25 октября 1912 года (по новому стилю - 7 ноября, ровно за 5 лет до Октябрьской революции – А.П.) в селе Никольское Философской волости Орловского уезда (ныне – Свердловского района – А.П.), в крестьянской семье Ивана Никитича и Софьи Яковлевны Чинёновых родился сын, названный при крещении в Николаевском храме Лазарем.
«Беспризорник» из Третьяковской Галереи
«Дом, в котором прошло его детство, имел четырехскатную соломенную крышу и делился сенями на две половины. В нижней, на земляном полу, стояла русская печь. Зимой под полатями в загородке жил теленок, а в большой клетке пережидали холода петух и курицы. В верхнюю половину, называемую горницей или светелкой, из сеней вели несколько ступенек. В ней был дощатый пол, лавки вдоль стен, большой стол и иконы в красном углу. В горнице принимали гостей, собирались всей семьей по церковным праздникам.
Семилетний Лазарь в полной мере испытал все ужасы Гражданской войны. Голод, холод, скитания по чужим углам. Он умирал, наголо остриженный, в тифозном бараке где-то под Царицыном, но чудом остался жив. Среди горя и слез самым страшным потрясением для детского сознания стал распад семьи. Мать ушла к другому. Отец ей сына не отдал, забрал с собой. Так маленький Лазарь оказался в Москве.
Иван Никитич днем пропадал на работе в железнодорожном депо, вечером учился в партийной школе. Лазарь оставался без присмотра, один на один с соблазнами и с уличными беспризорниками. Чтобы не потерять парня, отец определил его в детский дом имени III Интернационала. Там он пробыл до окончания начальной школы. К этому времени и относится история создания художником Федором Богородским известной картины «Беспризорник», хранящейся ныне в Третьяковской галерее» (из книги Сергея Чинёнова «Слово об отце» - А.П.).
Лазарь Иванович Чинёнов вспоминал, как однажды в детский дом имени III Интернационала пришел художник Богородский. Кроме этюдника и подрамников с натянутым холстом, он принес ворох реквизитной одежды. Познакомившись с ребятами, стал искать выразительный типаж. Для позирования выбрал маленького Лазаря, лицо которого выделялось из общего ряда: широко поставленные глаза, большие припухшие губы, нос уточкой, словно переломленный посередине, и взгляд, не по-детски строгий и напряженный.
Художник попросил Лазаря снять детдомовскую толстовку и примерить принесенную с собой рваную одежонку, поношенную шапку-ушанку. Долго искал нужный ракурс, поворачивал голову, добиваясь нужного освещения. Художник сделал несколько этюдов – портретов в разных позах и в разных одеяниях. Окончательный вариант портрета Богородский дорабатывал в мастерской.
Эта встреча с художником оставила глубокий след в судьбе Лазаря Чинёнова и во многом повлияла на выбор профессии. Лет через пять, году в тридцатом, он увидел свой портрет в образе беспризорника в Третьяковской галерее.
Во время нахождения в детдоме отец всегда был рядом с Лазарем. Часто на выходные забирал его к себе. Когда Иван Никитич женился во второй раз, Лазарь стал частью новой семьи. Со временем у него появились три брата – Володя, Ким, Ваня, и сестренка Аня (тут я сделаю небольшое пояснение: Иван Никитич Чинёнов – известная на Орловщине личность, основатель первой в губернии сельской коммунистической организации в селе Никольское Орловского уезда – А.П.).
Комсомольск-на-Амуре, Пермь, Горький, Киров –
этапы творческого пути
После окончания семилетки в 1930 году Чинёнов поступил в художественную студию на Кропоткинской улице. Затем три года учился на вечернем отделении рабфака при Тимирязевской академии. Работал художником-оформителем на заводе «Динамо» и внештатным художником в газете «Комсомольская правда». В 1933 году сдал экзамены в Московский архитектурный институт, окончив его в 1939 году с дипломом архитектора, подписанным знаменитым академиком А. В. Щусевым, автором проектов Казанского вокзала и мавзолея Ленина.
