Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Тайны инженера фон Дезена
Опубликовано: 28.09.2022.

 15 апреля 1871 года в России  официально открыли  Ливенскую  железную дорогу, ставшую первой в стране  «узкоколейкой», то есть, с шириной колеи в три с половиной фута (1057 мм вместо 1524 мм при нормальной колее – А.П.). Управляющим дорогой был назначен инженер Роберт Петрович фон Дезен.

Из Пруссии – на русскую службу

Он вместе с женой и детьми в том же году поселился в губернском Орле, с которым отныне будут связаны  10 лет его оставшейся жизни. Об этом выдающемся  российском специалисте в сфере путей сообщения я и поведу далее речь.

Роберт фон Дезен родился в 1834 году в семье выходцев из Пруссии (по другой версии, он – из остзейских, то есть, прибалтийских немцев – А.П.), поступивших на российскую службу. Дед Роберта, Вилим Петрович Фондезин (именно так тогда писалась  его фамилия – А.П.), закончив Морской кадетский корпус, прошёл путь от гардемарина до адмирала и командующего Черноморским флотом. Он участвовал в Семилетней, русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличился в Чесменском (25 июля 1770 года) и Гогландском (6 июля 1788 года) сражениях.

Сын адмирала, Пётр, достойно продолжил традиции отца: 39 лет службы на флоте, отмечен многими наградами, последняя его должность – полковник флотских штурманов, помощник директора Балтийских маяков. Старший сын Петра Фондезина, Карл-Вильгельм, тоже стал морским офицером. А вот Роберт Петрович фон Дезин (фон Дезен), младший внук адмирала, выбрал себе гражданскую стезю.

Остров и Бердянск – начало карьеры

Он закончил институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и по окончании его был командирован в распоряжение инженера С.В.Кербедза для составления проектов мостов на Петербургско-Варшавской железной дороге. Поселился  Роберт фон Дезен в городе Остров Псковской губернии. В 1855 году он руководил работами по сооружению моста через реку Великая и на участке Петербургско-Варшавской железной дороги.

Здесь и свела  судьба 23-летнего инженер-поручика с 22-летней Евгенией Поздеевой, дочерью надворного советника, помещика сельца Алексеевка.

10 ноября 1857 года они обвенчались в  Михайловской церкви (одной из самых древних в Островском уезде Псковской губернии, существовавшей с конца 15 века, – А.П.). В 1859 году родился у молодых первый сын – Алексей  (а потом – и ещё трое: Пётр, Николай, Евгений).

В начале 60-ых годов 19 века начальство направило Роберта Петровича на новый ответственный участок работы – сооружать волнорез в только что создававшемся  Бердянском порту Таврической губернии (на побережье Азовского моря).

За несколько лет жизни в Бердянске Роберт Петрович не только подтвердил свои блестящие инженерные способности, но и стал (вместе с женой) важной  частью местной, немногочисленной, культурной элиты. В зале Коммерческого Собрания он читал лекции по истории Бердянска, об Азовских портах, о железных дорогах, о телеграфах; был главной «звездой» местного самодеятельного театра. Но в Бердянске постигла семью Дезен и трагедия: у них умер двухлетний сын Коля. Да и сам Роберт Петрович тогда сильно заболел и с трудом сумел выздороветь.

Начальник Ливенской железной дороги

А после Бердянска начался орловский период жизни фон Дезена – пик его уже не инженерной, а административной деятельности. Начальником Ливенской железной дороги он оказался строгим, но справедливым. Несколько фактов привели в своей книге «Орловские магистрали» (Орёл, 2006) Алексей Кондратенко и Максим Шаненков. К примеру, когда начальник станции Здоровец Вахрушев нарушил порядок финансовой отчётности и пытался оправдаться по этому поводу, Роберт Петрович  добился освобождения его с должности и отправки на службу в армию – в Абхазию, в 160-й пехотный полк. А на место уволенного начальника станции был назначен телеграфист станции Здоровец.

