Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Новогодние приключения мещанина Дрыкина в Орле
Опубликовано: 24.12.2014.

История, которую я хочу, читатель, тебе поведать, случилась в славном губернском городе Орле в промежуток между Рождеством и Новым Годом сто с лишним лет тому назад. Именно в этот период рождественских каникул и отпусков орловчане  активно отдыхали. Кроме прочих, одним из любимых  массовых развлекательных мероприятий 1909   года, оказались костюмированные балы - маскарады с ценными призами за лучшие и оригинальные костюмы.

Принцы и богатыри, Красные Шапочки и феи

Все активнее в те годы стали пропагандироваться специальные чисто детские рождественские маскарады. Мальчики наряжались морскими разбойниками, сказочными принцами или русскими богатырями. Девочки были преимущественно принцессами, Красными Шапочками (уже тогда!), феями. Популярны были "народные" мотивы: по бальной зале порхали маленькие цыганочки и индийские или восточные красавицы. Приложение к журналу "Нива" ("Парижские моды") предлагало для юных леди костюмы "в стиле Louis XV", наряды Коломбины, Шахматной Королевы и даже такого удивительного персонажа, как Пьерина (или Пьеретта) - этакого женского варианта Пьеро, а для мальчиков просторный, но изящный костюм маленького клоуна, состоящий из блузы и широких панталон палевого атласа. Не менее живописными были и балы-маскарады с участием  контингента постарше.

Один за другим такие карнавальные мероприятия прошли  в клубе приказчиков,  в Орловском дворянском и Орловском купеческом собраниях, в Бахтина кадетском корпусе и Александровском реальном училище.

С размахом провело, к примеру,  костюмированный бал 28 декабря Орловское купеческое собрание. Вход сюда составлял: для мужчин – 1 рубль, для дам – 60 копеек, но от желающих не было отбоя, поскольку  за лучшие костюмы обещали вручить сразу 12 ценных призов:  золотые мужские и женские часы, два золотых перстня, золотые серьги, брошь, браслет, жетон, булавка, серебряные портсигар, портмоне и  подстаканник.

Последнюю  неделю декабря орловчане развлекались по полной программе – и не забывали читать газеты, журналисты которых выискивали самое интересное в жизни праздного города. Вот такое сообщение появилось в «Орловском вестнике» в те рождественские дни:

«Приключение в духе Декамерона.

Третьего дня полициею 1-ой части была задержана скромная на вид монашенка по подозрению в том, что «случайно» захватила чьи-то 10 рублей. Монашенка была доставлена в участок, где жене городового было предложено обыскать её. Каково же было изумление и ужас жены стража, проводившей обыск, когда тут-то обнаружилось, что пред нею стоит не монашенка, а переодетый в женское монашеское платье …мужчина. По дальнейшем исследовании, задержанная «монашенка» оказалась тульским мещанином Иваном Александровым Дрыкиным. Некоторое время Дрыкин, скрытый под тем же скромным одеянием, под видом спасающейся россиянки, жил в местном женском монастыре. Да, оказывается, туляки выдумали не один только самовар, а пошли в отношении проявления своей изобретательности и дальше».

Свято-Введенский женский монастырь в Орле,

в котором некоторое время жил Дрыкин

А теперь о подробностях,  оставшихся за рамками этого сообщения и  выяснившихся в полицейской части только некоторое время спустя. Прежде всего,  стоит сказать, что в ходе тщательного обыска, сделанного уже после разоблачения Ивана Дрыкина, участковый надзиратель  обнаружил в его  монашеском одеянии и исподнем белье   (перечисляю) не 10, а 120 рублей (трёх-, пяти- и десятирублёвыми ассигнациями), а также золотые мужские и золотые женские часы, серьги, булавку, запонки и массивный портсигар (все эти вещи тоже оказались золотыми) и большую медную кружку для сбора подаяний. Кстати, нательный крест на задержанном  был не скромным деревянным, как положено простым монахам и монашенкам, а тоже золотым.

Ни первый, ни второй  допросы Ивана Дрыкина ни к чему не привели: он упрямо твердил, что это его собственные вещи, доставшиеся по наследству от орловской бабки-купчихи, к которой он и приехал в Орёл.

«Украли, господа!»

На вопрос о монашеском одеянии тульский «умелец» заявил, что это подарок той самой бабушки, родная сестра которой была монахиней Орловского женского монастыря.

