150 – 200 лет назад зимние праздники на Орловщине представляли собой невероятное сочетание языческих и христианских традиций.
Этнограф и почётный академик Петербургской академии наук Сергей Максимов отмечал, что по богатству и явной древности обычаев орловский край гораздо ярче северных губерний. Архаическая старина, вера в мифических существ и духов природы сохранилась здесь повсеместно. Причина, по мнению Максимова, в том, что орловские крестьяне были ближе к источникам этих поверий, так как их земля была населена славянами-вятичами задолго до принятия христианства на Руси. Нелегко было проникнуть сюда цивилизации и вообще внешним влияниям, изменяющим условия жизни, быт и культуру народа. Возможно, поэтому известный этнограф представил Орловскую губернию как хранительницу обильной эпической старины.
Славление и ряжение
Подробно узнать о том, как на Орловщине праздновали зимние Святки, можно из книги доцента ОГИИК Веры Белозёровой «Традиционная культура Орловского края». Новогодние празднества начинались с Сочельника - канун Рождества (24 декабря по старому стилю) и длились до Крещения (6 января по ст. ст.). Время от Рождества Христова до 1 января называлось «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страшными».
Святые вечера - это дни празднования Рождества Христова. В «страшные» вечера по церковной легенде разгул нечистой силы по свету связан с искушением Христа перед его крещением. В эти дни Бог открывает ворота ада и позволяет «праздновать бесам» на земле рождение Христа. Подобное разделение святок велось с древности. Святки имеют дохристианское происхождение. Изначально они были посвящены возрождению солнечного года и первым шагам пробуждающейся природы.
Языческие верования довольно сильно укрепились в сознании наших предков (да и в нас тоже). Один из примеров - это тяга к переодеваниям. В Карачевском уезде накануне Нового года молодёжь в масках и карнавальных костюмах «врывалась» в богатые дома, в первую очередь в те, где царило застольное веселье. В определённых рамках допускалось озорство и даже развязность. Шумная ватага в масках или намазанная сажей дурачилась и стремилась быть неузнанной, так как после разоблачения её функция на этом исчерпывалась. Такой фольклорный театр уходит своими корнями в древние обряды, которые являлись одним из самых обычных способов обмануть злых духов.
Персонажи нечисти с рогами, хвостом и помелом значительно оживляли святочные песни. За «славление хозяев дома» и «потеху» они просили угощение и дары (чем больше одарят, тем богаче будет жизнь в Новом году). Молодёжь не скупилась на добрые пожелания, а хозяева - на подарки.
Любовь к игрищам с ряжением и масками была в народе столь велика и долговечна, что церковные гонения, княжеские и царские запреты не могли отвадить его от традиционных зрелищ. Лучшие представители православной веры осуждали языческие оргии. С целью обратить сознание людей к истинному пониманию празднования Новолетия и отторжения языческих суеверий от христианской веры церковь приняла многие меры. К примеру, в 1899 году церковь, решив «образумить» орловского обывателя, впервые пригласила всех желающих на празднование Нового года в Петропавловский собор г. Орла. Со временем этот обычай укрепился по всем орловским церквам.
Игрища
Значительное место на Святках занимали игры. Некоторые игрища порой поражали грубостью нравов даже очевидцев. Священнослужители называли такие игрища «бесовскими», так как усматривали в них остатки язычества и того двоеверия, с которым они энергично боролись.
Повсеместно бытовала игра в молчанку, известная и теперь. По команде все участники должны хранить серьёзное молчание. Нарушившим это условие давалось какое-нибудь задание: съесть уголь, поцеловать старуху, сходить ночью на гумно и т.д.
Существовал целый ряд игр, сопровождающихся песнями, которые выражали мысль девушек и парней о супружестве. Участники игры «Золотое кольцо» садились парами на длинной скамье вдоль стенки. Парень (или девушка) прятал кольцо среди игроков, а все присутствующие пели. Кто-то должен был угадать, у кого спрятано кольцо. Если парень (или девушка) угадывал, у кого кольцо, то целовал её (его) и уступал место водящему.
Своё отношение друг к другу орловская молодёжь хорошо показывала в игре «Милые соседи». Юноши садились на скамейку. Ведущий подводил к одному из них девушку и спрашивал: «Тебе мил сосед?» Если девушка отвечала: «Да», она целовала его и садилась рядом; если - «Нет», ведущий бил её жгутом скрученных полотенец столько раз, сколько скажет юноша, и подводил к другому, пока она не находила себе соседа. Подобным образом ведущий поступал и с очередными девушками. В конце игры все должны оказаться парами.
Гадания и ворожба
Святочные гадания - наглядный пример остатков суеверных обычаев, связанных с встречей язычниками начала Нового года. Да и сегодня найдутся орловские девушки - любительницы погадать под Крещение. Гадания, пожалуй, самый явный признак противоречивого сочетания язычества и христианства. Обычай требовал гадать без креста и пояса, не благословясь. Любимое развлечение составляло смысл и цель святочных вечеров. Главное, что интересовало девушку, - скоро ли наступит желанное время замужества, в какой стороне предстоит ей выйти замуж, каков по характеру и состоянию будет муж и, наконец, какова будет новая жизнь.
Наиболее важным и значительным считалось гадание накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения. В Болховском уезде всё село в эту ночь гадало. Описание таких гаданий мы можем встретить у нашего земляка - известного краеведа Гавриила Пясецкого. Девушки-невесты собирались для общего гадания под Новый год, дожидались полуночи. Старшая, наполнив водой большой сосуд, ставила его на стол. В него бросали крест, кольцо и корочку хлеба. Другая девушка, припевая, вынимала вещи. По содержанию стиха угадывали судьбу каждой участницы. Воду выливали на двор и прислушивались: с какой стороны залает собака, оттуда невесте следует ожидать жениха. Нередко вносили в хату кур с насеста: если курица посмотрит в зеркало, жених будет щёголь; примется клевать хлеб - хозяин; начнёт пить воду - пьяница.
Будущий муж определялся в зависимости от того, в какую сторону ложился носок валенка, брошенного через забор или голову. Девушки ложились на снег и по отпечаткам определяли, каков будет муж - «кривой», «шершавый», «длинный» и т.д. Очень часто гадали на колах: «молодец - вдовец», «женец - второженец», «холост - женат», выходили во двор, завязывали глаза и ловили овец: густая шерсть - муж будет богатый; маленькая - бедный; на улице били палкой по воротам, если собака залает - в этом году замужества (женитьбы) ожидать не следовало.
Стоит сказать, что обычай вызывать суженого в «страшные» вечера отражался на душевном состоянии гадальщиц. Почти на протяжении всех Святок они были напряжены, воображение рисовало им всевозможные ужасы, а в каждом тёмном углу чудилась дьявольщина. Неудивительно, что в поучении ветреной молодёжи благочестивые люди все виды гаданий (особенно с зеркалом) считали за грех. Однако легкомысленные юноши и девушки, не понимая смысла бесчисленного множества поверий, проводили Святки в весёлых песнях, играх и гаданиях.
Автор: Роман Александров
Cо святками вас, покровчане и читатели сайта!
Читайте также: Источник: http://regionorel.ru/news/society/orlovskie_svyatki/
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|