Да и вообще, виноватыми во всех промахах и недоработках на станциях его железной дороги фон Дезен считал начальников станций и с апреля 1871 года всю ответственность официально возложил на них, чтобы не было  возможности искать «стрелочников».  В одном из писем на имя начальника станции Ливны Роберт Петрович написал, что если тот не организует уборку мусора в садике на станции, на платформе и у жилых домов железнодорожников, то убирать мусор будет сам.

Не был фон Дезен сторонником и распития спиртных напитков в буфетах при станциях, и после скандала в одном  из них просто ликвидировал его. Зато не возражал против продажи книг.

При Роберте Петровиче Ливенская железная дорога в мае 1872 года приняла участие во Всероссийской политехнической выставке в Москве, представив на неё паровоз, несколько вагонов и платформу. Наградой за участие стал «Почётный адрес 1-й степени», полученный от комитета выставки.

В общем, все свои силы и энергию, живя в Орле, фон Дезен отдавал глав­ному делу - управлению вверенными ему железными дорогами. Да, именно так, потому что вскоре ему в подчинение отдали и Орловско-Грязинскую железную дорогу.

В 1872 году фон Дезен  указом Правительствующе­го Сената был произведён в статские советники, а в 1876 г. приказом министра путей сообщения получил благодарность за хорошее состояние Орловско-Грязинской и Ливенской железной дорог и удостоился ордена Анны 2 степени.

«Путь к последнему покою…»

Так, выполняя добросовестнейшим образом должностные обязанности, трудился статский советник фон Дезен. Время жизни приближалось к полувековому юбилею. И тут происходит событие, упоминания о котором ни в одном источнике о нём я не встречал. Цитирую выписку из «Метрических книг Петропавловского кафедрального собора Орла за 1880-1882 годы (ГАОО, ф.101, оп.1, ед.хр.3253, на 202 листах): «15 января 1882 года Инженер, статский советник Роберт Петрович  фон Дезин из лютеранского вероисповедания присоединен к православию  чрез миропомазание – c именем Николай».

Как и почему вполне благополучный в судьбе и карьере, добившийся многого, будучи лютеранином, человек вдруг решает поменять веру и имя – объяснить трудно. Возможно, просто очень долго шёл к этому решению, а теперь осуществил его?

Но уже спустя 10 дней после этого решительного шага случилось трагическое событие – снова цитирую «Метрические книги Петропавловского кафедрального собора»: «25 января 1882 года скончался от апоплексии инженер, статский советник Роберт, в православии Николай Петрович фон Дезин, 48 лет». Отпели его в соборе 28 января, а похоронили на Троицком кладбище Орла – соборне, то есть, при участии многих священнослужителей. Казалось бы, земной путь известного человека завершился здесь, в Орле…

Однако зимой 1996 года школьники-поисковики из Островской школы-гимназии  (Псковская область) на кладбище Михайловской церкви (той самой, где венчались фон Дезены – А.П.), у её правого придела, обнаружили захоронение с надписью на памятнике: «Роберт Петрович фон Дезен (1834-1882)». Как могло такое произойти? Единственное объяснение, что вдова статского советника решилась на перезахоронение покойного  в её родных местах, и оно случилось некоторое время спустя после смерти мужа. Но почему тогда Евгения Алексеевна не сделала этого сразу? Ведь она была рядом и хоронила Роберта Петровича? В общем, вопросы остаются.

Сама же Евгения  Алексеевна фон Дезен умерла в Санкт-Петербурге 22 декабря 1916 года в возрасте 80 лет и завещала похоронить себя «…на Михайловском погосте, рядом с мужем моим, Робертом Петровичем фон Дезеном» (Николаем она его не назвала – А.П.).

Завещание было исполнено…

А заброшенное и повреждённое надгробие инженера фон Дезена на Михайловском погосте в Псковской области, усилиями руководства железной дороги Санкт-Петербург-Витебского региона в 2014 году было восстановлено. Вот так оно теперь выглядит…

Но тайны инженера фон Дезена пока остаются…

Александр Полынкин


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (28.09.2022)
Читали статью: 205
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.