Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Покровского края » История Покровского края до 1917 года

Об орловских мельницах и одной несчастной любви
Опубликовано: 23.08.2015.

В наше время люди совсем забыли о тех сооружениях, вокруг которых столетиями вращалась мирская жизнь. Я имею в виду, уважаемый читатель, мельницы. На Орловщине их было великое множество – как ветряных, так и водяных.

Может ли писатель мельником быть?

У тех  и у других были свои плюсы и минусы, но дальше я поведу речь только о водяных красавицах.   Вплоть до начала Великой Отечественной войны на всех больших реках  и на многих малых стояли в наших краях плотины, вода которых, падая, крутила мощные верхнебойные, или, просто вытекая, вращала нижнебойные   колёса.  Без мельниц, как и без самого хлеба,  невозможной была бы жизнь орловской деревни XVI – начала XX века.

Жизнь крестьянская, в буквальном смысле, крутилась вокруг мельницы – ведь не будешь же ты немолотое зерно в пищу употреблять, животным, и то – хоть крупного помола, но тоже надо мучицы в корм добавить. В общем, мельницы являлись важнейшей частью деревенского (да и городского иногда тоже) пейзажа, а мельники, с их постоянным доходом – были одними из главных и уважаемых персон на селе.

Мельницу старались заиметь как зажиточные мужики, так и предприимчивые помещики, которые не желали жить только за счёт получаемого от крестьян оброка. У наших земляков – писателей и, одновременно – землевладельцев – Афанасия Фета и Ивана Тургенева были собственные мельницы.  Иван Сергеевич Тургенев  мельницу в селе Топки (тогда – Малоархангельского уезда, сейчас – Покровского района – А.П.) получил  в наследство от  матери - Варвары Петровны. В раздельном акте между Николаем и Иваном Сергеевичами Тургеневыми, подписанном братьями в Орловской палате окружного суда в 1855 году, сказано (цитирую):

«Участок И.С. Тургенева составляют следующие имения, земли и души (в Малоархангельском уезде – А.П.): село Тапки и сельцо Хмелевое, при коих состоят земляные дачи… В селе Тапки водяная мукомольная мельница»  (ЦГИА  ф. 1463, опись 1 ед.хр. 1201, л.25 об.). Находилась упомянутая мельница на ручье Топкий Ржавец, протекавшем через село и впадавшем затем в реку Сосну. К сожалению, о хозяйственной деятельности и судьбе мельницы мне ничего выяснить не удалось, но при продаже Тургеневым топковского имения купцу Ильинскому в 1880 году она в перечне имущества уже не упоминалась.

Афанасию Фету мельница на реке Тим (Ливенский уезд, неподалёку от деревни Слободка  нынешнего Должанского района – А.П.), тоже досталась по наследству, и он сразу же начал приводить её в порядок. Афанасия Афанасьевича читатели знают, в основном, как тонкого поэта - лирика, но он был ещё и замечательным публицистом, оставившим нам «Заметки о вольнонаёмном труде» и цикл очерков «Из деревни» (в четырёх выпусках).  В одном из них (1868 года) он довольно много внимания уделил  своей мельнице и строившейся ниже по течению   соседской, купца Обручева.  Между писателем и купцом возник тогда хозяйственный спор, который решался очень долго, при помощи мирового посредника и многочисленных свидетелей – мельников. Очевидные доказательства вынудили Обручева пойти на уступки, и  он согласился построить для  своей мельницы более низкую плотину. Так Фет, в очередной раз, показал свою экономическую состоятельность, а его мельница продолжала приносить ему хотя и не очень большой, но постоянный доход.

Впрочем, на мельницах и вокруг них происходили не только хозяйственные споры, как в данном случае, но и настоящие драмы, а то и трагедии. Об одной такой истории я расскажу тебе, читатель.

Гремячий Колодезь

Произошла она двести с лишним лет назад  в деревне Гремячий Колодезь Малоархангельского уезда. Когда в XVII веке сюда, на  левый обрывистый берег реки Труды пришли первые жители, то  они восхитились этим живописнейшим местом. Мало того, что рядом протекала приличных размеров река, так рядом с нею  находились  два мощнейших родника, с грохотом выбивавшиеся  из-под крутой горы на расстоянии 30 метров друг от друга. Это, были, скорее, не ключи, а практически две стены воды, мгновенно превращавшиеся  в кристальной чистоты потоки. Первым жителям не пришлось мучиться с названием нового поселения: «Гремячий Колодезь» закрепилось сразу.

Других родников и колодцев в окрестностях  не было, и   вода двух ключей десятки лет оставалась в деревне единственной и незаменимой. Её набирали в каждый дом для питья и приготовления пищи, сюда,  спускаясь  чуть ниже, пригоняли поить скот (причём, и в зимнее время тоже).

В самом конце XVIII или в начале XIX века помещик Трубицин, чья усадьба находилась на противоположном берегу реки Труды, арендовал у местного крестьянского общества кусок земли, располагавшийся сразу под родниками Гремячего Колодезя. Здесь, силами своих крепостных, он выстроил большой пруд, с островом и беседкой на нём. А потом решился вообще на невиданное дело – поставил тут ещё и мельницу. Водный поток, шедший через созданный Трубициным пруд, был таким мощным, что его напора хватало для приведения в движение огромного верхнебойного колеса.

