперь выглядит…
Но тайны инженера фон Дезена пока остаются…
Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|