Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА"
ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М. →☺

 

Бискайская трагедия

(Жизнь и смерть подводника  Леонова)

 

О  трагедии атомной подводной лодки «Курск», случившейся 12 августа 2000 года и унесшей жизни 118 моряков, в нашей стране слышали все. А вот о самой первой аварии наших подлодок, закончившейся не менее трагически, в далёком уже 1970 году в СССР знало только высшее руководство.

Начиналось же всё очень оптимистично. В самый канун Нового, 1960-ого, года министр обороны СССР Родион Малиновский  обрадовал Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущёва сообщением о том, что только что введены в строй первые три советские атомные подводные лодки проекта 627А – К-14, К-5 и К-8. И пусть  у американцев к этому времени имелось  уже около десятка  аналогичных  подлодок, но ядерной монополии США в ещё одной сфере послевоенного  состязания пришёл конец, а  в истории отечественного Военно-Морского Флота была открыта новая страница, которая стала быстро заполняться.

«...Каждый её выход в море заканчивался очередным ЧП...»

Всего  лодок серии 627А  было построено ровно тринадцать - чертова дюжина.  На их долю  выпали первые подвиги и первые аварии, первые Герои Советского Союза атомного флота и первые жертвы еще никому не ведомых лучевых болезней. Дважды первыми на нашем флоте эти лодки всплыли на Северном полюсе, трижды совершили (тоже первыми!) переход с Северного флота на Тихоокеанский подо льдами Арктики, приняли участие в первом отечественном кругосветном подводном походе. Уже одного этого достаточно, чтобы вписать "шестьсот двадцать седьмые" в скрижали российской истории. Но одной из тринадцати суждено было стать первой в несколько ином,   скорбном списке наших погибших атомоходов.

Третий советский атомоход К-8 был кораблем с судьбой чрезвычайно несчастливой.

        Бывший Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Чернавин, сам длительное время командовавший одной из лодок 627А проекта, вспоминал, что "Первые лодки были, конечно же, ненадежны по своему техническому состоянию. Были и конструкторские просчеты, нужно было определенное время для отработки различных механизмов. Однако одной из самых ненадежных серийных лодок этой серии, конечно же, была "восьмерка". Буквально каждый ее выход в море заканчивался очередным ЧП. Сколько помню, она больше стояла, чем плавала, и все равно постоянно ломалась."

Аварий на атомных флотах всех государств хватало во все времена, но именно К-8, словно увлекаемая "Летучим голландцем", неотвратимо шла к своему страшному финалу.

        Экипаж атомохода составлял 125 человек: 28 офицеров, 31 сверхсрочник,  66 матросов и старшин. Кроме штатной команды, на борту лодки находилось десять человек, прикомандированных из штаба дивизии и с других экипажей. Семеро из них зимой 1970 года, прибыли на К-8 с атомной подлодки К-27, которая после аварии реактора в 1968 году больше в море не выходила.

К-8 в  погоне за американцами

Оставив в ночь с 16 по 17 февраля базу, подводная лодка вышла в расчетную точку, где погрузилась. Какая же задача ставилась уходящей в океанские глубины лодке? Обогнув Скандинавию и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж НАТО, она должна была подойти к Гибралтару, форсировать его и проникнуть в Средиземное море. Там, оставаясь необнаруженными, подводники должны были следить из-под воды за каждым движением американских авианосцев "Мидуэй" и "Саратога" (плавучие аэродромы из состава 6-го американского флота – А.П.), а с получением сигнала о начале войны, немедленно их уничтожить.

  Операция по прорыву была опасна и рискованна. На подходе к проливу атомоход пристроился под килем надводного ракетного корабля «Неуловимый», и командир подлодки капитан II ранга В.Бессонов блестяще осуществил почти цирковой номер. Для вероятного противника наши подводники так и остались невидимыми. Затем началось боевое патрулирование – с готовностью  в любой момент выйти в атаку, победить или быть потопленным, но в любом случае исполнить свой долг до конца.

        Ровно месяц длилась подводная охота. Американцы на юг, и К-8 за ними. Они на север, а К-8 уже там!  Одновременно лодка приняла участие и в учениях Черноморского флота, которые тот проводил в акватории Средиземного моря.

А 7 апреля на подлодке был получен приказ следовать в северо-восточную часть Атлантического океана, чтобы принять участие в разворачивавшихся в те дни маневрах "Океан-70".

        Масштабы и размах этого небывалого в истории отечественного флота учения потрясают: одновременно в моря и океаны вышли все четыре флота: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. От Арктики до Индийского океана, от Атлантики до просторов Тихого океана происходило действие, подобного которому еще не было. Флот Советского Союза, поделенный на "красный" и "синий", выйдя в Мировой океан, маневрировал, атаковал, запускал в стратосферу гигантские баллистические ракеты.

Спасти товарищей, сгорая самому...

        8 апреля свободные от вахты матросы, старшины и офицеры, собравшись в 9-м отсеке, смотрели свой последний фильм со зловещим и предостерегающим названием "Наш путь во мраке".

Около полуночи, когда подлодка находилась в Бискайском заливе, севернее Азорских островов, при всплытии «К-8» с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир Бессонов, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация.

