Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Велосипед от маршала Блюхера
Опубликовано: 28.05.2014.

15 февраля 1936 года от Киевского оперного театра после  торжественных проводов в велопробег вдоль границ СССР отправились пятеро воинов – пограничников: Липа Людмирский (командор пробега), Василий Шубин (комиссар пробега), Иван Радевич, Владимир Тимофеев и Виктор Морев.

   Наш земляк, Виктор Морев, последним по сроку присоединившийся к этой отважной команде, родился 27 февраля 1911 года в Орле, достойно закончил школу-девятилетку, участвовал в походах по ликвидации неграмотности на селе в Сосковском районе. И за многие километры от родного дома ездил только на своем велосипеде, купленном по случаю на рынке и ставшем  для него лучшим другом.

   Любовь к велоспорту привела Виктора  в велоклуб, а в 18 лет, участвуя в первенстве Орла среди взрослых, Морев занял почетное 2-ое место.

   После окончания школы Виктор работал слесарем – монтажником на Орловском заводе №9 (будущем «Текмаше»), а когда пришел срок службы в армии, попросился в пограничные войска. Служба его в Западном Военном округе протекала успешно, а когда в погранотряд поступили по разнарядке из Харькова четыре новеньких велосипеда, Виктор Морев, как опытный специалист, начал обучать молодых воинов, не забывая и о собственных тренировках.

   Дважды за годы службы становился он чемпионом пограничного округа по велогонкам, а за три дня до увольнения в запас случилось то самое ответственное поручение, которое, заменив заболевшего спортсмена,  Морев начал выполнять со всей своей добросовестностью.

   Пятеро отважных двинулись из Киева на юг. Необходимый груз на каждом велосипеде достигал 40 кг летом и 50 кг зимой. Как писали газеты, «спортсмены-пограничники имели задание в ознаменование 15-летия пограничной охраны:

а) подтвердить отвагу, выносливость и закалку славных чекистов-пограничников,

 б) проверить на длительном пробеге качество советских веломашин,

 в) установить мировой рекорд на дальность велопробега».

Уже под Винницей путь преградили сугробы, в Крыму встретили мощные ветры, на Кавказе пришлось переходить вброд реки, а в Кара-Кумах на велосипедистов обрушилась удушающая жара. Но только перешли Среднюю Азию – снова угодили в зиму.

   Часто ночевали в пути, временами даже без костра. В самых трудных местах велосипеды пятерка тащила на своих плечах. Вот что написал командор пробега Л.Людмирский об одном из самых тяжёлых участков:

   «От Иркутска до Хабаровска, на протяжении 2000 километров, мы почти ни разу не садились на велосипеды. На этом отрезке пути пробег временно превратился в переход. Машины пришлось нести на плечах или вести рядом. Возле железной дороги были проложены узкие дороги-времянки для телег. Но их использовать не удалось. Сильные дожди их так размыли, что ехать по ним не было никакой возможности. В районах Улан-Удэ и Читы в некоторых местах имеются довольно хорошие тракты, и по ним можно было бы проехать, но незадолго до нашего приезда здесь случилось наводнение, и большая часть дорог оказалась под водой...».

   В Хабаровске велосипедистов – пограничников встречал маршал Блюхер и прославленные летчики – Чкалов, Байдуков, Беляков. Когда в 1987 году на Всесоюзном радио состоялась запись передачи, посвящённой 50-летию этого беспрецендентного события, Виктор Морев уже был единственным оставшимся в живых участников велопробега. И он не только вспомнил все подробности прохождения трассы, но и показал журналисту бережно сохраняемый им пять десятилетий велосипед, подаренный лично маршалом Василием Блюхером во время той встречи в Хабаровске.

