29 июля на сайте был опубликован репортаж о поездке членов клуба «Мастера» в село Вяжи Новосильского района, где состоялся большой праздник, посвящённый 70-летию начала наступательной операции «Кутузов». А теперь – окончание рассказа о нашей поездке, сделанное с помощью журналистки «Орловской правды» Эльвиры Легостаевой, тоже побывавшей в монастыре, только чуть позже. Подчеркну, что экскурсию в святом месте для нас 11 июля проводил упомянутый Эльвирой иеродиакон Симеон.
Добротный и живой рассказ журналистки позволит каждому читателю представить себе как историческое прошлое Свято-Духова монастыря, так его настоящее и перспективы развития.
Прочтя повествование, посмотри, читатель, на фотографии, сделанные нами во время пребывания в монастыре.
(Александр Полынкин)
Дорога в небо
Восьмой год под Новосилем восстанавливается Свято-Духов мужской монастырь, основанный в XII веке учениками преподобного Кукши. К монастырю, разрушенному в вихре бурных потрясений XX века, ныне возвращается былая слава духовного центра всей округи. Под сводами Троицкого собора вновь звучит молитва, монахи и миряне трудятся во славу Божию на восстановлении святыни. Сюда, в монастырскую ограду на высоком берегу Зуши, идут сотни паломников из разных уголков Орловщины, соседних областей, многие приезжают из столицы за духовной поддержкой.
Изначально обитель была основана недалеко от современной деревни Кресты. Место там было неспокойное, монастырь не раз разоряли татары и разбойники, сжигали строения, убивали монахов. В целях безопасности его со временем перенесли поближе к городу, под защиту новосильской крепости.
Документов об истории монастыря до наших дней дошло немного. После 1917 года монастырский архив разделил участь многих церковных архивов: он был сожжён. Известно, что Свято-Духов монастырь большим не был никогда. Так, в пору своего расцвета, в начале прошлого века, здесь было чуть более 30 монахов. Среди местного люда до сих пор живут предания о подземных ходах и кладах, сокрытых на территории монастыря. К примеру, некоторые новосильцы до сих пор на полном серьёзе уверяют, что под монастырём когда-то был зарыт золотой конь и будто даже существовало особое постановление ЦК партии о его поисках. А вот один из доподлинно известных фактов: в XIV веке в обители останавливался святитель Алексий, ехавший в Орду исцелять жену хана Узбека. И одного этого события для верующего человека достаточно, чтобы почитать Свято-Духов монастырь особо.
Единый архитектурный облик монастырь обрёл к концу XIX века. Обитель окружала кирпичная ограда с пятью башнями и святыми воротами. В монастырский ансамбль входили Троицкий собор (1754—1770), церковь Николая Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвиженья Креста Господня и колокольней и храм Спаса Нерукотворного (1844). В четырёх двухэтажных зданиях располагались духовное училище, жилые корпуса для настоятеля, братии и послушников, библиотека, трапезная, гостиница для именитых богомольцев. Во дворе находились также три деревянные избы для рабочих, погреб, дровяной сарай, два каретных сарая и три конюшни.
При советской власти монастырь был закрыт, а большинство его построек частично или полностью разрушены, церковная утварь разграблена. Бесследно исчезла чудотворная икона Николая Угодника. Местные жители растащили на хозяйственные нужды даже надгробные плиты с монастырского погоста, на котором нашли последний приют монахи и представители знатных дворянских родов Голицыных, Лопухиных, Шереметьевых, Воротынцевых. А в оставшихся строениях разместились колхозные склады и мастерские.
Монастырская жизнь возобновилась здесь всего лишь несколько лет назад. По благословению оптинского старца Илия и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия восстанавливать из руин святую обитель был направлен иеромонах Александр (Маслов), который в 2005 году и стал настоятелем возрождаемого древнего монастыря.
Бывшая святыня тогда представляла собой безотрадное зрелище. Там и сям валялись ржавые «останки» тракторов и комбайнов. Среди двухметрового бурьяна сиротливо виднелись руины двух храмов. От третьего, Спаса Нерукотворного, не осталось и фундамента. Старинные добротные кирпичи, не выдержавшие долголетнего испытания аммиачной селитрой, хранившейся в стенах бывшего храма, рассыпались в руках.
Первым делом монахи занялись очищением заброшенного пустыря. К благому делу сразу же подключились жители села Задушного. Затем начались капитальные работы на средства благотворительных фондов, отдельных спонсоров, пожертвования верующих. Вход в монастырь вновь украсили святые ворота. Отстроили и двухэтажный корпус для братии.
Сейчас кипит работа на реставрации храма Святой Живоначальной Троицы, который готовится к освящению предстоящей осенью. На заново построенной колокольне установят отлитые на Донецком металлургическом заводе колокола. Восстанавливается и монастырская ограда со сторожевыми башнями и часовней. В южной её части будет обустроена смотровая площадка. Вид с 90-метровой кручи над излучиной Зуши открывается потрясающий: изогнутая голубая лента реки, жёлтые прямоугольники сжатых полей, зелёные пятна перелесков и необъятный — до самого горизонта — простор.
— Ранним утром, когда лощина покрыта белым туманом, кажется, будто монастырь парит в облаках, — выдыхает отец Александр, бывший в миру художником.
Задумок у деятельного настоятеля много: и собственную пекарню построить, и пасеку завести. Когда-то к монастырю были приписаны деревни и сёла, а его огромные земельные владения простирались на десятки вёрст. При Екатерине II Свято-Духов монастырь был отнесён к разряду заштатных, то есть должен был существовать на одни пожертвования. Однако монахи во многом обеспечивали себя сами. Монастырю в конце XIX века принадлежали сад, огород, 30 десятин пахотной земли, 60 десятин леса в Чернском уезде Тульской губернии, куда в то время входила территория современного Новосильского района.
Есть небольшое подсобное хозяйство и у возрождающегося сегодня монастыря. Монахи сами выращивают овощи. Как и мирские, высаживают и собирают картошку, а для того, чтобы пережить зиму, монастырю ее нужно много. Делают заготовки на зиму. Грибы и ягоды — собственного сбора. Без помощи задушенцев и тут не обходится. Местные казачки помогают квасить отменную капусту. Есть у братии и своя живность — коровы, козы, овцы, птицу не считают. На двухстах гектарах арендованной земли выращивают зерновые.
— Вот начнём монастырский хлеб выпекать и полностью заживём натуральным хозяйством на экологически чистых продуктах, — добродушно улыбается отец Александр и поясняет, что ещё изменится в монастырских владениях.
На месте бывшего кладбища, где сейчас разбит небольшой яблоневый сад, появится памятный крест. У стены поставлено несколько уцелевших надгробий. Надписи на них гласят, что под сими камнями погребены тела «подполковницы Мавры Михайловны Лопухиной, урождённой Казаковой, скончавшейся в 1818 году генваря 20 дня на 25 году своей жизни» и «супруги генерала от инфантерии князя Петра Петровича Долгорукова княгини Натальи Симоновны, урождённой Лаптевой, скончавшейся апреля 7 дня 1827 года на 72 году жизни в день рождения ея»…
Сейчас обитель населяют девять монахов и пять послушников.
— Мир держится только на молитвенном обращении к Господу. Некоторые старцы не зря говорили: «Если иссякнет молитва на земле, то наступит конец света», — подчёркивает иеродиакон Симеон.
Местные жители старательно помогают восстанавливать то, что было разрушено руками их предков. Второй год «на монастыре» усердно трудится бывший механизатор Юрий Лашин.
— Хочется вернуть святому месту прежнюю красоту, — признаётся он и со вздохом добавляет. — Сломать — легко, построить — трудно.
19 Августа 2013
Источник: Эльвира Легостаева
Короткая ссылка на новость: http://epressa.su/~ual7x
(первоначально было напечатано
в газете «Орловская правда» 17 августа 2013 года)
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|