Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
admin
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Леонид Андреев – писатель со 2-ой Пушкарной
Опубликовано: 24.11.2015.

   Родоначальник русского экспрессионизма, один из замечательных представителей Серебряного века русской литературы, писатель Леонид Андреев любил все огромное. Его дом в деревне Ваммельсуу в Финляндии высился над всеми домами: каждое бревно,  стопудовое, фундамент – циклопические  гранитные глыбы; в этом доме – огромный рабочий кабинет, похожий на площадь, а камин в кабинете был величиной с ворота, на огромном письменном  столе  стояла  огромная чернильница.

   Он был чрезвычайно азартным человеком – и часто в этом не знал меры: мог на несколько месяцев стать моряком, художником, фотографом, даже спортсменом, всю жизнь увлекался театром – и, если бы  не писал книг, то, наверняка, играл бы в каком-либо известном театре – причем, еще и свою пьесу.

   Родился Леонид Андреев  9 (21) августа 1871 года в Орле, и 17 лет его детства и юности связаны с домом №41 по 2-ой Пушкарной улице, который был построен его отцом в 1874 году, и с Орловской мужской гимназией.

   По образованию Леонид Николаевич – юрист: он закончил Московский университет и работал некоторое время помощником присяжного поверенного.  Однако до момента сдачи экзаменов Андрееву пришлось пройти через многие испытания: смерть отца, тяжёлое материальное положение, отчисление из числа студентов Санкт-Петербургского университета за неуплату, несчастная любовь и попытка самоубийства, последствием которой стали церковное покаяние и порок сердца.

 Занимаясь адвокатской деятельностью,  Андреев  одновременно успешно сотрудничал с московскими газетами в качестве судебного репортера и фельетониста под псевдонимом Джемс Линч. Первый рассказ писателя, опубликованный в газете «Курьер» в 1898 году,  назывался «Баргамот и Гараська» и написан он был на материале родной улицы Леонида Андреева – Пушкарной. А всеобщее признание к нашему земляку пришло в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были».

   Герои многих следующих его произведений (рассказов «Ангелочек», «Гостинец», «Весной», «Алеша – дурачок», «Буяниха», «На реке», пьесы «Молодость», романа «Сашка Жегулев») также жили и действовали на хорошо знакомых Андрееву улицах и слободах Орла – Посадских, Пушкарных, Стрелецких. Имелся у Леонида Николаевича и свой Вавилон – местечко на маловодном Орлике.

   Для творчества  нашего земляка характерны как ярчайший реализм (например, рассказы, навеянные орловской действительностью), так и стремление к отвлеченным обобщениям, без всякой конкретики (рассказы «Ложь», «Смех», «Жизнь Василия Фивейского», «Жизнь Человека», «Царь – Голод» и другие).

   Одним из первых антивоенных произведений литературы XX века стал рассказ Андреева «Красный смех», написанный по событиям русско – японской войны.

   Современники считали Леонида Николаевича провинциальным человеком: он любил пивать чаи с семьею, любил слушать игру на гитаре, любил послеобеденный сон, мало читал, не знал ни одного языка, был равнодушен к симфонической музыке. Но те же современники видели, что при всем этом одно в писателе Андрееве оставалось неизменным – душевная чистота, благородство, стремление помочь нуждающимся.

   Во время своей популярности Леонид Николаевич  получал огромные гонорары, но всю жизнь оставался небогат: все поглощала семья, а, кроме того, в его большом доме всегда было человек пять – шесть посторонних – студентов, художников и  нуждающихся в том, чтобы их просто накормили.

   Когда в начале Первой мировой войны еврейское население западных районов России поголовно обвиняли в измене и шпионаже и начали выселять евреев из пограничных районов, Леонид Андреев вместе с Максимом Горьким и Федором Соллогубом создали для помощи беженцам «Русское общество для изучения еврейской жизни» и выпустили литературный (за два года выдержавший три издания) сборник «Щит». По опубликованной в годы войны пьесе Леонида Николаевича  «Король, закон и свобода», кинокомпания А.Ханжонкова сняла фильм.

   В характере Андреева сочетались крайности: любимой темой его была тема смерти, и он часами мог говорить монологи о ней – но, с другой стороны, он был чрезвычайно остроумным человеком, над шутками которого смеялись многие его знакомые.

   Свою дачу писатель называл «Вилла Аванс», потому что она была построена на деньги, взятые авансом у издателя, а одну знакомую даму  он прозвал «Братская могила», потому что любовниками ее были два брата.

