100-летняя Александра Овсянникова из Орла открыла свой рецепт долголетия Лицо добродушное, глаза внимательные и немного с лукавинкой. — Как чувствуете себя, Александра Матвеевна? — Ой, спасибо! На своих ногах пока, так что грех жаловаться, — улыбнулась Овсянникова. — Жаль, что слышать стала плохо, телевизор смотреть трудно, зато читаю теперь много. Порадовала Александра Матвеевна тем, что «Орловскую правду» она читает, специально за ней в киоск ходит, чтобы узнать о событиях в области. Совсем недавно с удовольствием прочитала про свою родную деревню Верхососну.
Грамоте долгожительница училась сразу после революции, окончила два класса. Александра и дальше бы пошла, но пришлось нянчиться с братишками и сестрёнками. Но детство всё равно остаётся детством. Находилось время и на игры. Александра Матвеевна помнит, как отец привозил ей из города игрушки. Куклы были с искусственными волосами, тряпичным телом и в красивой одежде. Конечно, чаще куклы шила мама. Тряпичное тело набивалось соломой или золой, лицо разрисовывали ей сами, косы делали из чего придётся. — У отца была своя небольшая мельница, лошадь, корова, — говорит Овсянникова. — Новая власть решила, что это слишком богато. А кто тогда не держал корову или лошадь? В нашей деревне и по нескольку коров держали. В общем, всё отобрали и как раскулаченных отправили в Сибирь и отца, и мать, и братьев. Оттуда вернулся один брат. Меня не тронули, потому что я тогда была уже замужем и формально не считалась членом семьи. Это и спасло мне жизнь. Замуж Александра Матвеевна вышла очень просто. В один прекрасный день в их дом приехал будущий свёкор и забрал Александру в свою семью. Невеста была не против: она знала жениха и он ей нравился. И потом в течение жизни она об этом не жалела. Свадьбу отметили скромно, но у невесты были и платье, и фата. — Я вообще любила форсить, — улыбается Александра Матвеевна. — У меня было пять фабричных платьев, да и сама я иголку в руках держать умела. Тогда все мои сверстницы были рукодельницами. Как же удаётся долгожительнице в 100 лет оставаться жизнелюбивой, любопытной, активной? В чём секрет? — Да какой там секрет, — машет рукой собеседница. — Ешьте чего хочется, но понемногу. Я вот себе и мясо покупаю, и сало, и молоко, правда, колбасу давно уже не ем — не нравится. Ещё и зарядку делаю. Но главное — другое: спокойнее переживайте жизненные беды и трудности. И ещё (Александра Матвеевна простодушно улыбнулась) — я люблю поспать. В молодости, когда появлялась возможность, всегда прикладывалась к подушке днём, хотя бы на полчасика. Не зря ведь в «старой» деревне люди не забывали послеобеденный сон. Правда, и вставали рано. Пожить бы ещё и посмотреть, что дальше будет, если, конечно, на своих ногах... А если умирать, то чтобы без войны.
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года) Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это. Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства о присвоении СЕЛУ Трудки Покровского района почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?