К 25-летию вывода советских войск из Афганистана
Виктор Зубков родился 2 октября 1958 года в деревне Зубково Покровского района Орловской области. В 1976 году закончил Покровскую среднюю школу, в 1979-ом - Орловский машиностроительный техникум (специальность – «техник-технолог обработки металлов резанием»).
Успел немного поработать на заводе имени Медведева. В Советскую Армию был призван Железнодорожным РВК города Орла 5 мая 1979 года.
В Подольске закончил учебнуючасть, после выпуска из которой получил звание сержанта и был направлен в Закарпатский военный округ, в город Старый Самбор Львовской области, где несколько месяцев прослужил в дорожно-комендантской бригаде.
В январе 1980 года Виктор Зубков спецпоездом был отправлен в Среднюю Азию. Высадились на станции Термез, потом машинами отправились в Каракумы, а в первой декаде февраля, через понтонный мост на реке Аму-Дарья он, вместе со своими товарищами (орловчан оказалось ещё двое) переправился в Афганистан.
Тогда только-только был введён в действие газопровод из Северного Афганистана в СССР. Объем поставок составлял 2,2 -2,5 млрд. куб.м. газа в год, при общем объеме добычи в 3 млрд. куб.м. газа в год. Около двух недель рота Виктора (90 человек) охраняла этот газопровод у селения Джар-Кудук. А вскоре - через Мазари-Шариф, Айдак и Баглан (здесь колонна и Виктор попали под первый свой обстрел – А.П.) в самом конце февраля сержант Виктор Зубков прибыл в Кундуз – горный городишко (100 тысяч жителей, 400 метров над уровнем моря – А.П.), центр одноименной провинции на северо-востоке Афганистана.
В период Афганской войны 1979—1989 годов по причине своего стратегического географического расположения, эта провинция с самого начала оказалась в зоне активных боевых действий. Здесь дислоцировались воинские части одного из соединений 40-й Армии (ОКСВА) — 201-й Гатчинской мотострелковой дивизии, в 149 гвардейский мотострелковый полк которой и прибыл Виктор Зубков.
Этот отличившийся ещё в Великую Отечественную войну гвардейский Краснознамённый ордена Красной Звезды полк, имевший почётное название «Ченстоховский», базировался недалеко от аэродрома города Кундуз. В полукилометре от мотострелков дислоцировалась одна из эскадрилий 181-ого отдельного вертолетного полка, с которым им потом постоянно приходилось вместе участвовать в боевых операциях.
Первое время прибывшим из Союза приходилось очень тяжело. Мало того, что страшная жара и пыльные бури, так и палаток сначала не было – солдаты просто выкопали ямы в песке, которые накрыли тентами, снятыми с машин. Так и ночевали. С продовольствием, даже когда начались боевые рейды, тоже существовали серьёзные проблемы. Буханка хлеба на девятерых и немного не очень вкусного комбижира – вот и весь паёк на первые боевые выходы.
Только спустя три-четыре месяца появились большие палатки (два взвода помещались в одной), полевая автомобильная кухня, оборудовали для себя столовые места и туалеты. Заменили и форму, а то ведь начинали служить здесь в сапогах и пилотках (ботинки и панамы оказались гораздо удобнее для такого климата).
Стрелковое вооружение в полку составляли автоматы АК-74 (под патрон калибром 5,45), пулемёты ПК (калибра 7,62), гранатомёты РПГ-7, винтовки СВД (для снайперов). Из гранат бойцы предпочитали испытанные временем Ф-1 (знаменитые «лимонки»).
Виктор Зубков оказался в первой роте первого батальона. Чуть обжились бойцы – отправили их в учебно-тренировочный марш-бросок, в горы. Сначала – в составе десанта на БМПешках, их полагалось по три штуки на взвод. Экипаж боевой машины пехоты – три человека плюс шестеро бойцов десанта (трое слева и трое справа, напротив каждого – бойница для стрельбы и триплекс, прибор для наблюдения).
Вроде бы БМП – удобная техника для переброски живой силы и сопровождения и защиты передвигавшихся колонн, но афганские горы быстро показали недостатки боевых машин, из-за которых их переименовали в «братские могилы пехоты».
Главным недостатком вооружения БМП оказалась невозможность ведения огня по противнику, занявшему господствующие высоты, ведь угол подъёма 73-мм орудия «Гром» составлял всего 30 градусов. Плохо БМП выдерживала и минные подрывы: 40% подорвавшихся БМП требовали капитального ремонта, а механик-водитель и командир, места которых находились непосредственно у левой гусеницы, получали ранения и контузии, порой смертельные. Кроме того, выяснилось, что требует усиление бронирование бортовых проекций машины.
Но Виктору Зубкову и его товарищам везло – только однажды за полтора года нахождения в Афганистане подорвалась на мине одна из БМПешек (погиб её командир). А ведь часто и в горы приходилось подниматься, и «зелёнку» прочёсывать, и под обстрелы попадать.
Впрочем, не менее регулярно в боевые операции мотострелков 149 гвардейского полка доставляли вертолётчики-соседи – на МИ-6, МИ-8 или МИ-24 (эти назывались «крокодилами» – А.П.). Доставят бойцов на точку, выбросят – и тут же улетят, а стрелки начинают свою работу – «зачистку» местности или проверку караванных троп на разных направлениях от Кундуза.
А в последний месяц лета 1980 года произошло самое страшное для Виктора Зубкова событие за весь его афганский период. Тогда несколько часов ему и товарищам пришлось выносить с поля боя своих погибших и раненых однополчан.
В тот день, 3 августа, подразделения 149-го гвардейского мотострелкового полка вели бой на горном участке Машхадского ущелья уезда Кишим, провинция Бадахшан. Шедший им на помощь 783 отдельный разведывательный батальон 201-й МСД, попал в засаду и принял бой у кишлака Шаеста. Погибло 49 военнослужащих (37 разведчиков 783-го ОРБ и 12 гвардейцев 149-го гв.МСП), 48 человек было ранено. Это был один из наиболее кровопролитных эпизодов в истории Афганской войны (1979—1989).
Вертолёты тогда не смогли взлететь из-за сильнейшего ветра-«афганца», и пришлось идти на выручку мотопехоте на БМПешках. И только спустя несколько часов смогли прибыть «вертушки».
Ну а из других воспоминаний об Афганистане навсегда в памяти Виктора Зубкова останутся алые маковые поля (красота, которая завершалась производством наркотиков), две огромные статуи Будды у города Бамиана, позже разрушенные талибами, надпись по-русски на одной из скал: «Мы покорили Памир!» и огненные ночные шары, возникавшие в результате многочисленных автоматных очередей трассирующими пулями – страшная красота!
23 июня 1981 года целую роту «дембелей» 149 гвардейского мотострелкового полка вертолётами из Кундуза , предварительно тщательно обыскав (не дай Бог, чего-то лишнего в Союз привезут!), доставили на военный аэродром города Кокайты (Узбекистан). Оттуда автобусами они уже сами добрались до Термеза, а там, подарив кассирше на железнодорожном вокзале несколько «купонов» в валютный магазин «Берёзка», купили билеты на московский поезд на места в двух соседних вагонах. И потом всю ночь 40 «дембелей» радостно, но без скандалов, «обмывали» своё возвращение к мирной жизни.
Вернулся домой Виктор Зубков, и уговорили его родители не уезжать в Орёл. Поступил на завод пневмоаппаратов, где отработал 10 лет – контролёром, мастером, инженером-технологом. Женился за это время, получил квартиру, появились две дочки – Татьяна и Ольга.
А в 1991 году вдруг резко поменял жизнь и перешёл на работу в органы внутренних дел. 13 лет отдал родной милиции Виктор Николаевич, получил высшее юридическое образование, дослужился до майора.
В настоящее время В.Н.Зубков, один из самых первых покровчан, оказавшихся на афганской земле, получив заслуженную пенсию, продолжает трудиться – охранником в сберегательном банке.
Александр Полынкин
На фото:
1. Виктор Зубков
2.-11. - фотографии из «дембельского» альбома Виктора Зубкова
12-13- страницы военного билета
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|