Главная → История Покровского края →☺
Как писатель Корнилий Бороздин
в селе Критово с декабристом познакомился
(окончание)
Корнилий Бороздин – собиратель народных песен
Продолжая рассказ о селе Критово и его хозяйке Е.Н.Козаковой, Бороздин писал: "...гостить мне в таком уголке было особенным удовольствием, я навещал его почти каждое лето, знаком был со многими из соседей моей кузины, находил меж ними людей интересных и высокообразованных и раза два встречался даже у тогдашнего малоархангельского предводителя дворянства, Минха, с Иваном Сергеевичам Тургеневым, сосланным в то время на житье в свою деревню, за известную статью на смерть Гоголя (некролог был опубликован в феврале 1852 г. в "Московских ведомостях", несмотря на цензурный запрет. За ослушание Николай I приказал посадить Тургенева под арест, а затем выслать в Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губ. - его родовое имение; в конце 1853 г. ему было разрешено выехать из деревни: следовательно, Бороздин мог встречаться с И.С.Тургеневым примерно в то же время, что и с А.И. Черкасовым – А.П.).
Но помимо всего сказанного, меня интересовал этот уголок больше всего другою своей стороною, стороною этнографической, народнической: я был тогда одним из немногих собирателей народных сказаний. Деревенские праздники, свадьбы, посиделки, хороводы, сенокосы, страды, кабаки, приходские праздники сделались излюбленными моими местами экскурсий, в них я записывал песни, причитания, поговорки, пословицы, прислушивался к богатой и своеобразной речи народа, затаскивал к себе в Критово слепцов с проводниками и в то время, когда они пели мне свои былины, и я их заносил в сборник, приятель мой, живописец Н.Н.Коренев, гостивший тоже у Елизаветы Николаевны, да и она сама, списывали с них портреты.
Некоторые из этих былин, в качестве вариантов, занесены были впоследствии П.А.Бессоновым в сборник, изданный им под заглавием "Калики перехожие", а также туда же попали и портреты моих слепцов, работы Коренева. Словом, я занимался тогда хождением в народ, по мысли и программе Петра Васильевича Киреевского, толкнувшего на это и товарища моего по университету Павла Ивановича Якушкина, сделавшегося через десяток лет известным собирателем сказаний. Занятие это было в те времена новинкой и многие смотрели на него не без удивления и сарказма. Некоторые из помещиков, узнав о моих экскурсиях, хохотали до слез: "вот что выдумал, тешится слепцами, поющими Лазаря; говорят, запрудил ими Критово... на мужичьих свадьбах, свахи смазывают ему голову коровьем маслом... дворянин не находит лучшего занятия! Вот вам новейшее то поколение". Крестьяне, и в особенности прекрасный их пол, больше всего интересовавший меня своими песнями, иногда искоса глядели на меня и подозревали в задних мыслях.
Становой (пристав – А.П) тоже, при встрече со мной, не упустил случая сострить: "изволите песенки записывать, - вы бы пожаловали в Успенское, там куда как хороши девки" и при этом значительно подмигнул мне глазом. Но все эти экивоки и недоразумения бывали скорее исключением; большинство же относилось к моим записям сочувственно, образованные люди поняли в чем дело, а народ, ценя и любя свои сказания и песни, нисколько не дивился тому, что они мне нравятся и охотно ими со мной делился. Нашлись у меня не мало и помощников и помощниц - соседи Ф.В.Б., барышни Ч (скорее всего, - Чиркины – А.П.). и М. (видимо, Мацневы, - А.П.), сама Елизавета Николаевна, все они стали тоже записывать и присылать мне записанное, так что сборник мой видимо вырастал".
Приезд барона Черкасова в Критово как раз застал молодого этнографа за классификацией своего сборника. С большим пониманием и сочувствием декабрист заговорил с 24-летним фольклористом о его увлечении: «А я слышал уже о Вас и Ваших занятиях от одной из Ваших помощниц, милой барышни Софьи Николаевны Ч. Сочувствую вам и желаю успеха. Давно бы следовало приняться за это дело, народ наш заслуживает изучения. В моей скитальческой жизни я видел его во многих местах и в особенности в Сибири, которую мне привелось исходить и изъездить; он и там почти во всем везде пионер и тем более интересен своей сметливостью, находчивостью и несокрушимым упорством. А богатство его речи изумительно».
С этим богатством, уважаемый читатель, я теперь предлагаю познакомиться и тебе. Прочти и оцени всего лишь два произведения, записанные бароном Алексеем Черкасовым в нашем селе Критово и опубликованные 150 лет тому назад в сборнике «Калики перехожие» (изданы П.А.Бессоновым в 1861-1863 годах – А.П.)
