Главная → История Покровского края →☺
Бой продолжался на земле
Хмурым утром 29 января 1943 года жители деревни Грязное Покровского района из числа тех, кого гул самолетов не загонял поглубже в подвалы, вышли на улицу. Со стороны станции Русский Брод, держа курс на Змиевку, еще занятую фашистами, показалась группа из десяти советских бомбардировщиков. Гул нарастал, и самолеты вскоре уже были рядом с деревней.
Неожиданно с той же стороны, откуда шли бомбардировщики, появилась еще одна группа самолетов. Их было шестнадцать. Жители приняли их вначале за наши истребители. Вероятно, так же решили и советские летчики, потому что ни один самолет не свернул с намеченного курса. И «мессершмитты» (а это были они) полностью воспользовались таким обстоятельством. Самолеты с крестами на бортах приблизились вплотную к советским бомбардировщикам и открыли яростный огонь. Одна за другой, не успев рассредоточиться, запылали несколько наших машин. Подожженные, они быстро начали падать со сравнительно небольшой высоты.
Не вернувшиеся с боевого задания...
Два самолета упали прямо около деревни Грязное. С первого из них, рухнувшего на поле между деревнями Грязное и Озерное, ни один из летчиков не выпрыгнул. Вероятно, все они были убиты еще в воздухе. Со второго, врезавшегося в заболоченную низину на краю поля, сумели выпрыгнуть два летчика. Но парашют одного из них зацепился за хвостовое оперение, и летчика буквально растрепало в воздухе. С земли было видно, как с него соскочили унты, перчатки, а затем он вместе с самолетом ушел в землю.
Второй летчик с этого самолета благополучно приземлился в двухстах метрах от места падения своего самолета, отстегнул парашют и залег в снегу. В деревне тогда стоял небольшой отряд немцев во главе с комендантом (так звали его местные жители), да было еще человек пять полицаев из местных предателей. Все они ринулись ловить советского летчика. Но вначале по приказу коменданта по заснеженному полю к летчику поползли несколько человек местных из числа фашистских прислужников. Они предложили летчику сдаться. Он крикнул в ответ: «Вы русские? Так ползите обратно – сейчас начну стрелять!»
Предатели сообщили фашистам ответ летчика, тогда комендант, еще ни разу не бывавший на фронте и не знавший, что собой представляют русские люди с оружием в руках, встал в полный рост и крикнул: «Рус, сдавайс!» И тут же получил свинцовый подарок в грудь. Немцы ползком оттащили своего начальника подальше, погрузили на сани и увезли. Может, в госпиталь, а может, и на кладбище – этого из местных жителей никто точно не знал.
Оставшиеся немцы и полицаи рассредоточились по полю и начали окружать летчика со всех сторон. Он отстреливался до последнего патрона, ранил нескольких фашистов, а последнюю пулю пустил себе в висок. Немцы разрешили похоронить героя вместе с еще одним убитым воином на окраине д. Озерное.
Третий самолет упал около деревни Каменка. Один из летчиков этого самолета приземлился в самой деревне. Отстреливался до последнего патрона, потом попытался застрелиться, но фашистская пуля пробила ему кисть руки в тот момент, когда он подносил пистолет к виску. Немцы схватили его.
Из четвертого самолета, который упал недалеко от села Столбецкое, сумел спастись один летчик. Он приземлился на стог сена рядом с поселком Дубки, где его случайно обнаружил местный староста.
Летчик обрадовался, что встретил не фашиста, не полицая, а обыкновенного местного жителя, и потому без колебаний отдал свой пистолет старосте (тот сказал: «Парень, пистолет-то кинь сюда, от греха подальше»). Получив пистолет, староста застрелил летчика. Немцы, искавшие парашютистов, жестоко избили своего прислужника: «Не суйся не в свое дело!».