Свою трудовую деятельность в качестве архитектора Лазарь Чинёнов начал в Комсомольске-на-Амуре. Там он проработал два предвоенных года в управлении капитального строительства судостроительного завода № 199, которое являлось основным застройщиком города. Перед самой войной возвратился в Москву. В июне 1941 года попал не в действующую армию, а в распоряжение наркомата авиационной промышленности, был направлен в город Молотов (Пермь), где сумел зарекомендовать себя как архитектор с самой лучшей стороны.
В целях распространения опыта комплексного проектирования Лазарь Чинёнов был командирован в город Горький и на авиазавод в г. Кирове. Кировская командировка продлилась более года. За это время был выполнен генплан жилого поселка авиазавода № 32, проекты детского сада и детских яслей, амбулатории на 200 посещений, проект реконструкции Дома пионеров и школьников. В 1944 году он стал членом Союза архитекторов СССР.
Карельские следы орловчанина
В 1947 году Чиненова перевели в Петрозаводск на должность главного архитектора города, где он женился на молодой коллеге Лидии Смирновой, с которой прожил долгие годы, воспитав троих детей.
Лазарь Иванович Чинёнов
(фото 1946 года)
Какими же делами Лазарь Иванович остался в памяти как архитектор? Он разрабатывал генплан столицы Карелии, принимал активное участие в строительстве ДК Онежского завода, явился автором проекта дома, построенного в свое время для рабочих и инженеров Онежского завода и прекрасно вписавшегося в городской пейзаж (на углу проспекта Ленина и улицы Энгельса, напротив гостиницы «Северная» в Петрозаводске – А.П.).
За многолетнюю добросовестную работу в области архитектуры в связи с пятидесятилетием Лазарь Чинёнов был награжден в 1962 году почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР. В течение двадцати лет избирался депутатом городского Совета.
В 1965 году Лазаря Ивановича перевели на работу в проектный институт «Карелгражданпроект» на должность главного архитектора института и по совместительству - начальником отдела генпланов. С 1949 по 1962 год он избирался членом правления Карельского отделения Союза архитекторов СССР. Несколько выборных сроков был председателем ревизионной комиссии этой общественной организации.
Коллеги ценили его за глубокие профессиональные знания, за умение отстаивать свою точку зрения, за веселый нрав и присущее ему чувство юмора. На 60-летний юбилей друзья-архитекторы подарили ему большой плакат в целый лист ватмана. На нем Чинёнов был изображен в образе Создателя французского художника Жана Эффеля с лукошком в руках на фоне макета новых кварталов Петрозаводска.
Выйдя на пенсию в 1974 году, продолжал внимательно следить за формированием архитектурного облика Петрозаводска. Когда на страницах газеты «Ленинская правда» развернулась дискуссия о строительстве на месте Петропавловской церкви репетиционного корпуса Музыкального театра, он выступил в защиту сохранения историко-мемориальной части города от современной застройки.
Лазарь Иванович находил время и для поездок с детьми на природу, работе над этюдами. Акварельный пейзаж и портрет были его излюбленными жанрами.
Чиненов творчески работал постоянно, создав десятки пейзажей полюбившейся ему Карелии, галерею рисунков членов своей семьи. Скончался Лазарь Иванович 22 октября 1996 года, похоронили его в Петрозаводске.
Часть художественных работ Чинёнова впервые была представлена на выставке, приуроченной к 100-летию со дня его рождения автора и открывшейся в зале коллегий Министерства культуры Республики Карелия.
К 100-летнему юбилею отца дети, кстати, также люди творческие (Вячеслав – строитель, Сергей – художник, Людмила, как и мать, – преподаватель иностранных языков), подготовили публикацию в декабрьском номере журнала «Север» за 2012 год, а в 2019 году, на основе её, вышла в свет книга с иллюстрациями сына, Сергея Чинёнова, многие моменты которой нашли своё отражение в данном очерке.
Александр Полынкин
(«Орловский вестник», 25 мая 2022)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|