Главная → История Покровского края →☺
Н.Д. Полонская-Василенко – «Воспоминания»
Часть VII.
Мухортовы.
Дети и воспитатели
У Мухортовых было 14 детей; 4-ро умерли еще в детстве. Отношение к детям в этой интеллигентной семье было чрезвычайно интересно. Рожденные дети отдавались на руки кормилице, конечно, крепостной, лучшей из всех матерей, которые в то время имели своих младенцев. Они поселялись в господском доме, а для кормления их собственных младенцев им дарили коров. Сначала, пока детей было мало, эти кормилицы жили в «детской» комнате, выходившей из коридора, с окном на север. Но дети появлялись чуть не ежегодно. В этой комнате было уже тесно, и тогда маленьких детей с матерями перемещали в комнату в полуподвале. От кормилицы ребенок переходил на руки няни, Параскевы Фалеевны, а дальше - к немке-бонне, Анне Ивановне Назаровой, Закончив этот «цикл» и зная уже хорошо немецкий язык, дети переходили к гувернантке, Елисавете Павловне, смольнянке, проводившей уже с ними регулярное обучение. Девушки кончали курс Института на дому.
Анна Ивановна Назарова, воспитательница
Интереснейшая фигура Анны Ивановны: она пробыла в семье Мухортовых около 60-ти лет и умерла, имея более 90 лет. Происходила она из Риги, поступила в семью Мухортовых уже солидной женщиной: ей было тогда около 40 лет. Она была вдовой и имела взрослых сыновей, которые иногда приезжали к ней. Но сама она никогда не выезжала из Липовицы и не имела никаких других интересов, кроме этой семьи. Я узнала ее уже тогда, когда она была глубокой старухой, худой, с поблекшими светло-серыми глазами, беззубой. Она целый день раскладывала пасьянс, имела хороший аппетит; сначала ежедневно ходила гулять по парку, а в последнее время без конца ходила по балкону, стуча палкой. Она забыла все, что было связано с прошлым. Когда я спросила ее, как звали ее сыновей, она долго смотрела на меня, а потом рассердилась на меня и сказала: «Ты уже большая девочка, душенька, и спрашиваешь такие глупости»,- и раздраженная, ушла от меня, стуча палкой ... Она забыла, как звали ее сыновей. На этой почве - полной потери памяти - возникла такое дело. Анна Ивановна начала болеть. В [семье] Мухортовых встал вопрос: что делать с ней на случай смерти, так как Анна Ивановна была лютеранка; архиерей же Орловский был формалист и держал свою епархию строго, кроме того, и ехать до Орла было не близко: 35 километров лошадьми, и то очень плохими дорогами, и еще по железной дороге около 100 километров. Поэтому и решили предложить ей перейти на православие. Она согласилась легко: ей было уже безразлично ... Всю жизнь она уверяла, что она лютеранка, в Орле ходила в лютеранскую божницу (кажется, кирхи тогда в Орле не было). Пригласили священника, и он сделал все как следует, и Анна Ивановна была принята в лоно православной церкви. Вскоре она умерла и была похоронена на кладбище приходской церкви села Покровского. После того начали рассматривать ее имущество, которое она своим завещанием оставил Мухортовым. И велико было удивление, когда нашли свидетельство о том, что она, перед браком своим с Назаровым, приняла православие. Таким образом, она была дважды присоединена к православной церкви.
Елисавета Павловна, гувернантка
Елисавета Павловна кончила с отличием Смольный Институт и была очень хорошим педагогом. У нее была целая школа, в которой вместе учились дети разных возрастов, и со всеми она хорошо управлялась, [а кроме общих курсов] девушки проходили [еще] полный курс Института, а парни - только готовились в Корпус; она же учила девушек и игре на рояле, танцам и рисованию. О ней все сохраняли лучшие воспоминания. Особенно любила ее моя мать, которая пользовалась исключительной ее любовью и спала в ее комнате - между залой и «детской» комнатой.
Елисавета Павловна оставила семью Мухортовых, когда собиралась выйти замуж. У моей матери хранились ее тетради с письменными задачами, переводами и «сочинениями»: видно, как хорошо и серьезно учились дети под руководством Елисаветы Павловны.
Учителя.
А.И.Цветаев и Х.В.Куприянов
Ее заменили разные репетиторы; младшие братья учились плохо, переходили из класса в классы с задержками - «зимовали». Среди этих учителей выделялись двое: Александр Иванович Цветаев, который был впоследствии профессором Варшавского университета, а позднее - директором Архива «Министерства Иностранных Дел» в Москве, второй учитель - это был Хрисанф Васильевич Куприянов, о котором уже шла речь и кого я буду частенько вспоминать дальше.
Дети. Режим
Режим для детей был суров. Они целый день проводили в своей тесной комнате и только утром приходили поздравлять родителей и пить молоко в зале; к обеду они «имели право» бегать и играть в зале, а после совместного с родителями обеда опять шли в свою комнату - готовить лекции на завтра. Так же приходили на вечерний чай, когда им давали молоко, а старшие - на ужин; младшие ужинали раньше, отдельно. Они не имели права разговаривать на русском языке, а должны были употреблять немецкий и французский - через день. Только со слугами могли они украдкой «перекинуться» русским словом, да и то, если не было поблизости педагогов. Революцию в этом отношении вносили кадеты, когда приезжали на каникулы: они чувствовали себя здесь «экстерриториальными», разговаривали на русском языке, за обедом пили не воду, а квас, который был почему-то запрещен другим детям; а на всякие запреты вообще отвечали: «а в нас в корпусе можно», чем сбивали с толку педагогов. Да и вообще было неясно: кому должны подчиняться кадеты?
В моей жизни я не видела семьи, члены которой имели бы так много общего, как в семье Мухортовых. Все они были темные шатены с карими глазами, высокие (кроме моей матери и старшей сестры ее, Юлии), стройные, с широкими плечами, и вообще, очень красивые. Все имели настолько яркие семейные черты, что бывали частые ошибки, когда одного брата принимали за другого. Имели они также общие черты характера, были «независимы», горды; все интересные и разговорчивые, оживленные, они делались сразу «душою» общества, как только попадали в него. Все братья вели широкую, разгульную жизнь, много пили. Но, несмотря на это, все, все они, за исключением двух, вышли в люди.