Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА"
ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М. →☺


 Павел Якушкин о городе Орле и «дубинниках»-орловцах.

 Памятник П.И.Якушкину в д.Тетерье

К человеку, о котором я хочу рассказать, живи он в наше время, очень  многие отнеслись бы с большим подозрением.

 Ведь  что сейчас у нас ценится? Деньги - деньги – и ещё раз деньги. А кто из граждан России в почете у властей да и у соседей? Конечно же, тот, кто умеет эти деньги (желательно, большие) «делать» (именно так – «делать»,  а не зарабатывать).

 

«Бессребреник и странник»

Павел Иванович Якушкин, один из первых в России профессиональных собирателей фольклора, этнограф и писатель, «делать деньги» не умел, да и не любил, будучи настоящим «бессребреником» всю свою недолгую жизнь.

 Происходил он из старинного дворянского рода,  однако сам дворянином так и не стал, поскольку его отец, Иван Якушкин,  свой брак с «дворовой девкой»  Прасковьей долгое время официально не регистрировал,  и родившегося в 1822 году сына Павла причислили к мещанскому сословию.

   Появился на свет будущий писатель и фольклорист в сельце Сабурово Малоархангельского уезда, в 70 верстах от губернского центра (ныне – территория Покровского района – А.П.).

    После окончания Орловской мужской гимназии Павел Якушкин поступил на математический факультет Московского университета и, обучаясь в нем, стал изучать произведения устного народного творчества, собирая их во время длительных странствий – путешествий.

    Под видом  мелкого торговца – офеня Павел Иванович пешком обошел Новгородскую, Псковскую, Владимирскую, Тверскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Черниговскую, Астраханскую и, конечно же, родную Орловскую губернии.

 В результате своих многочисленных хождений по Руси Якушкин записал более тысячи фольклорных произведений, которые составили потом  самую ценную часть собрания народных песен П. Киреевского.

  Первое же самостоятельное этнографическое произведение Якушкина называлось «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях», и написано оно было на орловском материале.

   Во время своих странствий фольклорист много раз промокал, замерзал, заболевал, попадал в полицию и в другие рискованные ситуации, однако всегда с честью выходил из них, не теряя рассудка и энтузиазма.

Правда, было одно неприятное последствие многолетних путешествий Якушкина: он пристрастился к алкоголю, получив это заболевание фактически как профессиональное. Ведь  вызвать какого-то мужика-крестьянина на откровенный разговор или, тем паче, заставить его спеть (чтобы потом записать это), - можно было только одним способом – «угостив» собеседника. А пить одни, без угощавшего, мужики никогда не соглашались.  Первое время Павел Иванович трудностей с решением проблемы – «пить или не пить» -  не испытывал, но потом  был вынужден признать, что ему и самому стало требоваться при таких встречах  спиртное.  Многие мемуаристы, писавшие о Якушкине, отмечали, что обедая в ресторанах, он любил заказать рюмочку «посурьёзнее». У петербургских половых, как тогда называли официантов, появился даже особый термин – «якушкинская рюмка».

Якушкин боролся с собой, и эта борьба не всегда была тщетной. Но трудные обстоятельства жизни часто снова подталкивали его к тому, чтобы «забыть» на некоторое время о своих проблемах.

   Умер Павел Иванович без гроша в кармане, но его товарищи сумели обеспечить писателю достойные похороны: «положили в честный гроб с украшениями, понесли который на честных рабочих руках, с церковным пением, которое любил покойный – и с полковой музыкой, которая так отвечала и приличествовала замечательному певцу и страннику» (так написал о похоронах фольклориста его товарищ С.Максимов – А.П.)

Якушкин остался в истории русской литературы, прежде всего,  как один из первооткрывателей кладезя народной мудрости – устного народного творчества. Но Павел Иванович был не только собирателем: он написал несколько десятков собственных замечательных рассказов, очерков  и зарисовок, посвящённых его любимому персонажу – русскому народу в лице самых разных его представителей. К сожалению, сборник его сочинений издавался  очень редко: дважды – в XIX веке и только раз – в XX-ом.

26  января 2012 года исполняется 190 лет со дня рождения Якушкина, а 20 января - 140 лет со дня его смерти.

150 же лет тому назад, в 1861 году, в журнале «Современник» Якушкин опубликовал  «Путевые письма из Орловской губернии», которые и по сей день остаются ценнейшим историко-литературным источником. Читатель ОМа может в этом убедиться, прочитав два отрывка из них. Первый  посвящён городу Орлу и его жителям, а второй –  орловской деревне.

