Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Панорама жизни Павла Пясецкого
Опубликовано: 16.12.2015.

Одним из важнейших событий, подводивших итоги уходящего в историю XIX века, стала Всемирная выставка 1900 года, которая проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября. Приняла в ней участие и Россия. И не просто выступила в качестве статиста, а поразила парижскую публику и других участников своими экспозициями.

Золотая медаль и орден Почётного легиона – за картину

Вот что писала французская газета «Либертэ» по итогам грандиозного события: «Мы находимся ещё под влиянием чувств удивления и восхищения, испытанных нами при посещении русского отдела. В течение многих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на размышление».

В числе  десятков русских промышленников, торговцев, инженеров  и специалистов разных профилей свой – и очень заметный – вклад в успех России на Парижской выставке внёс и Павел Яковлевич Пясецкий, чья картина-панорама «Великий Сибирский путь» пользовалась у публики бешеным успехом. Это  акварельное полотно длиной 1285 вершков (914 метров)  было  удостоено Большой Золотой медали, а самого художника наградили  орденом Почетного легиона Франции (очень редкое отличие тех лет для иностранцев – А.П.). Но было – за что!

Вот как проходила демонстрация картины, для которой построили специальный павильон с тремя вагонами, включавшими в себя салон, спальные места и столовую. Посетители-«пассажиры» заходили, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Двигавшаяся  панорама состояла из нескольких слоёв объектов и картин. Ближайшими  были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, перемещавшейся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком экране,  шедшем  со скоростью 120 метров в минуту, были нарисованы кусты.

На последнем экране, размерами 7 на 105 метров,  представали перед зрителями  станции Петропавловск, Омск, Курган, Красноярск, Иркутск, Чита, Маньчжурия, Владивосток, таежные просторы и дикие степи, горы, строившиеся поселки, вокзалы, мосты через крупные сибирские реки Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, сами эти могучие реки и тоннели.

Этот экран двигался со скоростью 5 метров в минуту. В итоге, с помощью четырёх экранов создавалась полная иллюзия  поездки пассажиров  по только что построенному Транссибу протяжённостью почти 6000 вёрст. А в конце «пути» посетители выходили в двери с обратной стороны и попадали в Китайский павильон.

Работа Павла Пясецкого над грандиозным  панорамным полотном  (это самая большая картина в России и до настоящего времени – А.П.) продолжалась почти 6 лет, и, в значительной мере,  своему успеху художник   обязан   не только заказчикам-железнодорожникам, но и личному участию в процессе императора Николая II, которому картина  очень понравилась и который выделил необходимые средства для её завершения (59 тысяч рублей – очень приличная сумма для того времени – А.П.).

Так, благодаря Всемирной выставке в Париже, имя Павла Яковлевича Пясецкого стало известным не только в России, где его уже хорошо знали – и не только как художника, но, прежде всего, как доктора медицины, путешественника и писателя.

«Проявил незаурядные способности…»

А теперь – несколько слов о биографии нашего земляка. Да, автор «Великого Сибирского пути» родился в Орле 26 октября 1843 года в семье чиновника Орловской казённой палаты Якова Игнатьевича Пясецкого и его супруги Марьи Степановны. Учился Павел, как и его братья Игнат и Николай, в Орловской губернской гимназии. Учился, прямо скажем, «средне». В 6 классе, к примеру, его годовой оценкой по математике была «двойка». И даже по географии будущий известный любитель путешествий имел только «удовлетворительно». Но очень хорошие  результаты были у Павла по рисованию, черчению, Закону Божьему.

В 1861 году Павел Пясецкий окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы его страсть к рисованию позволила лучше изучить отдельные предметы. Пясецкий выполнил для себя, а потом   подарил университету несколько сот  рисунков  по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, хирургии.

По окончании университета в 1866 году Павел Яковлевич некоторое время работал на кафедре анатомии, а потом поступил ординатором в московскую Екатерининскую больницу «для чернорабочих». Врачебную практику Пясецкий сочетал с большой исследовательской работой, результатом которой стала публикация 18 научных работ. Особенный интерес коллег-врачей вызвала работа о пересадке кожи как способе лечения язв. Разработанная Павлом Яковлевичем операция получила впоследствии известность как «метод Пясецкого».

В 1871 году он получил степень «доктора медицины» за диссертацию по теме «О возрождении эпителия». Казалось бы, двигайся по медицинскому пути и дальше. Но Павлу Яковлевичу только врачевания оказалось мало. Страсть к рисованию заставила его переехать в Санкт-Петербург и поступить вольнослушателем в Академию Художеств. За полтора года занятий под руководством известного художника П.П.Чистякова он «проявил незаурядные способности».

И вдруг ему последовало предложение, от которого Павел Яковлевич не мог отказаться: принять участие в «учёно-торговой экспедиции» в Китай в качестве врача и натуралиста. Возглавлял экспедицию полковник русского Генштаба Юрий Сосновский. Так начался для нашего земляка новый этап в жизни, который сделал его  художником и писателем.