   Андреев с восторгом встретил Первую русскую революцию (постепенно охладевая к ней) и уже  резко отрицательно отнесся к Октябрьской.

12 сентября 1919 года Леонид Николаевич скоропостижно скончался в финском местечке Мустамяки от порока сердца, приобретённого в молодые годы вследствие попытки застрелиться из-за несчастной любви. Ему не было и 50-и.

 Узнав о смерти Андреева в Финляндии, Максим Горький признался присутствовавшим при известии Чуковскому и Блоку: «Это был мой единственный друг. Единственный».

Леонид Андреев (портрет работы Ильи Репина)

   В том же 1919 году в Петербурге состоялся устроенный Горьким вечер памяти Андреева, где Горький читал свои воспоминания о Леониде Николаевиче, в которых сказал, что: «он был таков, каким хотел и умел быть – человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

Прах писателя в 1956 году был перенесён из первоначального захоронения в Мариоках на Литераторские мостки Волкова кладбища в Ленинграде. Там он ныне и покоится.

21 августа 1991 года, в 120-летний юбилей писателя, в Орле, по адресу 2-ая Пушкарная, 41, открылся Дом-Музей Леонида Андреева. В наше время достаточно часто издаются книги писателя, а по нескольким его произведениям сняты фильмы (последний по времени, 2013 года,  режиссёра Андрея Богатырёва – «Иуда», по повести «Иуда Искариот»).

И в заключение, читатель, отрывок из малоизвестного рассказа Леонида Андреева «Мои анекдоты» (Александр Полынкин)

"Мои анекдоты"

(Листки из «Моих записок»)

Аннотация

Не имея претензии быть присяжным остроумцем, я, однако, не лишен чувства юмора и весьма ценю истинно смешное: смех оживляет общество и позволяет внимательному оратору, следящему за настроением аудитории, поддерживать ее внимание на должной высоте. Решительно не могу припомнить всех тех удачных острот, комических сопоставлений и забавных парадоксов, которыми в часы досуга и дружеской беседы развлекал я моих дорогих посетителей, но кое-какие пустяки остались на клочках рукописи и на полях Библии, единственной книги, не оставившей меня в моем уединении.

Я надеюсь, что мой благосклонный читатель снисходительно отнесется к этим куриозным пустячкам и в невольной легкой улыбке найдет минутное забвение от тягостей и забот докучной жизни.

Леонид Николаевич Андреев

1. БОЧКА

Через некий глухой город проезжали случайно ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ. Энтузиазм и восторг жителей, никогда не видавших ничего подобного, выразился в естественном и повелительном стремлении видеть дорогих гостей, с каковою целью - одни заняли окна верхних этажей по пути следования процессии, другие же, менее счастливые, толпились на тротуарах, тесня и давя друг друга. Но один пожилой коммерсант, имя которого для нас не важно, продав любопытным все окна своего дома и, тем не менее, страстно желая и сам узреть предмет общего любопытства и восторга, придумал следующее: он достал из своего склада высокую бочку, выкатил ее на тротуар и, поставив стоймя, влез при помощи своих служителей на ее днище. Таким образом, к зависти остальных, он возвышался над толпою и видел улицу на всем ее протяжении.

Но днище бочки оказалось непрочным, и в тот момент, когда пышная процессия показалась на завороте улицы, доски проломились от неосторожного движения коммерсанта и он провалился внутрь бочки, скрывшись с головою за ее стенками. Там он и пробыл все время, пока проходило торжественное шествие, так как попытки вылезть для этого толстого человека оказались безуспешными, повалить же бочку и таким образом выкатиться из нее не позволяли сдавившие ее зрители.

Здесь смешно то, что, желая видеть больше других, коммерсант видел меньше всех: стоявшие в задних рядах и лично ничего не видавшие могли хоть по выражению лиц соседей судить о впечатлении, производимом ВЫСОЧАЙШИМИ ОСОБАМИ, и косвенно участвовать в торжестве. Он не мог даже этого!

Здесь смешно еще и то, что, стремясь разделить с толпой сограждан чувства энтузиазма и естественного восторга и таким образом слить свою личность с обществом, коммерсант оказался в положении крайнего и совершенно исключительного одиночества; необходимо заметить также, что одиноким он оказался как раз в центре многолюдного сборища. Громкие крики "ура!", причины которых он не видел, лишь увеличивали его искусственную и смешную обособленность и придавали его печальному одиночеству иронический характер.

Мои дорогие посетители много смеялись, когда я рассказал им этот случай…


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (24.11.2015)
Читали статью: 1372
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.