С 20 июля по 4 августа в Топках работали поисковики ОРОО МПО «Огненная дуга».
В Вахте приняли участие 76 человек. Ими за это время вскрыт участок шириной три метра, в длину – более тридцати. Поднят грунт на глубину местами два с половиной, три, четыре метра.
– Подняты останки 105 человек. Здесь ребята из разведки, артиллерии, в общем, из разных подразделений 399 стрелковой дивизии, – говорит руководитель экспедиции Николай Андреев. – Один из них – уроженец Рязанской области, 1920 года рождения, призванный Ленинградским РВК, – Машков Николай Алексеевич. Трое – Ковалевых. Позже назовем их имена и отчества. Кстати, Машков Н.А. не числится в списках на братском захоронении в Топках. При нем обнаружена ложка, на одной стороне выбито «На память МНА», с другой «НАМ» и «Ков.». То есть ложку Машкову подарил один из Ковалевых, потому как дважды повторяется – Машкову и один – Ковалев. Найден один медальон, который надо еще прочитать.
Кроме того, во время раскопок поисковиками обнаружены шесть валенок, ботинок, два противогаза, три каски, два мундштука, пять перочинных ножей, одиннадцать советских монет, один полушубок с шестью пулевыми отверстиями. У одного солдата – старообрядческий нательный крестик.
– Все лежащие здесь солдаты имеют пулевые ранения, не осколочные, – поясняет Николай Анатольевич. – Восемнадцать человек с упаковочными пакетами, ими в случае ранения затыкали раны в груди, чтобы они останавливали кровотечение, тогда раненому было легче дышать, у всех в карманах много патронов.
Все останки расфасованы в эксплуатационные пакеты, их около пятидесяти, и описаны. На следующей вахте, которая состоится этой осенью с 20 сентября по 4 октября, работы будут продолжены.
– Здесь, в Топках, думаю, будет поднято более трехсот человек, – рассуждает Н. Андреев. – Под четыреста. То есть работы еще много, поэтому отряд прибудет большей численностью.
Я трижды за эту вахту встречалась с Николаем Анатольевичем. Два раза в Топках, а третий был в прошедшую субботу 29 июля, когда мы с ним и Иваном Цукановым побывали в деревне Медвежка, на моей малой родине. Это был особый день. Дело в том, что моя бабушка, Анастасия Дмитриевна Миронова, рассказывала мне, что в 43-м году она вместе с односельчанами, которые успели вернуться из эвакуации, и военными собирали и хоронили убитых солдат. Ей в 43-м году было 35 лет, и помнила она все четко и неоднократно говорила мне, где это место. Не показывала. В то время она уже не могла ходить так далеко.
– Это санитарное захоронение. Я давно размышлял, где оно может быть, – говорит Н. Андреев. – Предположительно, два госпитальных у д. Медвежка мы знаем, где.
И вот щупом и металлоискателем в этот день место определилось. А этой осенью во вторую вахту Николай Анатольевич обещает его вскрыть. Он предполагает по очертанию, что здесь находится около 60 человек.
Может, и здесь обнаружатся именная ложка или медальон.
Будем ждать, а опыта поисковикам не занимать. У Ивана Цуканова, которому сегодня только 19 лет, уже четырнадцатая вахта. Он лично поднял около трехсот солдат, нашел семь медальонов. Первый раз он пришел в отряд поисковиков в двенадцать лет, имеет три медали за раскопки. Студент-отличник юридического факультета академии гослужбы. Ну, а о Николае Андрееве, который занимается раскопками с 1975 года, можно писать не одну книгу. Человек-легенда. В Топках у него 36-я вахта, на его счету около пятиста медальонов, тысячи поднятых солдат.
Людмила ИВАНУШКИНА
(«Сельская правда», 5 августа 2022, фото – автора)
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|