 

Как менялись жизнь и нравы в губернском центре

(Письмо из Орла, 10 апреля 1861 года)

 

«Сохранились и теперь предания: что до назначения Орла губернским городом на реке Оке моста не было и что в самый год этого назначения началось здесь судоходство; в первый раз отправились только две маленькие барки по двенадцать сажен длиною, и как дело для орловцев новое, то почти весь город провожал эти барки вёрст за десять.  И теперь есть старики, которые помнят, что в Орле был только один трактир, одна табачная лавка; будочников, пожарных солдат совсем не было: на пожар сбегались и тушили сами жители; некоторые опаздывали или совсем не приходили, с тех брали пени. По ночам караулили сами хозяева, и между очередными караульщиками случались караульщицы – женщины и девушки.

- Зачем же будочников завели? – спросил я старика, рассказывавшего мне это.

- А затем, батюшка, - отвечал мне старик, - больно задорно стало; в одной улице – караульщик, в другой – караульщица – долго ль до греха! Сейчас грех, как есть грех!...

- Так и тогда доходило до греха?

- Как не доходить, доходило! А все грехи в те времена были куда меньше! А жили веселее, скромнее жили, по Божию, оттого хорошо и было… Вот я тебе докладывал: у нас в Орле всего только один трактир  и был, Телёнков прозывался. Стоял он супротив Егорьевской церкви (Георгиевская или Сретенская церковь, разобранная в 40-ые годы XX века, находилась на Болховской улице, на этом месте сейчас расположен кинотеатр «Победа» - А.П.). Так и в том-то одном трактире народу, почесть, не бывало! А зайдёт какой в трактир да узнает отец – такой задаст трактир – три недели на место сесть не сядет; а проведают  по городу про холостого, так пальцами тычут: «Вон, - говорят, - трактирщик из трактира ползёт». Да такому парню и девку не скоро сыскать: весь город исходи – ни одна девка замуж не пойдёт! А теперь что? Зайдёт в трактир… и трактиров-то столько развелось! – идёт всякий в трактир при отце родном… да ещё табачище проклятый закурит…»

 

Земельный вопрос на Орловщине  в конце XVIII - начале XIX века

(Письмо из Сабурово,  Малоархангельский уезд,  20 августа 1861 года)

«… У нас вся земля здесь отбойная.

- Как отбойная?

- Отбойная – всё равно, как дубинная, - толковал Фёдор Васильевич (Синицын, крестьянин из сельца Сабурово, родового имения Якушкиных – А.П.).

- Да я  всё-таки не понимаю, какая земля отбойная, дубинная?

- Дубинная земля, значит, кто дубиной землю отобьёт, земли-то сперва много было: всяк бери, сколько хочешь; а как народу-то народилось много, земли-то и не стало хватать по-прежнему; и стали дубьём друг у друга отнимать. Кто отбил, того и земля.

- Скажи, пожалуйста, как отбивали, когда отбивали землю?

- Этого я сказать не могу, когда отбивали, а отбивали землю так: возьмёт кто косу, кто цеп, да косой или цепом и отбивают.

Припоминаю теперь рассказ об этом, слышанный мной здесь же, в Сабурово, несколько лет тому назад; мне рассказывал здешний крестьянин, кто именно – не помню, но в моих заметках сохранился его рассказ.

- Пойдём, бывало, землю отбивать, - говорил он, - да не столько из корысти, сколько из охоты! Придёт весна, надо землю под яровое пахать, или осень под озимое… Теперь едем пахать, возьмёшь только косу и хлеба с собой возьмёшь, да уж беспременно с собой заберёшь и косу, и цеп, а кто оглоблю захватит. Выедешь на загон (часть поля, засеянная хлебом, принадлежащая одному хозяину – П.Я.), а там тебя уже ждут с тем же гостинцем, что и ты припас; а те тоже  и с цепами, и с косами, и с дубинами; а как сойдутся, и почала…чья возьмёт! А как взяла наша, запашешь землю. А запахал землю – никто трогать не моги: зародит тебе Бог хлебушка, ты и бери…

- И по век твоя земля, которую засеешь раз? – спрашивал я.

- Как можно, по век? – отвечали мне, - ты хлеб собери, а земля опять-таки  ничья, земля была вся Божия. На будущий год опять то же…» (кстати, вполне вероятно, что  от таких способов решения земельного вопроса  берут своё начало такие прозвища орловцев, как «дубинники» и «проломленные головы» - А.П.)

 

P.S. Земляки-покровчане  Павла Якушкина помнят: в посёлке Покровское есть улица, носящая имя писателя и фольклориста, а в деревне Тетерье (соседней по отношению к давно исчезнувшему  Сабурово - А.П.) пять лет тому назад установлен  ему симпатичный памятник.

 Памятник П.И.Якушкину в д.Тетерье

 

Александр Полынкин

 

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М. →☺
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.