О Егории Храбром
Во седьмом году в восьмой тысячи,
При том царю при Феодоре,
София Премудрая породила три дочери,
Четвертого сына Егория Храбраго:
По колен ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте.
Царище Одемьянище идет, пленит и рубит,
И в полон забирает.
Взял в полон трех девиц, четвертого сына Егория,
И стал его расспрашивать:
-- Скажи, в которую ты веру веруешь
И которому ты Богу молишься?
Поверуй веру мою басурманскую,
Моим врагом, моим идолам. -
"Не хочу я в твою веру веровать,
"А я верую веру самому Христу, Царю небесному,
"И Матери Пресвятой Богородице,
"Святой Троице неразделимой".
Злодей царище и раззлобился и рассердился
Повелел Егория мучити
И муками разнолишними.
Повелел Егория в топоры рубить:
По обух лезвия приломалися,
У мастеров руки опущалися,
Ничего Егорию не вредилося.
Повелел Егория в пилы пилить:
В пилах зубцы притиралися,
У мастеров руки опущалися,
Ничего Егорию не вредилося.
Повелел Егория на воде топить,
Пущал его с белым каменем,
Не добре Егория вода топить:
По верху Егорий воды плавает,
Поет стихи херувимские,
А гласом гласит по-евангельски.
Повелел Егория на смоле варить:
Смола кипит, яко гром гремит,
Егорий по верху смолы плавает,
Поет стихи херувимские,
Гласом гласит по-евангельски.
Повелел на Егория погреба копать;
Глубины погреб сорок сажон,
Поперечины двадцать сажон, -
Засадил Егория в глубок погреб.
3акладал досками жалезными,
Прибивал гвоздями полужеными,
Засыпал песками рудожелтыми;
И сам собою притаптывал,
И приговаривал:
- Что не быть Егорью на святой Руси,
- И не видать Егорью света белого,
- Не слыхать Егорью пенья Божьяго!-
Являнная явилася сама
Мать Пресвятая Богородица,
Свята Троица неразделимая.
И от города от Киева
Поднимались ветры буйные,
Разносило пески рудожелтые,
Посломало гвозди полуженые,
Раздвигало доски железные, -
Стал Егорий по сверх земли,
Земли свято-Русския.
Нету на святой Руси ни стараго и ни малого,
Все поразорено,
Только одна стоит церковь соборная,
В той во церкви во соборныя
Свечи теплятся и Богу молятся:
Стоит София Премудрая
На святых молитвах на Исусовых,
На стоючи Богу молится
О своем сыне об Егории.
Святой Егорий покланяется своей матушке:
"Матушка моя родимая!
"Дай мне свое благославление
"Сходить к царевищу Одемьянищу,
"Оплатить ему дружбу прежнюю,
"Отлить ему кровь горячую,
"Вотвердить веру самому Христу, Царю небесному,
"Матери Богородице,
"Святой Троице неразделимой".
-- Дитя мое, чадо милое!
-- Поди во поле во Латынское,
-- Возьми коня богатырского,
-- Со двумя чепями со железными,
- Со палицей с богатырскою. -
Святой Егорий поезжающи,
Святую веру вотверждаючи,
Наезжал Егорий на те леса дремучие:
Лес к лесу приклоняется,
По сырой земле разстилается,
Не пройтить Егорью, не проехати,
Святой Егорий проглаголавал:
"Стойте, лесы, не шатайтеся".
Ему застава миновалася,
Ничего Егорию не повредилося.
Святой Егорий поезжаючи,
Святую веру вотверждаючи,
Наезжал на горы на толкучия:
Гора с горой сойдутся и не разойдутся,
Не пройтить Егорию, не проехати.
Святой Егорий проглаголавал:
"Горы круты, станьте на одном месте,
"Я на вас на горах на высокия
"Построю церковь соборную,
"У вас будет служба Господняя."
Святой Егорий поезжаючи,
Святую веру вотверждаючи,
Наезжал на стадо на звериное:
Пасут стадо три пастыря,
Три девицы, родные Егорьевы сестрицы.
Тело на них как скора еловая,
А волосы на них как ковыль-трава,
А гласом гласят по звериному,
Не пройтись Егорью, не проехати.
Святой Егорий проглаголавал:
"Вы еси три пастыря,
"Три девицы, родные сестрицы!
"Сойдитесь на Ярдань реку,
"Умойте свои лица белыя,
"Наймались духу неверного,
"Нарастет на вас тело христианское.
