Главная → История Орловского края →☺
Витольд Почернин – повелитель неба
Каждый из нас в жизни хоть раз, но сталкивался с собственными комплексами - своеобразными ограничителями, которые, как автоматы, включаются в нашем сознании в определённые моменты. Робость, нерешительность – самые неприятные из них в наш век рыночных отношений, когда требуется постоять за себя или своих близких.
«Светлая голова» для «тёмного комплекса»
А вот лётчикам, мастерам высшего пилотажа, самого зрелищного и технически сложного вида самолетного спорта, требующего использования предельных возможностей самолета и летчика, на различных соревнованиях приходится постоянно преодолевать многочисленные комплексы.
Каждая фигура пилотажа - это совокупность различных, очень сложных, линий и вращений. Например, вираж с бочками представляет собой разворот на 360° в горизонтальной плоскости (вираж) с одновременным вращением самолета вокруг продольной оси (одна бочка - 360°); бочек может быть от двух до четырех, они должны быть выполнены с постоянной угловой скоростью и равномерно расположены по виражу. Каждая фигура пилотажа имеет коэффициент сложности. Одни комплексы отрабатываются спортсменами в течение нескольких месяцев (обязательный известный и произвольный), другие («темные») составляются непосредственно на соревнованиях из «домашних заготовок» - каждая участвующая команда представляет по одной фигуре.
«Темные» комплексы наиболее сложны для спортсменов, так как они объявляются участникам соревнований за считанные часы до полета и могут быть «отрепетированы» летчиком только на земле и представлены судьям в воздухе с первой попытки.
Весь пилотаж на соревнованиях выполняется в ограниченном пространстве и за ограниченное время. Например, в «темном комплексе» пилот за десять минут должен выполнить 20 фигур. Сложность здесь заключается ещё и в том, что фигуры должны выполняться в определенной последовательности. Любое нарушение границ и времени пилотажа приносит спортсмену значительные штрафы.
Чтобы стать лётчиком - асом высшего пилотажа, нужны годы упорных тренировок, интуиция и – «светлая голова» (особенно – при выполнении фигур в «тёмном комплексе»).
Трудная дорога к небу
Всё это имелось в полном комплекте у Витольда Почернина, орловчанина, члена сборной СССР по высшему пилотажу на III чемпионате мира (1964 год, Испания, Бильбао). Именно он, блестяще выполнив фигуры «темного комплекса», опередил асов из других сборных и стал чемпионом мира в этом труднейшем упражнении.
О Витольде Почернине узнали тогда за рубежом, в нашей стране и, конечно же, на родной Орловщине. А когда в областной прессе появились о земляке первые статьи, орловчане поняли, какой он упорный и целеустремленный спортсмен и человек.
Немало пришлось преодолеть Витольду трудностей, чтобы его мечта о небе стала реальностью. Уже в 10-ом классе Почернин поступил в Орловский аэроклуб, и к моменту окончания школы сомнений по поводу своей дальнейшей профессии и судьбы у него не было: только летное дело.
Без особых проблем, блестяще сдав вступительные экзамены, Витольд стал курсантом авиационного училища, причем, одним из лучших.
Ни одно спортивное соревнование не пропускал он в училище, отлично играл в футбол. Любимый вид спорта и стал причиной поворота в жизни Почернина: на одном из матчей он получил тяжелейший перелом ноги, и диагноз врачей был однозначен – «Отлетал ты, парень, свое». Витольда отчислили из училища и, казалось, с мечтой о небе пора было проститься. Но не тот был человек Почернин, чтобы так вот сразу сдаваться судьбе - злодейке.
Вернувшись в Орел, он пришел в родной аэроклуб и уговорил начальника Федора Васильевича Калашникова взять его в группу летчиков – спортсменов. В состав команды под руководством боевого лётчика, участника Великой Отечественной войны Ю.В.Косарева вошли В. Почернин, Л. Шелагин и А.Лепешкин.
И начались у молодых ребят месяцы упорнейших тренировок, после которых пришли первые успехи: победы на внутриклубных состязаниях. На зональных соревнованиях в Воронеже орловская команда, в состав которой входил Почернин, заняла четвертое место, которое амбициозный командир звена Косарев счел неудачей. Вернувшись в Орел, он потребовал от руководства областного комитета ДОСААФ обеспечить нормальные условия подготовки спортсменов. И вскоре в Орел прибыли новые чехословацкие самолеты «Zet-226» и «Zet-326». На зональных соревнованиях в Брянске и Туле орловские летчики, выступавшие на них, выиграли командное первенство, а Почернин стал победителем в личном зачёте. В 1960 году, на республиканском первенстве, орловчане победили во всех упражнениях. Витольд Почернин в тот год завоевал чемпионский титул в личном зачете и был включен в состав сборной СССР.
Это было начало блестящего лётного пути нашего земляка. Затем последовали новые успехи талантливого летчика – уже на всесоюзных и международных соревнованиях по высшему пилотажу, а потом - выступление на чемпионате мира 1964 года. Именно там, в Испании, наступил «звездный час» Витольда: он стал чемпионом мира в упражнении «темный комплекс».
Почернин никогда не задумывался о своём не совсем обычном имени. Между тем, «Витольд», происходящее от древнегерманского - «Лесной повелитель», наверняка, способствовало тому, чтобы сын земли Орловской стал хозяином гораздо более обширного пространства – небесного, совершая в нём всё, «что хотел».
Первый Заслуженный мастер спорта на Орловщине
В 60-ые годы XX века полетами аса-земляка восхищались тысячи орловчан, присутствовавших на популярных тогда авиационных праздниках.
В 1964 году Витольду Ивановичу Почернину, первому из уроженцев земли Орловской, присвоили звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
Соревнуясь и радуя зрителей, к званию чемпиона мира он успел: добавить три титула чемпиона Европы, закончить машиностроительный институт и долгие годы совмещал работу летчика с работой инженера Орловского института «Гипроприбор».
В 1998 году, учитывая заслуги Витольда Почернина, Российское спортивно-техническое общество (бывшее ДОСААФ, за которое он выступал и которое прославил – А.П.) наградило одного из лучших спортсменов страны середины 60-ых годов медалью трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина.
«Повелитель неба» Витольд Почернин скончался в апреле 2001 года, не дожив и до 70 лет: сказались, всё-таки, годы полетов и перегрузок. Его скромная могила находится на Троицком кладбище.
Уверен, что там, в загробном мире, он чувствует себя лучше многих: как – никак, значительную часть своей жизни Витольд Иванович Почернин провёл в небе, совсем рядом с райскими кущами.
P.S. Жаль только, что нет в Орле уже свыше 50 лет того самого аэроклуба, и некому продолжить славные традиции первого орловского «повелителя неба».
Но совсем недавно одна из новых улиц областного центра стала носить имя Витольда Почернина. Несомненно, что «повелитель неба» это заслужил.
Александр Полынкин