О селе Смирные, Успенской церкви и священниках Оболенских я писал на сайте много раз, не буду перечислять все эти материалы, сошлюсь на очерк в книге «Храмы и люди», вышедшей в 2018 году (стр.145-154). И вот теперь я постарался свести все опубликованное вместе, в один большой рассказ, в котором читатель почерпнёт обобщённые сведения по теме, заявленной в заголовке. Итак, начинаю.
В 110 километрах к юго-западу от Орла, на территории современного Покровского района Орловской области, на берегах небольшого ручья с экзотическим именем «Невада» (притока речки Фошни – А.П.) находится старинное село СмирнЫе. Да именно так, с ударением на втором слоге. Современное название, как ни странно, закрепилось за населённым пунктом чуть больше ста лет назад, и произошло оно от фамилии здешнего помещика, землевладельца первой половины XIX века, – Смирнова. Но в его времена и несколько десятилетий спустя село именовалось гораздо чаще как Богородицкое (Успенское тож) – по названию здешней церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Успенская церковь:
«…Время постройки с точностью не известно…»
Село Смирные (буду дальше, во избежание путаницы, использовать современное название – А.П.) в XIX веке было довольно большим (по здешним меркам) населённым пунктом. В 1853 году в нём в 75 дворах проживало 673 человека, в 1861 году – в 64 дворах уже насчитывалось 908 жителей, проходила ярмарка, и действовали две мельницы.
В приход Успенской церкви села Смирные, кроме него самого, входили деревни Степанищева, Новая Слободка, Казначеевка, Лески (теперешнего Колпнянского района – А.П.), сельца Ивановка и Никольское.
Первые сведения о храме, которые удалось обнаружить, относятся к 1782-му году и находятся в «Ревизской сказке причта Успенской церкви села Богородицкого», хранящейся в Госархиве Орловской области (фонд760/оп.1/д.378). Кроме того, церковь и село упоминаются в «Материалах для истории церквей и приходов Орловской епархии» Г.М.Пясецкого в разделе, посвященном состоявшемуся в 1788 году административному переподчинению 38 сельских приходов к Малоархангельскому уезду при образовании Орловской епархии («Орловские Епархиальные ведомости» за 1900 год, №3-4).
К сожалению, пока не удалось найти фотографий или рисунков с изображениями церкви. Но описание церковных зданий в селе Богородицкое-Смирные имеется в фондах РГИА (ф.799/оп.33/д.1227). 29-го июля 1910 года была составлена страховая оценка принадлежащего церкви недвижимого имущества. Ниже цитирую выписку из документа:
- «Успенская церковь – кирпичная, на каменном фундаменте, снаружи и внутри отштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою, длина церкви вместе с колокольнею 68 аршин (прим. 1арш=71,2см), наибольшая ширина 17арш, высота до верхнего карниза 29арш; на церкви имеется одна большая главка. С одинаковыми рамами больших окон 18, малых 8, с двойными рамами больших окон 8. Дверей наружных створчатых железных 2, и деревянных створчатых 1. Внутренних дверей створчатых деревянных 5 и 1 железная такая же. Общая длина трех иконостасов в трапезной 27арш, высота их 5 арш (оценены все в 6000 руб, главный- в 4000 р., а придельные - в 2000 р.). Трапезная отапливается 1 голландскою, обитою железом печью. Колокольня в два яруса общею высотою до верха карниза 42 арш. Ближайшая к церкви чужая постройка – земская школа, находится на разстоянии 15 сажен от северо-западной стороны храма. Время постройки с точностью неизвестно, но существует храм около 100 лет. Сохранился хорошо. Оценка вместе с иконостасом и колокольнею – 37000руб.
- Ограда вокруг церкви кирпичная на 2 аршина высоты и на 1 ¼ арш выше кирпича из железной решетки, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою; общее протяжение ограды 359 арш., ворот в ней железных створчатых - 2, дверей железных - 4. Построена в 1875г. Сохранилась хорошо. Оценена – 2000 руб.»