"Вы еси звери сурепые /свирепые - Авт./!
"Разойдитеся и разбредитеся,
"По темным лесам,
"По глухим степям:
"Вы ходите в поле повременну,
"Пейте-ешьте повеленное,
"От меня Егория благословенное."
Ему застава миновалася,
Ничего Егорию не вредилося.
Святой Егорий поезжаючи,
Святую веру вотверждаючи,
Наезжал на зверя на огненнаго (на змея - Авт.):
Изо рта у него огонь-поломя,
Из ушей дым столбом валит.
Святой Егорий проглаголавал:
"Ты рассыпься, лют змей, по сырой земли,
"Ты войди, змей, во сыру землю,
"Будешь сыт без эстаго."
Еще застава миновалася,
Ничего Егорию не вредилося.
Святой Егорий поезжаючи,
Святую веру вотверждаючи,
Наезжал на врата Симбирския:
145. На воротах сидит люта Нага птица,
Во когтях держит сетра-рыбу,
Егорий святой проглаголавал:
"Ты еси Нага птица!
"Полети на синё море,
"Ты пусти сетра-рыбу во синё море,
"А детей води на белом камени,
"Будешь сыта без эстого."
Ему застава миновалася,
Ничего Егорью не вредилося.
Святой Егорий поезжаючи,
Святую веру вотверждаючи,
И по городу по Киеву,
Приезжал к царевищу Одемъянищу,
К его палатам белым каменным,
К его крылечку прекрасному.
Злодей царевище Одемьянище
Выступил на крылечко на красное:
Тело на нем яко кора еловая,
Волоса на нем как кавыль-трава,
Гласом гласит по звериному.
И тут Егорий укоряется,
Святому Храброму поклоняется:
-- Не сделай смерть бусурманскую,
-- А сделай смерть христианскую:
- Дай мне сроку на три года! -
"Злодей царевище Одемьянище!
"Не даю сроку на три месяца."
- Дай же мне сроку на три часа. -
"Не даю тебе сроку на минутую"
Победил царевищу Одемьянищу,
Отплатил ему дружбу прежнюю,
Отлил ему кровь горячую,
Вотвердил святую веру самому Христу,
Царю небесному,
Матери Пречистой Богородице,
Святой Троице неразделимой.
Много Егорию похождения
И велико его претерпение:
Претерпел он страсти великия
От того царя Одемьяна;
Тридцать лет и три года
Он стоял за веру христианскую и православную.
Славен Бог и прославися,
Великим имя Господне Его.
Плачем, возвышаем...
Плачем, возвышаем,
По смертный час помышляем!
Прядет последнее время,
Земля и небо потрясется,
Часты звезды на землю скатятся,
Камения распадутся,
Пройдет река огненная,
Пожрет она тварь всю земную.
Михаил Архангел с неба сойдет.
Возойдет на горы на крутыя,
Вострубит во трубы золотыя,
Всех мертвых от гроба разбудит.
Мертвые от гроба возстанут,
В единый лик все будут.
Праведникам Господь глаголет:
"Подите вы, мои возлюбленные,
"Во мое во царство небесно:
"Вы жили - спасились,
"За крест, за молитву стояли!"
А грешникам Господь глаголет:
"Изыди вы прочь, проклятые,
"Во пропасти земляныя:
"Там мука вам вечная,
"Огни вам горят неугасимые,
"Смола вам кипит неутолимая,
"Черви вам кишат неусыпущие!"
А грешные возопияли,
Господа с глаз не спущали:
"Авы, авы, Царь небесный!
За что нас прочь отсылаешь
"От Самого от Царя небеснаго?"
"Как же вас не отсылати?
"Вы воли Господней не творили,
"За крест, за молитву не стояли,
"Закон Мой Господний проступали
"Я Сам Христос от Девы родился,
"Три дня был на распятии,
"Все ради вашего согрешения,
"Ради вашего беззакония:
"И тут же вы не спостились
"И Богу не молились,
"Закон Мой Господний не поимели,
"Закон Мой Божий проступили!"
Слава Отцу и Сыну
-- И Святому Духу,
Аминь!
(Село Критово, Малоархангельского уезда, Орловской губернии, в публикации духовных стихов полностью сохранена орфография и пунктуация оригинала – А.П.)
Дорога в бывшее село Критово
(При написании этого очерка автор использовал историко-генеалогическое исследование Д.И.Корнющенко и Е.Д. Макеевой «Род Черкасовых в истории России XVII-XX столетий», Москва, 2006 – А.П.).