        «Людям, далеким от подводных лодок, очень сложно понять, какой страшный и трагический смысл кроется за словами "пожар в отсеке". Ведь каждый герметичный отсек будто большая консервная банка, в которой весьма ограничен объем воздуха. Поэтому даже самое пустячное, с точки зрения живущего на берегу человека, возгорание на лодке протекает совершенно по-иному. Прежде всего, практически мгновенно появляется полная задымленность, и людям становится нечем дышать, так как воздух выгорает в несколько секунд. А ведь оказавшимся в аварийном отсеке необходимо не только выжить, но и победить огонь. Для этого смежные с аварийным отсеки мгновенно задраиваются на-глухо. Теперь из огня не уйти! Таков жестокий, но вынужденный закон подплава: застигнутые пожаром в отсеке не имеют права на убежище в других отсеках, они обязаны оставаться на посту, победив стихию или погибнув. Ведь иначе пламя распространится по всей лодке и смертей будет много больше».

На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А. В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва.

Лодка уже через пять минут всплыла в надводное положение, но пожар стал распространяться по воздуховодам. Командир корабля приказал большей части экипажа перебраться на подошедший болгарский теплоход «Авиор».

В условиях 8-балльного шторма на борту лодки продолжала борьбу за живучесть боевая смена из 21 человека во главе с капитаном второго ранга В. Б. Бессоновым. Подлодка продержалась на плаву трое суток, дожидаясь подхода буксира. Но в ночь с 11 на 12 апреля корабль потерял остойчивость и в течение короткого времени затонул. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

 

Подводник Леонов

Был среди погибших  членов экипажа и главный старшина сверхсрочной службы Виталий Васильевич Леонов,  наш земляк из села Вышний Жёрновец Покровского района.  Он родился в ноябре 1940 года в многодетной крестьянской семье   Василия Поликарповича и Анастасии Дмитриевны Леоновых. Виталий был самым младшим из восьми детей. Закончил он Вышне-Жёрновскую семилетку, работал в родном колхозе, а будучи призван в Советскую Армию, оказался на Северном флоте. Там и остался на сверхсрочную службу, прикипев к подводным кораблям всей душой. Женился, дочка родилась. Жила семья Леоновых  в закрытом городе Гремиха, базе подводных лодок Северного флота. Служил главстаршина Леонов на атомной подлодке К-27, а после аварии на ней, вместе с шестью своими товарищами, был откомандирован на однотипную К-8 и отправился на ней в свой последний поход. Виталий Леонов во время пожара оказался в 8-ом отсеке лодки, сильнее других пострадавшем от огня и дыма: там не спасся ни один из 16 находившихся в нём подводников.

Государственная комиссия, расследовавшая обстоятельства трагедии, отметила массовый героизм, выдержку, высокий моральный дух и профессиональную подготовку экипажа подводной лодки. Члены комиссии ходатайствовали о награждении государственными наградами всех членов экипажа К-8. В действиях экипажа не было усмотрено ни одной ошибки, все делалось грамотно, в соответствии с существовавшими в то время документами по борьбе за живучесть, и своевременно.

Командир подлодки капитан 2-ого ранга Всеволод Борисович Бессонов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга,  посмертно был удостоен звание Героя Советского Союза.

Всю команда — и погибшие, и живые получили  государственные награды. Вот такое письмо получили в селе Вышний Жёрновец родители Виталия Леонова:

«Уважаемые Анастасия Дмитриевна и Василий Поликарпович!

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу при выполнении воинского долга Ваш сын, главный старшина Леонов Виталий Васильевич посмертно награждён орденом «Красная Звезда»...

Память о Виталии Васильевиче навсегда сохранится в наших сердцах, как пример беззаветного служения Родине.

Примите наши искренние соболезнования в связи с постигшим Вас несчастьем. Будьте мужественны.

Командующий Краснознамённым Северным флотом, адмирал флота С.Лобов...»

Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха.

В 1973 году в  Гремихе был поставлен памятник погибшим подводникам с АПЛ К-8. Он стал первым и, к сожалению, не последним в нашей стране подобным обелиском.

В настоящее время подлодка К-8  покоится на глубине порядка 4680 метров  в 490 километрах северо-западнее Испании.

Александр Полынкин

 

Памяти АПЛ К-8

        Это было апрельским трагическим днем.

        Дым угарный людей по отсекам косил,

        Трое суток боролись ребята с огнем,

        На четвертые уж выбивались из сил.

 

        И тогда, словно смерч, налетел ураган.

        И Атлантика вздыбилась, словно стена.

        Как взбесившийся зверь, бушевал океан,

        Всё безумство на лодку обрушив сполна.

 

        Разве может такое забыть человек?

        От подводного стона леденеет душа.

        Это море ворвалось в центральный отсек,

        Переборки стальные со злобой круша.

 

        От огромного горя немеют уста,

        И с надрывом стучат ошалело сердца.

        Лишь моряцкая совесть кристально чиста:

        Все погибли, но выполнили долг до конца.

(отрывок из  стихотворения, автор неизвестен)

 

 

 

Автор благодарит племянницу подводника В.В.Леонова, Н.А.Мухотину, за предоставленные материалы

 

 

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М. →☺
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.