Читать старые газеты бывает сущим удовольствием, особенно, если в них упоминается о знакомых тебе местах, но за энное количество лет до дней современных. Предлагаю читателю познакомиться с путевыми заметками, опубликованными 20 июля (1 августа) 1886 года в «Орловском вестнике». Названы они непритязательно, просто, но от этого не теряют своей живости и даже привлекательности (кстати, это ведь было написано до Окуджавы – А.П.). Современный читатель, время от времени проезжающий по железной дороге из Орла до Малоархангельска и в обратную сторону, может сравнить то, что было, с тем, что есть. Цитирую, дорогой читатель, автора с очень необычной фамилией: Евгений Леднатш (возможно, что-то выдуманное – Александр Полынкин):
«….Вдали виден город-деревня Малоархангельск. Выходит шлях на Орёл. Миновав станцию Малоархангельскую, мчимся мимо массы жерновов, по-видимому, местного изделия, вплоть до Александровки (Глазуновки - А.П.). Что поражает в этом месте, так это живописные костюмы крестьянских девушек, посылающих пассажирам воздушные поцелуи. Деревушки и хутора с мелкополосными посевами, близко ютящиеся друг к другу, представляют собой счастливую Аркадию. На каждом шагу - копани, обросшие камышом, среди которого выделяются бабы - рыболовы, с бреднями и каналами (рыболовная снасть, наподобие сака - А.П.). И такая местность идёт вплоть до станции Куракино, очень уютного полустанка, за которым тянутся площади белой гречи, овса и параллельно с линией дороги, на горизонте - масса лесов. Насыпь очень мило убрана каменными фестонами. Встречается довольно много ветряных мельниц. Бабы в этом месте берут уже замашки.
Перед Змиёвкой большое здание водокачки невольно останавливает на себе внимание оригинальною выделкою из белого кирпича. Самый вокзал - маленький, с бедной обстановкой, и находится в переделке. Внутри выкрашен голубою краскою.
Этот Змиёвский вокзал как раз только-только начинал строиться
Снаружи весь окружён прекрасным садом, замечательно густым. По вагонам разносят продавать пирожки.
Проехали Змиёвку, берёзовую рощу, и поезд круто заворачивает налево. Не доезжая станции Еропкино, овсы по сторонам линии почти пропали, благодаря массе находящихся в них порослей. У Еропкино деревья над платформою совершенно нависают на подошедший поезд, так что в вагонах делается пасмурно. Платформа далеко от полустанка.
До станции Становой Колодезь идут сплошные деревни, болотца и ключи. Видимо, шёл сильный дождь, так как трава вся унизана каплями воды. Станция самая грязная, дорога от неё сначала неровная, но при повороте налево ход усиливается, и поезд летит по прямому пути с 128 версты до полустанка Михайловка, которая совершенно скрыта цветущими липами. От неё тянутся площади ржи, редеют хутора, встречаются посевы льна и длинные полосы кустарника по насыпи, идущей высокими террасами. Наконец, показался Орёл, красиво расположенный на небольших холмах. Наняв в близ стоящей к вокзалу гостинице номер, я на извозчике отправился отыскивать Славянскую гостиницу, где остановились мои знакомые.
Грязь в городе, от бывшего, вероятно, дождя принудила извозчика ехать тихо, почему до гостиницы мы добрались приблизительно в 7 часов вечера, тогда как поезд пришёл без нескольких минут в шесть.
Когда я увиделся с хорошенькой своей знакомой и спросил её: «Как Вам понравился Орёл?», она ответила: «О, он лучше Курска - этой помойной ямы». С этим я согласился и приятно провёл вечер с знакомыми, отправившись с ними в цирк, а потом в городской сад.
Евг.Леднатш»
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|