Мельница на двух поставах (две пары жерновов) сразу же стала очень популярной, и мололи зерно на ней  даже жители  волостного села Дросково.

Пастух-сирота и дочка  дьякона

Приехал однажды  на Гремяченскую мельницу   дьякон Дросковской церкви Дмитрий со своей красавицей-дочкой. Звали её Пелагея, и исполнилось ей недавно 16 лет. Зерно несколько часов мололось, девичья  помощь скоро закончилась, и Пелагея отправилась  погулять вокруг пруда, а потом и к родникам поднялась. Глядит, а там молодой, симпатичный, загорелый и босоногий парень скотину поит. И пока  коровы и овцы в жаркую погоду жажду утоляли, слово за словом, - познакомились парень с девушкой. Он сказал, что зовут его Иван, родители его, казённые крестьяне деревни Гремячьей, пять лет назад сгорели во время пожара. Живёт он со старым, немощным дедом, а зарабатывает тем, что пасёт скотину у местных крестьян, а те его за это кормят. Зимой же в работники нанимается.

Пелагея, хоть и стеснялась вначале, но о себе тоже успела рассказать, кто она и где  живёт. Недолгим был разговор, но запал он в душу каждому из них. Когда через месяц дьякон снова стал собираться на мельницу, Пелагея упросила отца с собой её взять.

Опять была короткая встреча с Иваном у  родника, после которой почувствовали молодые люди, что друг без друга жить не могут. Это была любовь – большая, светлая, настоящая, но, как показали последующие события, без счастливого окончания.

Когда Иван попытался поговорить с дьяконом о возможном родстве, тот сразу же заорал:  «Ты, голь перекатная, дочь мою замуж взять хочешь? Ты что себе вообразил? Да на  мою красавицу уже пять завидных женихов глаз положили – не тебе чета. Уходи подобру-поздорову, не то собак спущу!»

И ничего потом Ивану и его любимой сделать не удалось. А ближе к осени дьякон сам жениха дочери подобрал, и о дате свадьбы они договорились.

Незадолго до этого события вздумал дьякон снова на Гремяченскую мельницу поехать, потому что из всех окрестных мука здесь самая лучшая получалась, крупитчатая.

Но, приехав на место с дочерью-помощницей,  Дмитрий ни на шаг Пелагею от себя не отпускал, почти за руку держал, а она, рвавшаяся увидеть Ивана, возможно, в последний раз, так и не освободилась от присмотра отца. И вот уже когда самые последние мешки с зерном были засыпаны в мельничный жёлоб,  вдруг увидели мужики, ждавшие своей очереди на помол, что кидается  Пелагея вниз с криком: «Простите меня, батюшка! Прощай, милый Ванечка!»

Пока  жернова остановили, немало времени прошло. И когда тело Пелагеи вытащили из жёлоба на свет белый, уже не дышала она. Ивану о смерти любимой сообщили в тот же день, но когда он прибежал на мельницу, Дмитрий уже увёз дочь в Дросково. На отпевание и похороны Пелагеи Иван не поехал: не хотел видеть её мёртвой, а живой он представлял её каждое мгновение.

Через неделю гремяченские мужики и бабы не узнали Ивана: он похудел, высох, как щепка, хотя за скотиной ходил по-прежнему добросовестно. А ещё через месяц, когда пас он коров и овец неподалёку от Топкого Верха, вдруг пропал Иван куда-то.

Вот так и закончилась история одной большой любви крестьянского парня-сироты  и дьяконовской дочки.

Честно говоря, я долгое время думал, что рассказанное выше – всего лишь красивая и трагическая легенда (её мне рассказала жительница деревни Гремячей Клавдия Александровна Казакова – А.П.). Однако, изучая в Государственном Архиве Орловской области протоколы заседаний Малоархангельского уездного суда, нашёл вдруг  запись о том, что сотский села Ворово Егор Дуров 15 ноября 1804 года прислал рапорт в этот суд, сообщая:  «в жолоб водяной мельницы на реке Труды  попала и умерла от полученных ранений села Дроскова  диакона Димитрия Косова девка Пелагея Никифорова».

Здесь только одно несовпадение: погибшая была не дочерью дьякона Димитрия Косова, а его дворовой девкой (то есть работницей) Пелагеей Никифоровой. Так что, вполне возможно, вся эта, передаваемая из поколения в поколение уже 200 лет, легенда, - имела место быть.

Что касается Гремяченской мельницы, то уже в советские времена она  перешла в местный колхоз и благополучно просуществовала аж до середины 60-ых годов XX века.

Недавно мне довелось побывать в тех местах. Помещичий пруд  сейчас заметно усох, обмелел, зарос камышом, став убежищем диких уток и серых цапель. После часовых поисков удалось нам с товарищами найти и место бывшей мельницы. Вот оно, уважаемый читатель. Кстати, вода здесь, падая с трёхметровой высоты, грохочет по-прежнему, как и 200 лет назад. Что ж, Гремячий Колодезь своё название оправдывает.

Здесь начинается один из родников

Тут он впадает в пруд

Здесь – вытекает из пруда

                 Основание бывшей мельницы        

Александр Полынкин


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Покровского края до 1917 года | Добавил: admin (23.08.2015)
Читали статью: 1115 | Теги: Памятные места Покровского края
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.