Тем временем, пока продолжалось двухдневное разбирательство с Дрыкиным, в полицейскую часть один за другим  явились и оставили заявления: представители Орловских гильдий приказчиков и купцов, секретарь Орловского Дворянского собрания, офицер-воспитатель Бахтина кадетского корпуса и надзиратель Александровского реального училища.

Когда становой пристав 1-ой части прочёл все эти бумаги и переговорил с заявителями, то у него буквально «глаза полезли на лоб». Оказалось, что во всех перечисленных местах и учебных заведениях, в которых проходили костюмированные балы-маскарады, в течение вечера обязательно появлялась скромно одетая монашка, просившая подаяние на нужды женского монастыря.

Разгорячённая танцами и представлениями публика не отказывала в богоугодном деле, и везде «скромница» набирала полную кружку мелочи, а то и ассигнацию кто-нибудь ей бросал. Потом на монашку переставали обращать внимание, продолжая веселиться, а к концу бала, когда народ забирал одежду из гардероба, стали раздаваться то там, то здесь удивлённые и возмущённые крики: «Украли, господа!»

А в Орловском купеческом собрании, где только-то собирались начать процедуру награждения за лучшие маскарадные костюмы, выяснилось, что пропала большая часть приобретённых для победителей ценных призов. Здесь тоже, как и в предыдущих случаях, неподалёку от места происшествия была замечена скромница-монашка.

Иван Дрыкин в роли молитвенницы настолько уверенно себя  чувствовал, что на бале в Александровском реальном училище (пятом по счёту в его маршруте те дни) рискнул поучаствовать даже  в конкурсе костюмов и получил от организаторов  в подарок серебряный подстаканник.

Как монашка надзирателем стала

Становой пристав  Подгорецкий устроил заявителям и мещанину Дрыкину  очную ставку. Для этого он заставил туляка  снова надеть так любимое им монашеское одеяние. Все пятеро представителей пострадавших уверенно сказали, что у них на балу была именно эта скромница-просительница, а когда им представили настоящий облик мошенника, то удивлению приказчика, купца, дворянина, офицера и надзирателя  не было предела.

Вещи, найденные у Дрыкина в ходе обыска, пристав  показал заявителям, и большинство  предметов было ими опознано.

«Ну что, Дрыкин, отправляю тебя завтра на отсидку, пусть там с тобой уже другие разбираются, - сказал усталый, но довольный  Подгорецкий, проводив последнего заявителя, - ты, кажется, проходимец ещё тот!»

Был поздний вечер 31 декабря, когда становой пристав  с чувством выполненного долга отправился домой, где, наконец-то, можно было позволить себе выпить бутылочку пива (крепких напитков Подгорецкий принципиально не признавал).

Семейное новогоднее застолье Подгорецким  удалось в полной мере: посидели, поговорили, поздравили себя, ребятишек и хороших соседей и, умиротворённые, отправились на боковую.

Но около трёх часов пополуночи в дверь дома станового пристава позвонили (новомодный звонок Павел Петрович установил совсем недавно – А.П.). Прибежал со съезжей (это камера для арестованных при полицейской части – А.П.) дежуривший в ту ночь городовой  Кошеверов. Обходя свою территорию, заметил он, что дверь полицейской части открыта. Заглянул, а там…

Что там – увидел через полчаса и Подгорецкий. Дежуривший ночью надзиратель, охранявший Ивана Дрыкина, был найден запертым в камере на его месте, со связанными руками и ногами, с кляпом во рту и только в нательном белье. Как всё произошло – надзиратель Суханов рассказал в подробностях. Оказалось, что Дрыкин, несмотря на тщательный обыск, умудрился где-то на теле спрятать несколько ассигнаций и уговорил надзирателя отметить Новый год (дал и сверх того, что стоит бутылка). А когда Суханов вернулся из трактира и подошёл к решётке, протягивая  руку с вином, то потом сразу же отключился от сильного удара. Очнулся только через час, уже в камере, без одежды, оружия и ключей, доставшихся Дрыкину в качестве трофея вместо отобранного у него ранее.

Куда направился теперь уже не монашенка, а лженадзиратель Дрыкин, орловским  полицейским выяснить не удалось. Информация о сбежавшем арестанте ушла в соседние губернские полицейские управления, но следы артиста-туляка так и затерялись на необозримых российских просторах.

Станового пристава Подгорецкого после этих событий на некоторое время понизили в должности,  и с тех пор он всегда встречал каждый последующий Новый Год только на рабочем месте – в полицейской части, строго следя за своими подчинёнными.

Александр Полынкин 


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (24.12.2014)
Читали статью: 756
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.