25 июля 1980 года, в дни Московской Олимпиады, скончался Владимир Высоцкий. Я узнал об этом не из сообщений прессы, не по радио или из теленовостей, поскольку о смерти певца и композитора, артиста и поэта сообщила только маленькая заметка в «Советской культуре», а эту газету я тогда не читал, и заметку увидел много дней спустя. О том, что Владимир Семёнович покинул Мир Земной, сообщили мне москвичи – пассажиры в одном из вагонов московского метро. Я в первой половине августа 1980 года, после того, как столицу снова открыли для посещения, находился там по каким-то делам.
Я не поверил «слухам», и поскольку в разговорах речь шла о Ваганьковском кладбище, выбрал время и съездил туда. Да, совсем недалеко от центрального входа, с правой стороны кладбища, я увидел свежую могилу, скорее, высокий могильный холм, поскольку он так сильно был завален цветами, что само захоронение полностью скрылось под ними.
Владимир Высоцкий был любимым певцом моего (и не только) поколения. В наши годы пластинки с его песнями были большой редкостью, гораздо чаще его голос звучал с магнитофонных бобин.
На первом курсе истангла (историко-английского факультета) Орловского педагогического пединститута, сразу после празднования 1 сентября (1973 года), всех первокурсников направили на уборку картофеля в Должанский район (сёла Студёное и Баранчик). Полтора месяца мы усердно ползали по грядкам, помогая местному колхозу, тружеников которого на той же картошке мы почему-то не видели.
Руководил одной из двух наших групп только-только ставший преподавателем истангла ОГПИ Борис Алексеевич Филиппов. Он изо всех сил налаживал контакты с первокурсниками и пообещал нам за хорошую работу после сдачи первой сессии наградить нас поездкой в Москву с интересной культурной программой, включая посещение Театра на Таганке.
И, хотя мы ему не слишком поверили, Борис Алексеевич обещание выполнил. В самом конце января 1974 года 20 человек с первого курса, под руководством преподавателя, посетили гремевшую тогда выставку «Сокровища из гробницы фараона Тутанхамона» (впервые покинувшую пределы Египта), а потом состоялось и посещение театра на Таганке.
Не буду описывать наши неописуемые впечатления от спектакля «Десять дней, которые потрясли мир», всё было замечательно. Но, к сожалению, нам не удалось увидеть Высоцкого в роли Керенского в этом спектакле. Министра играл в тот день другой артист (сменщик), кто – уже не помню (Иванов или Погорельцев).
В общем, в театре, где играл Высоцкий, мне побывать довелось, а вот его самого увидеть не пришлось.
Летом (начало июня) 1975 года я, в составе стройотряда «Прометей» Орловского пединститута, ехал с товарищами в Карелию, на строительство Сунской птицефабрики, в Ленинграде у нас была пересадка на поезд до Петрозаводска, и в одном из привокзальных киосков мне посчастливилось купить пластинку-миньон с четырьмя песнями Высоцкого, одной из которых была новая для нас – «Кони привередливые».
Сколько потом на нашей базе в деревне на берегу Онежского озера за два месяца стройотрядовской жизни мы её слушали – сказать трудно. Все уже заучили её наизусть, но она не надоедала, как и многие другие песни Владимира Семёновича.
Впрочем, и сейчас, 40 лет спустя после его смерти, когда само имя поэта, барда, артиста стало символом поколения 60-70-ых годов, когда стоит ему памятник на Ваганьковском кладбище, есть улицы, музеи и «Своя колея».
Владимир Высоцкий остался в истории нашей культуры и просто в истории – уже навсегда…
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|