Вначале, уважаемый читатель, несколько слов об одном из самых трагических эпизодов русско-японской войны 1904-1905 годов.
31 марта 1904 года, в 9.43, на рейде крепости Порт-Артур, при попытке флагмана 1-й Тихоокеанской эскадры, эскадренного броненосца «Петропавловск», зайти в гавань, в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Сработали установленные японскими миноносцами мины. Боезапас на «Петропавловске» сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду.
При взрыве и почти мгновенном погружении корабля погибло от 620 до 652 матросов (данные о числе погибших в разных источниках отличаются), 17 или 18 корабельных офицеров, включая вице-адмирала С. О. Макарова, начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа и известного художника-баталиста В. В. Верещагина.
Шлюпки с других кораблей бросились подбирать плававших в воде людей. Удалось спасти 80 человек (7 офицеров и 73 низших чина), включая начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитана II ранга Великого Князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II) и командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева.
О последнем из названных и будет далее мой рассказ. 31 марта (13 апреля – по новому стилю – А.П.) могло стать последним днём его жизни. Но этого не случилось. Однако спустя 15 лет произойдёт другая трагедия, которой и завершится биография одного из известных российских моряков конца XIX – начала XX века.
Николай Матвеевич Яковлев родился 23 марта 1856 года в городе Николаеве Херсонской губернии в семье орловского дворянина, одно из имений которого находилось в селе Яковлево Орловского уезда (в настоящее время – территория Свердловского района – А.П.). Получив первоначальное домашнее образование, Николай в 1873 году поступил в Николаевское юнкерское училище Черноморского флота, в 1876 году стал гардемарином, в качестве которого участвовал в русско-турецкой войне и был награждён медалью «В память русско-турецкой войны 1877—1878». Получив мичманское звание, служил Яковлев на яхте «Пицунда», которая курсировала по акватории Черного моря, заходя в такие города как Николаев, Сухум и Адлер.
В 1882 году он окончил Николаевскую Морскую Академию по механическому отделению и, получив лейтенантское звание, был приписан к корабельному флотскому экипажу Черноморского флота. С 10 октября 1884 года Яковлев исполнял обязанности старшего штурмана на фрегате «Светлана», а с 24 октября 1884 года – на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский», в этот периоды фрегаты курсировали по акваториям Атлантического океана, ходили в кругосветные путешествия, были одними из самых активных кораблей Российского флота.
С мая 1887 года Николай Яковлев становится флотским офицером, приближенным к императорской фамилии. Сначала он - старший штурман императорской яхты «Держава», которая во время службы совершала походы по Балтийскому и Северному морям.
В сентябрь 1889 года Николай Матвеевич прибыл в порт Смирна на крейсер «Память Азова» и вступил в обязанности флаг-штурмана. На этом корабле в 1890-1891 годах цесаревич Николай Александрович, будущий Николай II, совершил плавание на Дальний Восток: из Триесты, пройдя Суэцкий канал, крейсер направился к острову Цейлон, далее плавание проходило так: Сингапур — Батавия — Бангкок — Сайгон — Гонконг — Шанхай — Нагасаки — Владивосток, в каждом порту цесаревича торжественно встречали, готовили обширную программу приемов, чествований, экскурсий и других развлечений, например на Бомбейском рейде кораблям предстояло простоять 42 дня. Это долгое плавание Николай Яковлев сумел сделать безопасным для цесаревича.
23 сентября 1893 года, возможно, в награду за предыдущее плавание, Николай Матвеевич был назначен старшим офицером императорской яхты «Полярная звезда», на которой царская семья совершала визиты в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств.
Став 1 января 1894 года капитаном II ранга, Яковлев продолжил служить рядом с членами императорской фамилии – заведующим на императорском катере «Дагмар», командиром императорской яхты «Марево». Эти суда перевозили императорскую семью на маршрутах по Черному и Балтийскому морям.
