Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


ГлавнаяИстория Покровского края →☺

 

 

Как в Покровском районе

железную дорогу пытались построить

 

Покровский район – один из тех районов области, по территории которых не проходят железные дороги. Так уж сложилось исторически, что строившиеся во 2-ой половине 19 века дороги эти несчастливо обогнули и сам райцентр, и другие населенные пункты края.

Наши соседи – Свердловский, Залегощенский, Верховский, Ливенский, Колпнянский, Малоархангельский районы – все без исключения – вот уже более 100 лет пользуются преимуществами железных дорог для развития экономики своих регионов, а мы, покровчане, только с завистью наблюдаем, как грузится их продукция в вагоны и увозится туда, куда нужно – быстро, экономично, без многочисленных перегрузок из одного вида транспорта в другой.

Страдальцы – студенты, возвращаясь по воскресеньям на учебу в областной центр и провожая взглядом переполненные автобусы, в которые они так и не смогли втиснуться, с «черной завистью» думают: «Вот если б у нас была железная дорога – никаких проблем и никаких мучений мы не имели бы: в поезде всегда несколько вагонов, в каждый из которых может вместиться народу больше, чем в любой автобус».

Руководители сельхозпредприятий, вынужденные во время каждой уборочной отправлять десятки водителей в трудные рейсы на чужие элеваторы, всякий раз мечтали: «Как хорошо было бы иметь свое зернохранилище!» Но их хрустальные мечты рушились уже второй мыслью: «Нет элеваторов без железной дороги».

В общем, каждый покровчанин хоть раз, да говаривал: «Эх, ну почему у нас нет…?»

Вероятно, нечто похожее, но с разными нехорошими эпитетами в адрес глупых русских, вырывалось из глоток фашистских вояк, когда они познали на собственных шкурах все прелести российского бездорожья на примере оккупированных ими поздней осенью 1941 года Покровского и Дросковского районов.

Устанавливая свой «новый порядок» и желая как можно быстрее и надежнее вывозить в Германию добро, отобранное у покровчан, немецкое начальство зимой 1942 года решило построить железнодорожную ветку там, где ее никогда не было – от поселка Колпна до станции Змиевка.  Большая часть этой дороги должна была проходить по территории как раз Покровского района.

Если посмотреть на современную карту Орловской области и провести прямую линию от Колпны на Змиевку, то она пройдет между двумя существующими в настоящее время шоссейными дорогами: Колпна – Дросково – Покровское – Змиевка и Колпна – Малоархангельск – Глазуновка – Змиевка.

Именно так (правда, не совсем по прямой) и должна была пройти железная дорога, задуманная немецкими транспортниками. Общая ее длина составила бы 70 километров, и чуть меньше половины из них приходились на территорию Покровского и Дросковского районов (эти районы существовали самостоятельно вплоть до 1962 года).

С конца апреля 1942 года вдоль намеченной дороги началась работа. Все трудоспособные взрослые жители и подростки 15-18 лет под присмотром старост и полицейских каждое утро являлись  к отмеченному полотну и получали от гитлеровских инженеров лопаты и норму на день. Чтобы выполнить эту норму, нужно было ударно потрудиться не менее 10 часов с коротким перерывом.

В зоне железной дороги в нашем крае оказались населенные пункты Топки, Лутовиново, Соединитель, Верхососенье. И почти шесть месяцев весны, лета и осени 1942 года население этих сел и деревень до кровавых мозолей трудилось на постройке железнодорожной насыпи, достигавшей 10 метров в ширину и около трех метров в высоту (на низменных участках).

Иногда приходилось, по планам немецких строителей, наоборот, углубляться в землю там, где холмы были чересчур высоки для железнодорожного полотна.

На территории Покровского района – от его границы с Колпнянским до выхода из села Верхососенье, то есть примерно на протяжении 15 километров, к зиме 1942-43 г.г. земляная насыпь была почти полностью готова. Через ручей Топкий Ржавец (у деревни Ломатовка) и через реку Сосна (в центральной части Верхососенья) немецкие саперы перебросили два капитальных, металлических моста. Начался и завоз шпал, да помешала начавшаяся зима.

А уже в феврале 1943 года большая часть Дросковского и Покровского районов была освобождена от фашистов в ходе нашего наступления, развернутого войсками 48-й Армии в направлении на Змиевку.

Так немецкие замыслы по строительству дороги Колпна – Змиевка оказались похороненными. А нашим солдатам и местным жителям – тогда, сразу после освобождения, было не до этой немецкой дороги, тем более, что воспоминания у покровчан о труде на ее строительстве остались не самые лучшие.

И потому уже до лета 1943 года мосты были разобраны. Металлические части потребовались военным, а деревянные пошли на дома местным жителям. А вот железнодорожная насыпь местами видна и сейчас, спустя уже 60 с лишним лет.

Особенно хорошо заметна та часть, что выходит к реке Сосне в центре села Верхососенья – там, где был когда-то второй мост.

А в остальном о первой попытке строительства железной дороги на территории Покровского района остались только воспоминания. Ими и поделились со мной некоторые старожилы района, в частности, Николай Прокофьевич Касьянов (он живет рядом с той немецкой несостоявшейся дорогой, на самой окраине села Верхососенья) и Александра Матвеевна Леонова из села Федоровка.

В 70-80 годы 20-го века по поводу строительства очень нужной Покровскому району «железки» было много разговоров, но до дела так и не дошло.

К началу 90-х наметился сдвиг в решении вопроса, согласовали все вроде бы даже с Москвой. Железнодорожная ветка длиной около 40 километров должна была пройти от станции Русский Брод до райцентра Покровское.

Радостные слухи распространились тогда по району, но наступил 1991 год – рухнул Советский Союз. В 92-ом, как и после освобождения, уже стало не до железной дороги.

А как бы она нам сейчас пригодилась!

 

Александр Полынкин.

 

На фото: Николай Прокофьевич Касьянов

 

Читай также:

  1. Воспосминания верхососенца. Часть третья. Строительство железной дороги.

 

ГлавнаяИстория Покровского края →☺
 

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
04.12.2025
Анатолий, да, другие населённые пункты в окрестностях Трудок тоже достойны звания!

03.12.2025
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…

03.12.2025
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года)  Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла  Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это.
Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. 
Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.

03.12.2025
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства  о присвоении  СЕЛУ Трудки Покровского района  почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?

30.11.2025
Общая культура кладбищ в широком смысли и частных захоронений зависит и определяется времянем и общий культурой социума.

20.10.2025
Спасибо! Павлу Ивановичу - здоровья и всего-всего-всего!
А.М.Полынкин

20.10.2025
Спасибо за поздравления. Статью дедушке прочитали. Он растрогался, просил передать благодарность за внимание и подарки.

18.10.2025

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2025г.