Пятый самолет упал у деревни Александровка. Сумели выпрыгнуть из него летчики или нет – неизвестно. Что касается остальных наших пяти самолетов, то, может быть, кому-то из них и удалось прорваться к своему аэродрому. А может быть, сбитые самолеты упали на территории соседнего Залегощенского района. Точных данных пока нет. Все населенные пункты, упомянутые в нашем рассказе, расположены на территории Покровского района.
Пятый самолет находился и находится до сих пор на заболоченной окраине поля, примыкающего к большому пруду у деревни Грязное. Что касается этого пятого самолета, то, собственно, с него вся эта история и началась.
Раскопки будут продолжены...
Летом 1982 года, во время одного из походов по местам боевой славы районы, члены клуба «Дорогой отцов» из Покровской средней школы от жителя деревни Грязное Петра Васильевича Средницкого и услышали эту трагическую историю
Петр Васильевич 14-летним мальчиком наблюдал весь бой 29 января. Другой местный житель, Михаил Михайлович Абрамов, показал нам примерное место падения самолета, и вскоре мы его обнаружили.
Из неглубокой ямы, заполненной водой, под ракитой торчал узкий, метровой длины, кусок железа. Это был он, тот самый пятый самолет, ушедший в болотистую почву и по этой причине до сих пор находившийся в земле.
Неоднократно после войны местные ребятишки пытались откопать самолет. Двое мальчишек, в том числе и брат Петра Васильевича Средницкого, подорвались на немецких минах-«лягушках» недалеко от самолета. Вызывали к самолету саперов, а потом вновь пытались его откопать. Удалось вытащить некоторые части, находившиеся на поверхности, в том числе и пулемет. К сожалению, все они уже потеряны. Но откопать самолет хотя бы до половины не удалось ни разу, так как яма сразу наполнялась водой, а стены ее быстро оползали.
У нас был вначале план: если найдем самолет, попытаться откопать его. В первый день мы начали было это делать – изо всех сил старались вытащить торчащую на поверхности, уже ободранную, без обшивки, часть крыла самолета. Но на второй день решили отказаться от каких-либо попыток откопать боевую машину. Дело в том, что нам рассказали продолжение истории – об одной из упавших боевых машин, которую осенью 1946 года местные жители хотели сдать на металлолом.
Шесть человек, уже имевшие опыт в раскопках самолетов из земли, подогнали к этому месту грузовик, прицепили трос, и как только грузовик резко, рывком дернул натянутый трос, раздался страшный взрыв. Бомбы, мирно спавшие в самолете с зимы 1943 года, проснулись и навсегда усыпили всех шестерых людей, производивших раскопки.
Рисковать ребячьими мы не стали и с большим сожалением свернули свой лагерь на живописном берегу грязновского пруда.
А поиск, выяснение фамилий летчиков со сбитых самолетов вскоре мы начали. Через два года, в результате запросов в архивы, удалось выяснить фамилии нескольких летчиков из того трагического рейса: Колчеев Анатолий Сергеевич, командир звена; Ивановский Адам Иванович, младший лейтенант, стрелок-бомбардир звена; Саломатин Илья Иванович, старший сержант, воздушный стрелок-радист; Нефёдов Михаил Васильевич, старшина, командир звена. Все лётчики – из 527 ближнебомбардировочного авиаполка. В братской могиле в деревне Озерное похоронен один из них, кого удалось идентифицировать - старший лейтенант Анатолий Колчеев.
Ещё через несколько лет, узнав от меня место падения «нашего» самолёта, попытались раскопать самолет поисковики из областной организации «Самолёт». Им удалось углубиться в землю больше чем на два метра, вытащить отдельные мелкие детали, в том числе искорёженные патроны от пулемёта. Но вновь заполнившая яму вода не дала возможности добраться до мотора, номер которого позволил бы определить имена лётчиков этого самолёта. Останков их тел тоже найдено не было.
Так что тайна этого самолёта ещё ждёт своего окончательного раскрытия.
Александр Полынкин