   А затем была встреча с трудящимися Владивостока, труднопроходимые дороги Якутии и сотни километров: по тундре, горам, лесам. Снова предоставлю слово командору Людмирскому:

«Перед нами раскинулись обширные просторы Якутии. Горные скалы, таёжные звериные тропы, каменистые берега Лены, болота. Десятки речек пересекали наш путь, по ним мы переправлялись вброд. Не раз мы строили самодельные плоты для переправ через глубокие речки. С большим трудом выбрались мы на железнодорожную магистраль в Красноярском крае. Здесь нас застали глубокие снега и тридцатиградусные морозы. Дороги так сильно занесло, что нельзя было пройти. Но к этому сюрпризу мы были готовы. В Красноярске нас ждали велосипедные колёса с ребордами и особые соединительные рамы. Колеса и рамы были сделаны по нашим чертежам, которые мы заблаговременно, ещё летом, послали Харьковскому велозаводу. Предусмотрительность себя оправдала. Соединив попарно трубными рамами наши машины и поставив их на новые колёса, 5 ноября, начиная от Красноярска, мы уже покатили по железным дорогам».

   Спустя почти год после старта, преодолев 31 тысячу километров вдоль всех сухопутных и береговых границ Советского Союза,  6 февраля 1937 года Людмирский, Шубин, Радевич, Тимофеев и Морев добрались до столицы – Москвы, которая героев встретила достойно.

   «Подвиг пяти героев – пограничников», - писала о них «Комсомольская правда».

  А теперь взглянем на карту завершившегося гигантского маршрута: Киев - Житомир - Винница Тирасполь - Одесса - Николаев - Симферополь - Керчь - Новороссийск - Сухум - Кутаис - Тифлис - Баку - Красноводск - Ашхабад - Самарканд - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата - Семипалатинск - Барнаул - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Свободный - Хабаровск – Владивосток - Спасск - Хабаровск, а далее - Большой Невер - Якутск - Олёкминск - Тулун - Красноярск - Новосибирск - Омск - Тюмень - Свердловск - Пермь - Киров - Вологда - Ленинград - Витебск - Минск - Чернигов - Киев, где маршрут замкнулся, и, наконец, заключительный этап - Брянск - МОСКВА. Здесь перечислено 50 крупных и средних городов, а всего число городов, где участникам велопробега пришлось провести хотя бы одну ночь, составляет 250 (из дневника командора пробега – А.П.).

   1 марта 1937 года Виктор Морев из рук Михаила Ивановича Калинина получил свой первый орден Красной Звезды за №2148. Его товарищей также наградили.

   Именно так Родина оценила героизм своих верных сынов, доказавших, что силы человека беспредельны, а воля – несгибаема!

   После этого велопробега собиравшийся в запас Виктор Морев решил остаться в армии. Охранял границу в трудные предвоенные годы, а во время Великой Отечественной войны – как работник особых органов – выполнял специальные задания командования. Только в 1956 году подполковником запаса возвратился Виктор Харитонович в Орел.

   Долгое время возглавлял Морев областную федерацию велоспорта, заботясь о развитии любимого вида на Орловщине.

   В 1971 году на 5-ой Спартакиаде народов СССР ему, как и всей пятерке отважных велосипедистов, в знак признания прошлых заслуг и за активное участие в пропаганде физической культуры, присвоили звание Мастера спорта.   Двухколесному другу верен остался Виктор Морев всю свою жизнь – и это замечательный пример для молодых спортсменов.

   В конце XX - начале XXI  века в Орле регулярно  проходила «Многодневная велогонка на призы В.Х. Морева», в которой юные велосипедисты из разных областей и республик России проверяли свои силы. Виктор Харитонович, пока был жив и здоров, лучшим из них  лично вручал призы. Проживал  подполковник в отставке  Морев последние годы в одном из домов в самом начале  улицы 7 Ноября, откуда и проводили его в последний путь на Наугорское кладбище.

В этом году исполняется 25 лет со дня смерти Виктора Харитоновича. Так получилось, что скончался он под самый Новый год, и напоминать о печальном событии  в преддверии праздника  будет как-то неудобно. Но вот сейчас вспомнить об этом человеке, оставившем заметный след в спортивной истории Орловщины, уверен, -  необходимо.

Пятёрка отважных (крайний справа в шлеме – Виктор Морев)

 

Александр Полынкин

Источник: «Орловская губерния», 28 мая 2014 года, стр.7


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (28.05.2014)
Читали статью: 1701
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.