Китай, Балканы, Дальний Восток – и далее по списку…

Итогом двухлетнего путешествия Пясецкого в Китай стали   приобретённый  богатейший опыт врачевания и привезённые им около трёх тысяч этнографических экспонатов  и более двухсот путевых  рисунков. Они послужили основой для  издания в 1880 году  двухтомного сочинения «Путешествие по Китаю в 1874-1874 годах» и  написания первой  из его  картин-панорам – «От середины Китая до Западной Сибири» (в 72 метра длиной).

Двухтомник «Путешествие по Китаю»  имел большой успех и вызвал шквал рецензий, авторы которых отдавали дань художественному мастерству Пясецкого и красочности его изложения. Русское Императорское географическое общество наградило Павла Яковлевича большой золотой медалью и приняло его в свои действительные члены. Книгу вскоре  переиздали в России, а потом появились её переводы на французский, английский и немецкий языки.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов Пясецкий  работал в качестве военного врача в Шипкинском отряде. Здесь он подхватил тиф, умирая от которого, написал воспоминания «Два месяца в Габрове», опубликованные в журнале «Вестник Европы» в 1878 году (№№9-10) и вызвавшие большой общественный резонанс. Пясецкому повезло – он выздоровел и продолжил свою интересную для публики жизнь путешественника и художника.

Во время русско-турецкой войны Павел Яковлевич вылечил тяжело раненного участника перехода через Балканы, офицера для особых поручений при штабе армии,  А.Н.Куропаткина. Почти ровесники, они крепко подружились, и с тех пор, по мере роста Куропаткина в чинах и должностях (он  в начале XX века стал военным министром России, а потом – главнокомандующим Русской армией на Дальнем Востоке - А.П.), Пясецкий сопровождал его во многих поездках. А результатом таких путешествий становились новые грандиозные полотна художника. Всего их – 11 (по другим источникам – 9). К сожалению, судьба многих  из них неизвестна.

Императорская чета (Николай II и Александра Фёдоровна) в замке Компьен (Франция)

(из панорамы Павла Пясецкого)

Встреча императора Николая II во Франции 

(из панорамы Павла Пясецкого)

    Но  "Великий Сибирский путь" П. Я. Пясецкого сохранился до настоящего времени, он находится в Эрмитаже. Впечатляющая своим размахом, отмеченная высоким мастерством, панорама в целом дает возможность видеть, как выглядела Сибирь более века назад. После Всемирной выставки в Париже картина была передана в Русский музей императора Александра III, а затем перешла в запасники Эрмитажа. В 2004 году РЖД и Эрмитаж договорились о начале реставрации картины, законченной в 2008 году.

В 2015 году вниманию русской и зарубежной публики на выставке в Эрмитаже «Культура и искусство Ирана» была предложена ещё одна восстановленная большая картина  Павла Пясецкого – «Панорама Персии» (59,6 метра), а по итогам выставки выпущена книга.

Панорама Персии Павла Пясецкого

Два Пясецких. Путать не рекомендуется…

Точная дата смерти действительного статского советника,  доктора медицины, путешественника, писателя, выдающегося художника  Павла Яковлевича Пясецкого неизвестна. Начало 1919 года, Петербург – это всё.

Земляки-орловчане часто путают его с другим Пясецким – Гавриилом Михайловичем, краеведом, преподавателем Орловской духовной семинарии. Путаница дошла в своё время до того, что у здания бывшей Орловской губернской гимназии был установлен бюст не её выпускника Павла Пясецкого, а не имевшего к гимназии никакого отношения Гавриила Пясецкого. Когда 5 августа 2005 года «Орловская правда» опубликовала очерк томского писателя Валерия Привалихина «Герой его картины – Великий сибирский путь», посвящённый Павлу Пясецкому, то на фотографии снова был Гавриил.

Памятник Гавриилу Михайловичу Пясецкому у здания бывшей Орловской губернской гимназии

В Орле имя Гавриила Пясецкого носит с недавнего времени школа №11, но существующая в Железнодорожном районе улица  Пясецкого названа в честь героя этого очерка – Павла Яковлевича.

И в заключение – небольшой отрывок из книги П.Я.Пясецкого «Путешествие по Китаю в 1874-1875 годах», посвящённый оценке чая, который, как напиток,  Павел Яковлевич не уважал:

 «Если даже мы допустим, как факт, не подлежащий сомнению, что теин, принимаемый в чайном настое, возбуждает умственные способности и помогает пищеварению, если допустить также, что наш народ очень нуждается в возбуждении умственных способностей и в содействии пищеварению посредством теина, то и тогда, говорю, громадное большинство потребителей чая, лишенное этого возбудителя ума и деятельности желудка, ничего не потеряет, потому что первое действие можно легко заменить другими, гораздо более действенными средствами, не говоря уже об «образовательном теине»; во втором же отношении, мне кажется, лучше человеку доставлять себе то, что может служить здоровой и питательной пищей, чем сначала портить себе желудок разною дрянью и потом поправлять свое расстроенное пищеварение. А как напиток, неужели наш сбитень, хороший квас и брага хуже плохого чая?!»

Впрочем, соглашаться ли с земляком – каждый читатель решит сам…

А теперь – портрет  Павла Яковлевича (но не Гавриила Михайловича) Пясецкого.

Павел Яковлевич Пясецкий

Александр Полынкин


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (16.12.2015)
Читали статью: 2176
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.