Успенская церковь села Смирные
(реконструкция Вадима Дуброва)
Стефан Стефанов сын Оболенский:
«долговременное, при хорошем и честном поведении, служение»
В 1829 году к Успенской церкви села Богородицкого Малоархангельского уезда был рукоположен во священника окончивший курс Орловской Духовной Семинарии Стефан Стефанов сын Оболенский. Именно с этой даты начинается период служения 3-х поколений священников Оболенских, продлившийся 100 лет.
В фондах Российского государственного исторического архива сохранился формулярный список о службе Стефана Стефановича Оболенского (за 1876 год). В нём сказано, что священник «Стефан Стефанов Оболенский, 66 лет, священнический сын, по окончании курса в Орловской Духовной семинарии 1829 года, июля 15 дня, уволен с аттестатом второго разряда и того же года, 13 декабря, Преосвященным Никодимом, Епископом Орловским и Севским, посвящён в священники к церкви Успения Божией Матери на настоящее место.
1855 года, Генваря 31 дня, Указом Орловской Консистории за №622 «за похвальное поведение и заботу о благоустройстве церковном» объявлена признательность Епархиального начальства. 1856 года избран и Епархиальным начальством утверждён ведомственным духовником, каковую должность и ныне проходит, 1859 года 18 декабря за долговременное, при хорошем и честном поведении, служении Алтарю Господню и усердное назидание прихожан Слову Божию Преосвященным Поликарпом награждён набедренником; в память минувших 1853 и 1856 годов получил бронзовый наперстный крест, 1863 года – июня, 24 дня – Всемилостивейше награждён фиолетовою скуфьёю, а 1874 года награждён фиолетовою камилавкою, 19 декабря 1875 года уволен по прошении за штат.
В семействе у него жена Параскева Иванова, 57 лет. Сын Александр обучается в 3 классе 2-ого Орловского уездного училища на содержании отца». Почему назван был только один ребёнок? По всей видимости, остальные уже стали самостоятельными и зарабатывали на пропитание своим трудом.
В метрических книгах Успенской церкви села Богородицкое за 1850 год имеется запись за 22 мая 1850 года, когда у священника Стефана Стефанова Оболенского и его жены Параскевы Ивановой родилась дочь Ольга.
Восприемниками её стали - «села Богородицкого помещик, поручик Иван Николаев сын Киреевский и того ж села помещица Татьяна Андреева, жена лейб-гвардии прапорщика Николая Петрова Киреевского.
Таинство крещения совершал села Ивани священник Григорий Петров Воскресенский с причтом села Успенского».
Получается, что Стефан Стефанович Оболенский прослужил в Успенской церкви села Смирные ровно 46 лет.
Василий Стефанов Оболенский:
30 лет у алтаря и 12 детей батюшки
Кроме упомянутого сына Александра и дочери Ольги, у супругов Оболенских был сын Василий (1847 года рождения), который и сменил отца на должности священника Успенской церкви в 1876 году.
Он служил Господу чуть меньше своего родителя – 30 лет, не успев уйти на покой и не дожив до 60. О дате его кончины есть запись в метрической книге Успенской церкви: «7 ноября 1905 года умер, 10 ноября – погребён села Богородицкое Успенской церкви священник Василий Стефанов Оболенский, 58 лет – от чахотки».
Василий Стефанович Оболенский оставил после себя 12 детей, один из которых, Николай, продолжил священническую династию в селе Смирные, став третьим – и последним из рода священников Оболенских, кто служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Николай Васильевич Оболенский:
как «попа-вредителя, злейшего эксплуататора и контрреволюционера» выселили за пределы ЦЧО
со всею семьёй
В «Метрической книге» этой церкви есть запись за 9 января 1912 года о рождении у Николая Васильевича и Надежды Александровны Оболенских дочери Марии. Восприемниками её стали Потомственный почётный гражданин Николай Александров Орлов и священника села Кунача Ливенского уезда дочь Серафима Александрова Орлова (девичья фамилия жены Н.В.Оболенского – Орлова, и она – тоже священническая дочь – А.П.).
Николай Васильевич Оболенский был авторитетным священником, являлся духовным следователем своего участка и успевал заниматься общественной деятельностью (член вольнонаёмной пожарной дружины).
Вести службы священникам Оболенским помогали церковнослужители: диаконы - Василий Свиридов, Иван Никольский, Семён Дивногорский, Павел Красин; дьячки - Михаил Резанов, Василий Оранский, Михаил Светицкий; пономари и псаломщики: - Лука Соломин, Александр Крылов.
Что касается прихожан, то основную их массу составляли крепостные крестьяне помещиков Киреевских, владевших имениями в селе Смирные, деревне Степанищевой и сельце Ивановке.
Послереволюционную судьбу последнего смирновского батюшки и членов его семьи мне удалось проследить с помощью найденных в Государственном архиве Орловской области документов, касавшихся Покровского края в период начала массовой коллективизации и раскулачивания (ф. р-3, опись 2, ед. хр.63).
Прочти, читатель, эти документальные свидетельства жестокого времени, побудь на месте главного героя и членов его семьи, попробуй почувствовать, каково было им?
ГАОО, ф. р-3, опись 2, ед. хр.63
Дело №14
Выписки из протоколов Президиума Дросковского РИК о выселении лиц, лишённых избирательных прав, списки кулацких хозяйств, подлежащих выселению (2 февраля – 4 марта 1930 года)
Л.Л.92 – 103
Личная карточка
Оболенский Николай Васильевич
Год и место рождения – 1879, с.Смирные
Состав семьи:
Жена – Надежда Александровна – 46 лет, с.Смирные
Оболенский Тихон Николаевич – 25 лет, проживает в Москве
Дочь Наталия Николаевна – 22 года, в Москве
Дочь Лидия Николаевна – 16 лет, неизвестно место
Вера Николаевна – 14 лет, тоже
Сын Николай Николаевич, 14 лет, с.Смирные
Русский священник, до революции имел земли 100 десятин, наёмных рабочих имел постоянных - двух, сезонных – до пяти, а также после революции имел наемных рабочих – одного и сезонных – одного.
Избирательных прав лишён как поп в 1925 году.
Занятия до революции – земледелие, служение в культе.
В старой армии не служил, но принимал активное участие во встрече деникинских банд.
За несдачу хлебных излишков в майско-июньскую хлебозаготовку был оштрафован, и продано имущество с торгов, и лишён земельного надела.
Собрание бедноты постановило: выселить Оболенского Николая Васильевича с семейством из пределов ЦЧО как крупного землепользователя, имевшего наемную силу, и как священника, который через церковь старался влиять на массы, чтобы таковые противодействовали мероприятиям Соввласти, встречал торжественно деникинские банды.
Подпись лица, проводившего выселение: П.Ма… (неразборчиво)
22 февраля 1930 года
Справка
Я, член комсомола Новиков Леонид Семёнович, даю настоящую справку в том, что кулак поп Оболенский Николай Васильевич во время нашествия банд Деникина устраивал корнавал по встрече таковых, а также во время служения молебна в волости Красную Армию и её руководителей партии проклинал таковых и называл варварами…
22. 02.1930
Выписка из протокола
заседания группы бедноты при Смирновском с/совете
Присутствовали: Харичиков И.С., Новиков Л.С. и ещё 9 человек.
Слушали:
О ликвидации кулачества как класса из пределов сплошной (коллективизации – А.П.) Смирновского с/с – докладчик тов. Харичиков И.С.
Постановили:
Оболенского Николая Васильевича изгнать с семейством как служителя культа из ЦЧО.
Выписка верна – секретарь Новиков.
Выписка из протокола
массового собрания бедноты и актива Смирновского общества с участием членов партии и членов комсомола от 5 февраля 1930 года. Присутствовало 42 человека.
Председатель – Понютин И.Г.
Член Президиума Савичев Г.П.
Секретарь Афаносов В.И.
Слушали:
О ликвидации кулаков как класса из Смирновского общества
Постановили:
Оболенского Николая Васильевича как попа вредителя ходатайствовать перед РИКом о высылке из пределов ЦЧО с остальными членами семьи и конфискации имущества, а также просить РИК о розыске его детей, работающих на советской работе, сына – Оболенского Тихона Николаевича, Наталью, Надежду, Марию, каковых тоже выселить вместе с кулаками.
Выписка верна.
Секретарь Новиков
Выписка из протокола
общего схода граждан села Смирные Дросковского района
от 6 февраля 1930 года
Присутствовало 80 человек.
Слушали:
Утверждение решения группы бедноты о ликвидации кулачества как класса от 5 февраля 1930 года из пределов сплошной коллективизации Смирновского с/с
Докладчик – товарищ Новиков Л.С.
Постановление группы массовой бедноты утвердить – с изменениями.
Выписка из протокола специально-секретного заседания
Президиума Дросковского Райисполкома Орловского округа
22 февраля 1930 года
Слушали:
Материал о выселении из пределов в отделённые местности СССР Оболенского Николая Васильевича, село Смирные, Смирновского с/с
Постановили:
Как крупного землевладельца – злейшего эксплуататора и контрреволюционера – выселить за пределы ЦЧО со всею семьёй.
После принятия этого решения сам Николай Васильевич Оболенский был органами увезён в неизвестном направлении, и больше его не видели ни жена, ни бывшие при ней младшие дети, которые перебрались в Москву и жили у родственников в Большом Казённом переулке и у Серафимы Александровны (сестры матери).
Дети последнего смирновского священника:
жизнь и судьба
Теперь скажу несколько слов несколько слов о судьбе детей отца Николая.
1. Старший сын, Александр Николаевич Оболенский - погиб молодым, попав под поезд.
2.Тихон Николаевич Оболенский (31 мая 1905 года рождения), закончив вечерний педагогический институт, преподавал химию в техникуме и в каком-то ещё учебном заведении, но потом был уволен. Начал работать дворником, а затем уехал жить на дачный участок, полученный в тридцатые годы. Женат он был на этнической немке - Клейн Анастасии Андреевне. У них родилась дочь - Оболенская Маргарита Тихоновна. Тихон Николаевич Оболенский умер 13 мая 1953 года от туберкулёза, и похоронили его на Введенском кладбище (участок №27).
3. Наталья Николаевна (по мужу - Коновалова) - чертежник- конструктор. Муж - Коновалов Николай Иванович - инженер. Ушел добровольцем на фронт, пропал без вести – в 1942 году. Детей у них не было. Умерла от рака. Похоронена в городе Реутов.
4. Мария Николаевна Оболенская (по мужу - Кривогорницина) - по комсомольской путевке уехала на Дальний Восток, работала учительницей в Сибири, муж - Кривогорницин Яков Иванович (механизатор). После возвращения из Сибири жили в Подмосковье, г. Реутов. Умерла в 1995 году (сердечная недостаточность), похоронена в Реутове.
5. Надежда Николаевна Оболенская (по мужу - Шатунова), жила в Москве, умерла от рака, похоронена в г.Реутов. Муж - Шатунов Иван Емельянович, инженер из семьи "уральских Шатуновых".
6. Вера Николаевна Оболенская (девица) - жила в Москве, в Сокольниках. Учитель русского языка и литературы. Умерла в 1965 году от рака. Похоронена на Введенском кладбище, в могиле Оболенского Тихона Николаевича.
7. Николай Николаевич Оболенский (08.08.1915г.), в 12 лет - пастух в селе Смирные. В Москве до войны жил у брата, Тихона Николаевича, в Большом Казенном переулке, воевал, после войны работал бухгалтером в Главсеверморпути, на острове Диксон, после возвращения с Севера жил на Арбате в Москве, у родителей жены. Закончил вечерний институт и работал главным бухгалтером то ли в закрытом НИИ, то ли на кондитерской фабрике. Умер от рака, похоронен на Введенском кладбище, на уч. №27. Жена - Антонова Зинаида Георгиевна – лаборант, похоронена Введенском кладбище, уч. 27.
О Николае Николаевиче, самом младшем из детей, стоит сказать несколько подробнее. Во-первых, его хорошо помнит его родственница, Татьяна Кириличева. По её словам, дядя Коля рассказывал, как воевал в штрафбате. Его отправили в первый бой с саперной лопатой, которой он убил немецкого солдата и взял в бою оружие. Потом был корректировщиком, "вызывал огонь на себя".
Мне на сайте «Подвиг народа» удалось найти три записи на Николая Оболенского. Разведчик-наблюдатель взвода оптической разведки 790 отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона Резерва Главного Командования, участник Великой Отечественной войны с первого её дня, ефрейтор Н.Н.Оболенский был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и орденом Славы 3 степени.
Вот что написал о подвиге Николая Оболенского в «Наградном листе» его командир, майор Н.Цокало, представляя своего бойца к ордену Славы 3-ей степени:
«Тов. Оболенский – отличный разведчик, на его личном счету имеются десятки засечённых батарей противника. 9 июня 1944 года, находясь на среднем посту, на наблюдательной вышке, в период разрушения целей нашей артиллерией, товарищ Оболенский засекал цели противника, обнаруживающие себя огнём.
За один день он засек 4 минбатареи, подтвердил действия 6 артбатарей и ряд сооружений на переднем крае. Разорвавшимся снарядом в районе наблюдательной вышки был легко ранен. После оказания ему медицинской помощи, превозмогая боль, остался на посту и продолжал выполнять боевую работу.
В период с 13 по 14 июня 1944 года тов. Оболенским было засечено 3 батареи и 4 отдельных тяжёлых орудия, которые были подавлены огнём 51 ОПАБр».
Да, вот так героически сражался на фронте самый младший из сыновей орловского священника, репрессированного Советской властью и безвестно пропавшего где-то далеко от родных мест…
То, о чём я поведал тебе, уважаемый читатель, - написано на основании документов, найденных мною в Государственном архиве Орловской области, а также отысканных или собранных петербуржцем Сергеем Короленко и москвичкой Татьяной Кириличевой, потомками священников Оболенских. Так уж получилось, что начинал я несколько лет тому назад писать о селе Смирные, Успенской церкви и её священниках, не предполагая, что моим публикациям найдётся отклик в сердцах и душах читателей, своими корнями связанных с героями моих очерков. Но это случилось, и на меня вышли прямые потомки замечательных батюшек села Смирные.
Потомки священников Оболенских
и Поклонный крест в селе Смирные
В 1952 году Успенскую церковь начали, по приказу местного начальства, разбирать, и особенного возмущения у местных жителей это не вызвало. История войны ещё помнилась.
Кирпич от разобранного храма носили и возили на телегах на базу местной Топковской машинно-тракторной станции, где его весь пустили на строительство капитальных мастерских, которые вот уже свыше 60 лет стоят на том же месте, совсем неподалёку от разобранного храма Успения Пресвятой Богородицы.
Вот теперь, уважаемый читатель, я подхожу к событиям дней сегодняшних. Долгое время, в процессе своего поиска сведений о селе Смирные, Успенской церкви, священниках Оболенских я общался только с одним из потомков этого славного рода – питерцем Сергеем Короленко. Состоялась и наша личная встреча в читальном зале Государственного архива Орловской области. Но потом, благодаря моим публикациям и поискам родственников Сергеем Короленко, обнаружились и другие потомки священников Оболенских в разных местах России и даже за её пределами.
Потомки стали тесно общаться, а спустя короткое время одна из самых активных, Мария Оболенская, предложила родственникам установить в селе Смирные Покровского района Орловской области, на месте разрушенной Успенской церкви, Поклонный Крест – в память о служивших в храме трёх поколениях священников Оболенских.
Идея эта нашла горячее одобрение у всех родственников. В результате ими были собраны средства, необходимые для размещения в Орле заказа на изготовление Поклонного креста. Православный мастер Олег Анатольевич Сидоров в течение месяца сделал его из дуба. Основание для креста, по договорённости с потомками Оболенских, подготовили мои покровские товарищи, замечательные специалисты – Александр Михайлович Гаврин, Юрий Иванович Новиков, Виктор Иванович Кузнецов. По мере своих сил и возможностей помогал им и автор этих строк. Местные жители Анна Савичева, Елена и Владимир Ефремовы, Сергей Серебренников участвовали в благоустройстве территории вокруг готовившегося основания.
Установку и освящение Поклонного Креста мы договорились провести накануне престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Ниже я приведу список лиц, сделавших пожертвования на Богоугодное деяние - с указанием родства:
Мария Александровна Оболенская – внучка Ивана Васильевича Оболенского, г.Москва;
Татьяна Леонидовна Кириличева – правнучка Николая Васильевича Оболенского, г.Москва;
Ольга Владимировна Першакова – правнучка Раисы Васильевны Игрицкой (Оболенской), г.Брянск;
Александр Николаевич Погребняк – внук Веры Васильевны Хизевой (Оболенской), г.Днепр;
Наталья Ивановна Драгунова – правнучка Раисы Васильевны Игрицкой (Оболенской), г.СПб;
Ирина Алексеевна Солтамова – внучка Раисы Васильевны Игрицкой (Оболенской); г.Глазго;
Сергей Олегович Короленко – правнук Раисы Васильевны Игрицкой (Оболенской), г.СПб.
Поклонный Крест был изготовлен к началу августа 2019 года. Из Орла от мастера Сидорова мы вскоре привезли его в Смирные и лучше места, чем помещения мастерских бывшей Топковской МТС, не нашли. Лишь некоторое время спустя до меня дошло: а ведь Крест-то – почти что в храме, со всех сторон его кирпич церковный, двухсотлетний, от разрушенного Успенского храма, окружает.
Именно от ворот мастерских отделения растениеводства «Топки» агрофирмы ООО «АгроГардОрёл» в 10 часов утра 27 августа 2019года, в канун большого православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, начался в селе Смирные Крестный ход, во время которого несли Поклонный Крест к месту его установки и освящения. Благочинный Покровского благочиния, протоиерей Иоанн, возглавил его, а присоединились к нему многие: руководители структурных подразделений агрофирмы Иван Чекалин и Анатолий Ерёмин, работники мастерских, глава Топковского сельского поселения Андрей Волков, жители села Смирные и посёлка Покровское (те, кто был причастен к установке) и, наконец, восемь человек, приехавших и прилетевших издалека: из Брянска, Москвы, Санкт-Петербурга и даже шотландского города Глазго.
Все восемь – в той или иной степени – родственники священников Успенского храма Оболенских: Мария Старикова, Виктория Соколан, Сергей Короленко - из Санкт-Петербурга, Ольга Першакова и Александр Дивонис - из Брянска, Мария Оболенская – из Москвы, а Ирина Солтамова и Дмитрий Соловьев из шотландского города Глазго.
Когда процессия подошла к подготовленному основанию, благочинный, протоиерей Иоанн, отслужил чин Воздвиженья Поклонного Креста, освятил его, а общими усилиями собравшихся мужчин Поклонный Крест мгновенно вознёсся на своё место. Теперь все проходящие и проезжающие по селу Смирные будут вольно или невольно сразу вспоминать: «Вот здесь стояла замечательно красивая Успенская церковь, здесь крестили наших предков, венчали их и отпевали!»
– Очень хорошо, что мы возвращаемся к своим корням, – обратился к присутствующим благочинный Покровского благочиния, настоятель храма Покрова Божией Матери Иоанн. – При освящении храму дается ангел-хранитель, и даже если храм был разрушен, он незримо присутствует здесь. Мы не можем воссоздать все разрушенные храмы, но тот ангел, который сейчас охраняет это место, радуется. Крест – это победа.
По завершении события, конечно же, все присутствующие запечатлелись на память рядом с установленным и освящённым Поклонным Крестом.
Успенскому храму быть?
Но только этим потомки священников Оболенских решили не ограничиваться. И «мотор» всей большой и дружной команды, Мария Оболенская, инициировала работу по подготовке к постройке в селе Смирные, взамен уничтоженного Успенского храма, нового, в который пойдут люди православные на молитвы, вспоминая прошлое, живя настоящим и веря в будущее: ведь как без Веры?
Предварительно Мария Александровна обратилась к московскому художнику-архитектору Вадиму Дуброву, и тот, на основании описания храма (ты, читатель, познакомился с ним – А.П.) и фотографий места, где находилась церковь, сделал историческую реконструкцию храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Смирные (храм он показал с разных ракурсов).
А 5 декабря 2019 года, на следующий день после великого праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы, Покровский район посетила небольшая столичная делегация: двое потомков священников села Смирные – Оболенских. Мария Оболенская приехала из Москвы, а Сергей Короленко – из Питера.
Визит преследовал сразу две цели. Первая заключалась в том, чтобы разместить на Поклонном Кресте в селе Смирные, установленном 27 августа 2019 года, специально изготовленную металлическую памятную табличку с соответствующей надписью. А вторая цель оказалась более долгосрочной: начать реализацию задуманного потомками проекта по строительству в селе Смирные, где 100 лет служили Богу и прихожанам священники Оболенские, храм-часовню – вместо того, уничтоженного в 1952 года Успенского храма. Согласовали Мария и Сергей свой приезд с благочинным Покровского благочиния, настоятелем Покровского храма отцом Иоанном, с которым они побывали на приёме у главы Покровского района Орловской области Дмитрия Романова.
Глава дал «добро» на богоугодное дело, и при посещении села Смирные вместе с московско-питерской делегацией приехала по его распоряжению Лариса Олихвер – как архитектор, выбрать место для будущего храма-часовни.
Всё задуманное удалось сделать: и табличку на Кресте прикрепить, и с местом определиться. Главе Топковского сельского поселения Андрею Волкову было поручено провести межевание земли под строительство храма-часовни.
В первые месяцы 2020 года Мария Оболенская нашла в Москве архитектора, Максима Лебедева. В процессе общения с ним выяснилось, что он - уроженец Орловской области и уже потрудился для Покровского района. Часовня на «Каменце» в селе Верхососенье была сделана по его проекту.
Максим сделал теперь проект нового Успенского храма для села Смирные. Проект храма рождался в творческих муках, после нескольких доработок. За соблюдением канонов следил благочинный, отец Иоанн, а Мария пыталась не допустить выхода за рамки разумного бюджета и в тоже время сохранить красоту. Вот рисунок храма.
Новая Успенская церковь
(проект Максима Лебедева)
Впереди - следующий шаг: сбор и подача документов для разрешения на строительство. Документы готовы еще не все. В ближайшие дни будут делать геологию, топосъёмку и 3 раздела проектной документации.
Максим Лебедев нашел строительную компанию в Ливнах, которая будет осуществлять проект. У потомков и инициаторов строительства нового Успенского храма меня есть средства для оплаты всей проектной документации и на этап «земельные работы+фундамент».
Дальше денежные средства необходимо будет изыскивать. Если в этом направлении что-то с Божьей помощью получится, то возможно будет сделать стены и крышу (это около 3 млн. рублей; примерно 40% от сметы) в 2020 году, если нет, то в этом году будет только фундамент.
Очень надеюсь, что найдутся добрые люди, которые, узнав 200-летнюю историю Успенского храма села Смирные Покровского района Орловской области и 100-летнего служения в нём священников Оболенских, помогут в сборе средств на строительство новой церкви, которая станет знаком покаяния за разрушенное православное прошлое, за забвение своих корней, но – одновременно - превратится с течением времени в насущную потребность местного населения.
Ведь как без Веры нам, люди православные?
Поможем?
Александр Полынкин, писатель, краевед,
Орловская область, Покровский район
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|