Немногие жители нашего края знают имена Сергея Троепольского, одного из первых российских авиаторов, и его сына Алексея, верой и правдой служивших на благо Отечества и защищавших его интересы в голубых просторах неба. Их судьба проста и в тоже время примечательна событиями, в которых им довелось принимать участие. Многие из страниц биографии Троепольских, наверное, навсегда будут покрыты тайной, хотя, может быть, пройдет время, и какой-то пытливый исследователь, все же, приоткроет ее завесу.
Сергей Троепольский родился в 1896 году в семье священника Алексея Капитоновича, который ушел из жизни в результате несчастного случая на воде во время ловли рыбы. Его вдова Анна Александровна (в девичестве -Скуридина) в 24 года осталась одна с семью детьми. Хорошо все обдумав, Сергея взяла к себе в Петербург сестра священника, Александра Капитоновна, служившая судовым врачом. Повзрослев, юноша поступил в летное училище. Поскольку он не был дворянином, его взяли только на отделение механиков. Однако по окончании, в качестве исключения, как отличнику, ему выдали два диплома – механика и летчика.
С будущей супругой, Татьяной Александровной, четвертой из пяти сестер известного рода Кашерининовых, Троепольский познакомился в усадьбе Озерки-Исикино в Колпне. Потом, для повышения квалификации летного мастерства и изучения новой техники его направляют во Францию, где он успешно окончил школу военных летчиков и бился с немцами в Первую Мировую.
После революции Сергей решает вернуться в Россию. С февраля 1918 года летчик участвует в гражданской войне на стороне «красных». В это время он второй раз встречается с Татьяной Кашерининовой, жившей тогда у сестры Екатерины Ляхницкой в Петербурге на Бронницкой. У них завязываются романтические отношения, окончившиеся крепкими узами брака. Молодая семья много раз переезжала вслед за летными частями, не боясь никаких трудностей. В Орле в 1922 году у Троепольских родился сын Алексей, а потом и дочь Татьяна.
Во время Великой Отечественной войны Сергей Алексеевич как один из самых опытных летчиков обслуживал Ставку Верховного Командования. На протяжении всей войны она находилась в Москве, но с началом бомбёжек была переведена из Кремля в небольшой особняк в районе Кировских ворот. Через месяц на перроне станции метро «Кировская» был подготовлен подземный центр стратегического управления вооружёнными силами. Там оборудовали кабинеты Сталина и Шапошникова, а также размещалась оперативная группа Генштаба и управлений Наркомата обороны. Деятельность Ставки ВГК была масштабной и многоплановой. Непросто было доставить секретные директивы в пункты назначения, но Сергей Троепольский прекрасно справлялся с вверенными ему обязанностями. В составе действующей армии он находился с 10 декабря 1942 года по 9 мая 1945 года, был командиром полка 3-й отдельной авиационной дивизии связи Гражданского Воздушного Флота 2-го Белорусского фронта. Ему очень пригодился боевой опыт, полученный в Первую мировую войну при обороне Лондона и Парижа. За воинскую доблесть и мужество майор Сергей Троепольский был награждён двумя орденами «Красного Знамени», орденом Александра Невского, медалью «За отвагу». Он был выдвинут на должность командира эскадрильи, затем - заместителя командира полка, потом стал командиром авиаполка. Его личный налет составлял более 10600 часов и 470 боевых вылетов.
Троепольский доставлял штабу фронта офицеров связи, тонны различных военных грузов.
«Требовательный командир, умелый воспитатель, он неустанно растит летные кадры, - писал о нем командир 3-й отдельной авиационной Краснознаменной дивизии связи, гвардии полковник Шарыкин, 28 мая 1945 года в наградном листе. – Лично подготовил 10 летчиков на скоростных самолетах. Только за два месяца полк, перевооруженный на новую материальную часть, произвел 2731 вылет, с налетом 4770 часов без единого серьезного происшествия. На 2-й Белорусский фронт полком выполнено 730 вылетов с налетом 1660 часов. За это время полком доставлено к линии фронта 2122 офицера и генерала, 503 тонны фельдпочты и различных военных грузов. За отличное выполнение заданий командования по связи Генерального штаба КА со штабами фронта, за умелое руководство полком достоин награждения орденом Александра Невского».
Сын Троепольского, Алексей, с октября 1941 года летал вместе с ним в качестве бортмеханика, совершил вылеты в Краснодар, Армавир, Минводы, Сальск, Кропоткин, другие города страны, обслуживал около 100 боевых авиамашин.
Отец и сын Троепольские
Как-то раз, во время дальнего полета в Среднюю Азию, в самолете отказал мотор, и Троепольские совершили вынужденную посадку в пустыне. Летчики вполне могли погибнуть. Но, к счастью, их вскоре нашли. Радостные, они сели на верблюдов и отправились к ближайшему селению. От переизбытка чувств Сергей Алексеевич громко запел, от чего верблюд испугался и понес его сломя голову, а потом вообще сбросил. Мужчина получил очень сильный ушиб, который сыграл впоследствии роковую роль.
После войны за летные воинские заслуги Сергею Троепольскому дали большой участок земли в Адлере, на берегу Черного моря. В его гостеприимном двухэтажном доме с балконом побывали все сестры Кашерининовы со своими детьми и внуками. Всем хотелось хоть недельку понежиться на берегу ласкового теплого моря. Татьяна Александровна всех радушно принимала. А вот самому Сергею Алексеевичу не довелось долго пожить в этом новом доме. Он умер от рака, вызванного тем злополучным ушибом.
Как заслуженного пилота и уважаемого всеми человека Троепольского похоронили на вершине высотки, возвышающейся над аэродромом. Над могилой стоял радар аэропорта, как своеобразный памятник летчику…
Долгое время место захоронения было заброшено, поскольку в 1990 –е годы в Сочи, как и по всей стране, начался «беспредел». В доме в то время жила внучка Троепольских, Светлана. Её вынудили уехать в Москву к сыну Алексею. На этом связь с городом детства совсем оборвалась. Помня о заслугах Сергея Алексеевича, адлеровское управление культуры, преподаватели и студенты местного вуза в прошлом году взяли над могилой шефство - убрали сорную траву, сняли и промыли плитку, засыпали гравием и снова уложили, установили ступеньки, пересадили самшит от входа. Осталось прикрепить фотографию лётчика, которой мы недавно с ними поделились, благодаря знакомству с правнуком Каширениновых, Юрием Ляхницким. Памятник помог установить Самвел Минасян - житель г. Сочи.
Так выглядела могила Сергея Троепольского
Так она выглядит сейчас
Сын Троепольского, Алексей стал опытным авиационным специалистом, испытателем, летал бортинженером со знаменитым пилотом – испытателем, дважды Героем Советского Союза Владимиром Коккинаки, участвовал в испытании новых самолетов, в частности, реактивного пассажирского «Ту-104», который был разработан опытно-конструкторским бюро Андрея Туполева в 1955 году.
Погода тогда стояла нелетная. Одна за другой на небе появлялись черные тучи. Начался ливень, затем сверкнула молния, потом другая… В самолет попал грозовой разряд, и он стал падать. Однако экипаж сумел спасти машину и посадил огромный самолет на одном двигателе. В результате «Ту-104» был признан одним из самых надежных, а экипаж заслуженно наградили за геройский полет.
Начало эксплуатации лайнера ознаменовалось грандиозной перестройкой практически всей аэродромной инфраструктуры Советского Союза. В срочном порядке переделывались под новый самолёт взлётно-посадочные полосы, на аэродромах появлялись специальные обслуживающие машины, заправщики. В зданиях аэропортов появилась процедура регистрации, ожидания и посадки на борт, а условия для пассажиров стали более комфортными. О том, как проходили испытания, можно прочитать в книге И. Мазурука и А.Лебедева «Летчики-испытатели Аэрофлота».
Алексей Троепольский был награжден орденами «Красной Звезды» и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа». Вместе с отцом он внес огромный вклад в общее дело борьбы с фашизмом, в развитие отечественного авиастроения. Их имена золотыми буквами вписаны в историю страны. Хорошо, что и земляки теперь вспомнят о них добрыми словами.
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|