Но в 1898 году судьба Н.М.Яковлева делает крутой поворот – в восточную сторону Российской империи: его переводят в Сибирский флотский экипаж - командиром канонерской лодки «Манджур», на которой Николай Матвеевич участвовал в походах Сибирской флотилии. Базируясь во Владивостоке, он нес службу, находясь в распоряжении дипломатических представительств России на Дальнем Востоке, а во время походов над «Манджуром» нередко был флаг начальников и флагманов эскадры Тихого океана.
В 1901 году Яковлев окончил курс Военно-Морских наук Николаевской Морской Академии, получил 6 декабря того же года звание капитана 1-го ранга и был назначен командиром эскадренного броненосца «Петропавловск», совсем недавно вошедшего в состав 1-ой Тихоокеанской эскадры. С началом русско-японской войны корабль под командованием Н.М.Яковлева участвовал в обороне Порт-Артура, ходя под флагом вице-адмирала Макарова.
Николай Матвеевич Яковлев
(портрет в обработке Алексея Пахомова)
А 31 марта (13 апреля) 1904 года случилось то, о чём я поведал в самом начале. 19 апреля, приказом адмирала Алексеева, капитан первого ранга Яковлев был уволен в отпуск в Европейскую Россию по болезни. Но уже 25 октября 1904 года он снова на флоте – как командир 8-го флотского экипажа и строившегося эскадренного броненосца «Император Павел I».
В последующие годы Николай Матвеевич прошёл путь до полного адмирала (30 июля 1915 года), побывав на должностях начальника штаба Кронштадского порта, начальника Главного морского штаба, члена Адмиратейств-совета и председателя комиссии по расследованию причин гибели линкора «Императрица Мария».
С приходом Временного правительства 28 апреля 1917 года адмирал Яковлев был уволен от службы, а после событий Октябрьской революции уехал с семьёй в своё имение, в село Яковлево Орловского уезда.
Дворяне из рода Яковлевых владели им с давних пор и вплоть до событий 1917 года. Мне в Метрической книге Казанской (Преображенской) церкви села Сергиевское (Яковлево) Орловского уезда за 1892 год (ГАОО, ф.101, оп.1, ед.хр.4414, на 56 листах – А.П.), в части первой «О родившихся», удалось найти запись под №47 (цитирую – А.П.):
«5 ноября 1892 года родился, 10 ноября крещён младенец Лев.
Родители: села Яковлева помещик, гвардии корнет и кавалер орденов Лев Львович Яковлев и законная жена его Екатерина Парменовна, оба православные.
Восприемники: болховский помещик, действительный статский советник Петр Алексеев Арбузов и болховская помещица, жена статского советника Софья Алексеева Шеньшина».
Этот Лев Львович Яковлев, гвардии корнет и кавалер орденов, как и его сын, тоже Лев Львович, - родственники командира броненосца «Петропавловск» и совладельцы имения в селе Яковлево. Проживал ли кто из них в послереволюционные годы в населённом пункте – мне пока выяснить не удалось. А вот самому Николаю Матвеевичу довелось обитать здесь вместе с семейством почти два года – до второй половины сентября 1919-ого.
В период приближения деникинских войск к Орлу несколько десятков «ненадёжных элементов» из числа «эксплуататорских классов» Орловской губернской ЧК были взяты в качестве заложников и 2 октября 1919 года расстреляны. В их числе оказался и адмирал Николай Матвеевич Яковлев – герой русско-турецкой и русско-японской войн. Где случилась казнь – не известно, могила до настоящего времени не обнаружена.
Адмирал Яковлев был женат на Анне Михайловне Бодиско, представительнице известного орловского дворянского рода. Она умерла в Орле в 1920 году. Судьба единственной дочери супругов Яковлевых – Анны, остаётся не известной до настоящего времени.
Память адмирала Николая Яковлева пока никак на Орловщине не увековечена. Если проявят инициативу власти Свердловского района, - это будет замечательно: Николай Матвеевич – единственный адмирал-земляк, участник двух войн, кавалер множества российских и иностранных орденов, награждённый золотой саблей с надписью «За храбрость».
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|