Да, уважаемый читатель, вот и наступила осень, а с ней пришло 1-ое сентября – начало нового учебного года, День знаний. Праздник, с которым я поздравляю всех своих коллег – учителей! Всем – здоровья и благополучия! Не уставать от знаний, а постоянно стремиться к ним! Как делал это самый любопытный из всех учеников России – Михаил Васильевич Ломоносов. О нём расскажет в своём очередном очерке Олег Турчин (Александр Полынкин)
Ломоносов – «…И быстрых разумом Невтонов…»
Это будет самый короткий эпизод. Потому что всё ясно.
Человеку для жизни нужны нормальные условия. А для творчества -нормальная жизнь. Вдвойне велик тот человек, который может жить в условиях сложных. Гений - тот, который в таких условиях может заниматься наукой и совершать открытия, «творить».
Короткое перечисление.
Учёный естествоиспытатель
Энциклопедист
Химик и физик
Дал направление развития физической химии
Разработал молекулярно-кинетическую теорию
Заложил основы термодинамики
Заложил основы науки о стекле
Астроном, приборостроитель, металлург, геолог
Поэт, заложил основы русского современного языка
Художник
Историк
Разработал проект Московского университета, который открыт в 1755 году и впоследствии получил его имя.
Не нужно думать, что здесь всё перечислено.
И не думайте, что речь идёт о «когорте» великих людей.
Всё это об одном человеке.
МИХАИЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ЛОМОНОСОВЕ.
Сам факт, что мы знаем, когда и где он родился, по-своему удивителен.
Будущий академик многих европейских Академий наук родился …в обыкновеннейшей крестьянской семье в совершенно необыкновенном для крепостной России месте – Поморье.
Необыкновенность в том, что потомки древних новгородцев никогда не знали крепостного права, были людьми свободными и предприимчивыми – другие здесь просто не выживали. Они не знали понятия «рабская психология» и в отличие от униженных крестьян российского Центра были людьми гордыми и независимыми. Такие люди не могут не быть любознательными. Но даже на этом фоне Ломоносов выглядит исключительно.
Итак, 8(19) ноября 1711года он родился в селе Мишанинское, недалеко от Холмогор. Семья не была бедной, а среди поморов бедных почти не было, ибо «вкалывали», и в их свободном труде им никто не мешал. Грамоте его обучил сосед. И стремление знать овладело деревенским парнем. Трудно понять, когда он успевал читать-работы в поморских семьях было много. После смерти матери отец ещё дважды женился, и отношения у Михаила с мачехами более чем не сложились.
А тут отец надумал парня женить - хозяйство надо укреплять… Это навсегда бы закрыло для любознательного помора Знание. Ибо семья и стремление знать не совмещались.
Михаил решается на побег. И бежит не от постылого будущего. Он хочет учиться. Дальнейший рассказ предназначен для нынешних молодых людей, которые имеют возможность знания получать, но ленятся и надеются на тугой кошелёк родителей.
Михаилу 19 лет. В те времена это уже солидный возраст, особенно для учения.
Но он решил. В Москву шёл рыбный обоз. В декабре 1730 года он уходит из родных мест. Три дня по лютому морозу догоняет он телеги с рыбой, полузамерзшего, его соглашаются взять с собой обозники.
Юноша Ломоносов идёт с рыбным обозом в Москву
Через три недели он в Москве, еле уговорил принять на обучение в Славяно-греко-латинскую академию. Принимают его потому, что ученики просто разбегались из неё. В день давали кусок хлеба и кружку кваса. Живи и учись. И никого рядом не было.
Учился с такой охотой (в таких условиях!), что через четыре года, в числе очень немногих, зачислен студентом Санкт-Петербургского академического университета.
От побега из дома до академической аудитории - всего пять лет! И это поразительно и удивительно. Через год отправлен в Германию для совершенствования знаний …Не каждый мог достичь такого сам.
Не думайте, что какой-то «засушенный очкарик» перед нами. Ничто человеческое не было чуждо Ломоносову. Крепкого телосложения, красавец, умница - он мог за себя постоять: когда его обманным путём завлекли в прусскую армию (а это хуже любой каторги!), избил до полусмерти капралов и бежал. Навыки же кулачного боя приобрёл явно на родине и совершенствовал в студенческой среде – нравы тех студентов были жёсткие. Любил выпить и закусить, весело провести время с девицами – всё, как у студентов во все времена.
Но всеобъемлющей страстью оставались ЗНАНИЯ и НАУКА. По всей жизни эта похвальная страсть прошла.
Вернувшись после странствий по Европе, «положил» всю жизнь без остатка для распространения знаний в своей стране.
Мы не пишем биографию Ломоносова, мы только пытаемся понять содержание его жизни.
Международное признание, им полученное, возвеличивало нашу страну:
1760 год – почётный академик Шведской АН.
1763 год – почётный академик за изготовление мозаичного полотна «Полтавская битва» Петербургской АН.
1764 год – почётный член АН Болонского университета …список не полон.
Кстати сказать, расцвет его многогранной деятельности пришёлся на время, когда фаворитами Елизаветы были очень неглупые братья Шуваловы, охотно он работал в недолгое время Петра Третьего, а вот Екатерину не принял и относился к ней очень плохо. Что весьма показательно.
Скончался М.В.Ломоносов 4 апреля 1765 года.
Что сказать. Воздух свободы делает человека способным на многое. О Ломоносове мы знаем, куда меньше мы знаем о казаках (опять свободные люди), прошедших за сотню лет от Урала до Аляски, ничего не знаем о тысячах неглупых людей, погубивших свой талант в крепостном рабстве.
Что ж, правители России, думайте о свободе для своего народа.
Очень неглупого и знающего.
Олег Турчин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|