Главная → История Покровского края →☺
Как в Покровском районе
железную дорогу пытались построить
Покровский район – один из тех районов области, по территории которых не проходят железные дороги. Так уж сложилось исторически, что строившиеся во 2-ой половине 19 века дороги эти несчастливо обогнули и сам райцентр, и другие населенные пункты края.
Наши соседи – Свердловский, Залегощенский, Верховский, Ливенский, Колпнянский, Малоархангельский районы – все без исключения – вот уже более 100 лет пользуются преимуществами железных дорог для развития экономики своих регионов, а мы, покровчане, только с завистью наблюдаем, как грузится их продукция в вагоны и увозится туда, куда нужно – быстро, экономично, без многочисленных перегрузок из одного вида транспорта в другой.
Страдальцы – студенты, возвращаясь по воскресеньям на учебу в областной центр и провожая взглядом переполненные автобусы, в которые они так и не смогли втиснуться, с «черной завистью» думают: «Вот если б у нас была железная дорога – никаких проблем и никаких мучений мы не имели бы: в поезде всегда несколько вагонов, в каждый из которых может вместиться народу больше, чем в любой автобус».
Руководители сельхозпредприятий, вынужденные во время каждой уборочной отправлять десятки водителей в трудные рейсы на чужие элеваторы, всякий раз мечтали: «Как хорошо было бы иметь свое зернохранилище!» Но их хрустальные мечты рушились уже второй мыслью: «Нет элеваторов без железной дороги».
В общем, каждый покровчанин хоть раз, да говаривал: «Эх, ну почему у нас нет…?»
Вероятно, нечто похожее, но с разными нехорошими эпитетами в адрес глупых русских, вырывалось из глоток фашистских вояк, когда они познали на собственных шкурах все прелести российского бездорожья на примере оккупированных ими поздней осенью 1941 года Покровского и Дросковского районов.
Устанавливая свой «новый порядок» и желая как можно быстрее и надежнее вывозить в Германию добро, отобранное у покровчан, немецкое начальство зимой 1942 года решило построить железнодорожную ветку там, где ее никогда не было – от поселка Колпна до станции Змиевка. Большая часть этой дороги должна была проходить по территории как раз Покровского района.
Если посмотреть на современную карту Орловской области и провести прямую линию от Колпны на Змиевку, то она пройдет между двумя существующими в настоящее время шоссейными дорогами: Колпна – Дросково – Покровское – Змиевка и Колпна – Малоархангельск – Глазуновка – Змиевка.
Именно так (правда, не совсем по прямой) и должна была пройти железная дорога, задуманная немецкими транспортниками. Общая ее длина составила бы 70 километров, и чуть меньше половины из них приходились на территорию Покровского и Дросковского районов (эти районы существовали самостоятельно вплоть до 1962 года).
С конца апреля 1942 года вдоль намеченной дороги началась работа. Все трудоспособные взрослые жители и подростки 15-18 лет под присмотром старост и полицейских каждое утро являлись к отмеченному полотну и получали от гитлеровских инженеров лопаты и норму на день. Чтобы выполнить эту норму, нужно было ударно потрудиться не менее 10 часов с коротким перерывом.
В зоне железной дороги в нашем крае оказались населенные пункты Топки, Лутовиново, Соединитель, Верхососенье. И почти шесть месяцев весны, лета и осени 1942 года население этих сел и деревень до кровавых мозолей трудилось на постройке железнодорожной насыпи, достигавшей 10 метров в ширину и около трех метров в высоту (на низменных участках).
Иногда приходилось, по планам немецких строителей, наоборот, углубляться в землю там, где холмы были чересчур высоки для железнодорожного полотна.
На территории Покровского района – от его границы с Колпнянским до выхода из села Верхососенье, то есть примерно на протяжении 15 километров, к зиме 1942-43 г.г. земляная насыпь была почти полностью готова. Через ручей Топкий Ржавец (у деревни Ломатовка) и через реку Сосна (в центральной части Верхососенья) немецкие саперы перебросили два капитальных, металлических моста. Начался и завоз шпал, да помешала начавшаяся зима.
А уже в феврале 1943 года большая часть Дросковского и Покровского районов была освобождена от фашистов в ходе нашего наступления, развернутого войсками 48-й Армии в направлении на Змиевку.
Так немецкие замыслы по строительству дороги Колпна – Змиевка оказались похороненными. А нашим солдатам и местным жителям – тогда, сразу после освобождения, было не до этой немецкой дороги, тем более, что воспоминания у покровчан о труде на ее строительстве остались не самые лучшие.
И потому уже до лета 1943 года мосты были разобраны. Металлические части потребовались военным, а деревянные пошли на дома местным жителям. А вот железнодорожная насыпь местами видна и сейчас, спустя уже 60 с лишним лет.
Особенно хорошо заметна та часть, что выходит к реке Сосне в центре села Верхососенья – там, где был когда-то второй мост.
А в остальном о первой попытке строительства железной дороги на территории Покровского района остались только воспоминания. Ими и поделились со мной некоторые старожилы района, в частности, Николай Прокофьевич Касьянов (он живет рядом с той немецкой несостоявшейся дорогой, на самой окраине села Верхососенья) и Александра Матвеевна Леонова из села Федоровка.
В 70-80 годы 20-го века по поводу строительства очень нужной Покровскому району «железки» было много разговоров, но до дела так и не дошло.
К началу 90-х наметился сдвиг в решении вопроса, согласовали все вроде бы даже с Москвой. Железнодорожная ветка длиной около 40 километров должна была пройти от станции Русский Брод до райцентра Покровское.
Радостные слухи распространились тогда по району, но наступил 1991 год – рухнул Советский Союз. В 92-ом, как и после освобождения, уже стало не до железной дороги.
А как бы она нам сейчас пригодилась!
Александр Полынкин.
На фото: Николай Прокофьевич Касьянов
Читай также: