Сто лет тому назад на территории, где просторно раскинулся сейчас Покровский район, проживало в многочисленных населённых пунктах более 50 тысяч человек. Одних только сёл насчитывалось в нашем крае 22, соответственно – и 22 храма давали возможность православному люду обращаться к Богу в минуты скорби и радости.
Одной из самых известных и посещаемых долгие годы была церковь в волостном селе Дросково. Само название села - уникально: на карте Российской Федерации второго такого нет. В XVI - XVII веках шумели здесь обширнейшие Большой и Малый Дросковы леса, через которые протекали Дросковы же (Лесной и Полевой) ручьи. А вот почему леса и ручьи назывались так – есть несколько версий, ни одна из которых не является сколько-нибудь убедительной.
Благодаря сохранившимся Ливенским писцовым книгам, мы знаем, что к 1615 году Дросково уже существовало, но называлось оно тогда сельцо Архангельское, по имени церкви Архангела Михаила, в том же году и появившейся.
Вот что сообщает нам «Приправочная книга 1615 года по г. Ливнам и Ливенскому уезду»:
«Сельцо Архангельское, что прежде было займище,- под Дросковым лесом, на Брусовом верху, а в сельце церковь Архангела Михаила, древяна клетцки, стоит на государевой земле; строение той церкви и в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строение попа Семёна, да на погосте двор попов Семёнов, да двор пономарёв Иванов»…
Из этой книги мы узнали имя строителя первой (деревянной), очень скромной, церкви села Дросково, но нам, к сожалению, неизвестна его фамилия (если она у него была).
Спустя 10 лет писцовые книги 1626-1629 г.г. по Ливнам и Ливенскому уезду зафиксировали, что поп Семён по-прежнему вёл службы в Архангельской церкви, а помогали ему дьячок Митрошка Васильев и пономарь Тимошка Артемьев.
Наверняка именно такие попы, как Семён, не только прочно сидели на своих погостах, проповедуя слово Божие, но и, трудясь на земле, превращали «дикое поле» вокруг в «добрые пашни». В этом им большую помощь оказывали служилые люди – первые здешние помещики.
Через 50 лет, в 1678 году, в сельце Архангельском проживало уже 11 однодворцев, а в местной церкви служил поп Василий (фамилия его тоже для нас осталась неизвестной).
Деревянная Архангельская церковь села Дросково благополучно просуществовала ещё 100 лет, прежде чем не произошли знаменательные для неё события.
Этот надгробный камень был положен на могилу Петра М... (фамилию определить не удалось – А.П.) ещё у старой деревянной церкви в 1744 году
Вот какую информацию почерпнул я из газеты «Орловские епархиальные известия» за 1 декабря 1870 года, в которой были опубликованы «Извлечения из дел Орловской Духовной Консистории»:
«В селе Дросково, Затруцкого стана, с благословения Преосвященного Амвросия Крутицкого, в 1762 году, на место ветхой деревянной церкви во имя Святого Архангела Михаила начато строение новой каменной церкви во имя Рождества Христова с двумя приделами – во имя Архангела Михаила и Великомученика Георгия... Строение новой каменной церкви продолжалось с 1764 по 1786 год. В пособие приходским людям священно-церковно-служители села Дросково ежегодно должны были вносить на постройку церкви по 300 рублей».
С этого времени церковь, поменяв имя, стала Христорождественской и просуществовала ещё 150 лет. В Государственном архиве Орловской области сохранилось, к сожалению, очень небольшое количество метрических книг этой церкви - за 1846, 1847, 1850, 1852, 1858 и 1883 годы (причём, последняя – без начальных страниц).
Но, даже имея такой скромный запас первоисточников, я смог достаточно много узнать о Христорождественской церкви за эти годы. Начну с того, что приход храма был весьма обширен. Кроме самого села Дросково, в него входили сельцо Беженово (Никольское тож), сельцо Муратово и окрестные деревни – Беречка, Березовец, Башкатова, Вепринец (до постройки в нём церкви в 80-ые годы XIX века), Верховье Лесков, Гревцова (Гревцева), Громовой Колодезь (чуть позже – просто деревня Громова), Драчёва, Извекова, Лазаревка, Муратова (да, кроме сельца Муратово была ещё и деревня с таким же именем), Новосильская, Погонева, Сетенёва, Соломатовка, Харичкова, Устье Лесков, - всего 20 населённых пунктов.
Большинство прихожан были однодворцами (позже – государственными крестьянами), незначительное число составляли крепостные крестьяне, мещане, купцы и помещики.
Сколько в приходе имелось приходских дворов, мне подсчитать не удалось, но ясно одно, что по сравнению с 70-ыми годами XVIII века это число выросло более чем вдвое. И потому в Христорождественской церкви службу вели даже не два, а три полных причта, а главный из священников носил титул протоиерея. В 1846-1847 г.г. эту должность занимал Фёдор Михайлович Полидоров, а с 1850 и по 1883 год (без замены!) протоиереем и настоятелем Христорождественской церкви был Григорий Гаврилович Скуридин. Отец Григорий последние годы являлся, ко всему прочему, и благочинным Малоархангельского уезда (т.е. главным из священников в этой части Орловской епархии – А.П.). За долголетнюю священническую деятельность в апреле 1870 года он был «пожалован орденом Св. Анны 2-ой степени». Кроме того, Г.Г.Скуридин стал за эти годы отцом довольно многочисленного семейства (два сына, пять дочерей) и дворянином, занесённым в «Дворянскую родословную книгу Орловской губернии» (оба его сына, Михаил и Пётр, также удостоились дворянства – А.П.).
В 1846 году, кроме протоиерея Фёдора Полидорова, священниками в селе Дросково были Николай Архангельский и Василий Лавров. О Николае Ивановиче Архангельском мне удалось найти интересные сведения в протоколах Орловского Дворянского депутатского собрания (ГАОО, ф.68, д.63).
Он родился в 1790 году, окончив Пензенскую семинарию, служил там же, при ней, а с 28 декабря 1818 года стал армейским священником: проходил службу в Курском пехотном, в 19-ом Егерском и Московском драгунском полках.
А со второй половины 1834 года и до 1846 года включительно отец Николай служил в Христорождественской церкви села Дросково. Когда в 1834 году Н.И.Архангельский обратился в Депутатское собрание с заявлением о причислении к дворянству его детей - Перегрина, Николая и Евангела, то представил свою армейскую характеристику: «Был в походах и сражениях, где, отличая себя неустрашимостью и находясь с крестом впереди всех, ободрял воинских чинов, за что и награждён орденом Святой Анны 3-ей степени с бантом и, сверх того, имеет серебренную медаль, за Турецкую войну 1828 и 1829 годов установленную».
Дворянское Депутатское собрание, рассмотрев заявление отца Николая, причислило ко дворянству его детей и отметило подвижническую деятельность Архангельского на священническом посту.
Что касается второго священника, Василия Семёновича Лаврова, то когда 28 января 1852 года у него и его законной супруги Елисаветы Яковлевны родился сын Филипп, то радостный родитель сам крестил сына в Христорождественском храме. Филипп Васильевич Лавров впоследствии прославил как отца-священника, так и село Дросково. По окончании в 1879 году Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, он свыше 30 лет прослужил военным врачом в Туркестане, где отличился в борьбе с холерой, и ушёл в отставку в 1913 году в чине действительного статского советника (генерал-майора, в переводе на военные звания – А.П.).
Сколько всего крещений, венчаний и отпеваний познала Дросковская церковь за 300 лет своего существования, - сложно подсчитать, но никак не менее 40 тысяч. В это трудно поверить сейчас, но это было!
Земский врач Фёдор Васильевич Софронов, проработавший в Дросковской больнице свыше 20 лет и оставивший добрую память о себе у всех местных жителей, крестил в храме своих четырёх дочерей. Одна из них, Антонина Софронова, стала известнейшей русской художницей, чьи картины находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Орловском музее изобразительных искусств, в других хранилищах и в частных коллекциях.
Закрыли Христорождественскую церковь в начале 30-ых годов XX века. Учитель Дросковской школы В.С.Харчиков вспоминал, что он тогда, вместе с другими мальчишками из деревни Харчиковой, прибегал посмотреть на то, как какие-то безбожные мужики, забравшись на купол храма, зубилами срубали кресты.
Христорождественская церковь села Дросково (фото 1941 года)
В войну немцы разместили на церкви наблюдательный пункт, с которого далеко были видны окрестности. Наши лётчики регулярно, но без особого успеха, пытались его уничтожить. После освобождения села, когда начался ремонт дороги от Дросково до соседней деревни Сетенёво и не хватало строительных материалов, районное начальство не нашло ничего лучшего, как отдать распоряжение о взрыве церкви. Так на 60 долгих лет лишили дросковчан любимого храма.
В начале XXI века, усилиями оптинского старца Илия, при поддержке прихожан, началось строительство новой Дросковской церкви, - на том же, родовом её месте. И вот уже восемь лет, как Михаило-Архангельский храм (так получилось, что имя ему вернули то самое, первое – А.П.) снова открыт для молитв, крещений, венчаний и отпеваний, которые проводит замечательный батюшка, отец Иоанн.
Церковь Михаила Архангела (фото 2012 года)
Благодаря его инициативе и настойчивости Михаило-Архангельская церковь вновь стала духовным центром села Дросково и окрестных деревень. Этим летом к храму и к находящемуся неподалёку от него старинному Крестовоздвиженскому святому источнику – с помощью всего приходского сообщества – сделали новые дороги.
Дросковский Крестовоздвиженский Святой источник
И теперь не грех подумать о праздновании 400-летнего юбилея возрождённой Михаило-Архангельской церкви. Это большая дата и готовиться к ней надо основательно.
Александр Полынкин
Для выбора качества воспроизведения жми на значок |
|
(«Орловская губерния», 18 декабря 2013 года)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|