В 1991 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга историка и этнографа Марины Громыко «Мир русской деревни». Главную задачу автор видел в том, чтобы «вернуть доброе имя исконной русской деревне, очистить представления о ней от всего наносного, ложного, хулительного, искажающего ее родное лицо». На основе документальных свидетельств XVIII, XIX, а отчасти, и XX веков Марина Громыко рассказала о богатстве знаний и интересов крестьян, их духовном и социальном опыте, высокой культуре. В издании - много примеров живой действительности: яркие биографии, образы крестьян-мастеров, выразительная народная речь, забытые обряды и традиции.
Некоторые из этих примеров взяты из жизни крестьян Орловской губернии. Вот, к примеру, рассказ о Святках.
Святочные игры
«Время от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января) называли Святками (по новому календарю – от 7 до 19 января - А.П.). Все оно выделялось в деревенской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью. Каждый вечер устраивались «игрища» молодежи в избах. Работу на святочные посиделки не брали.
Примечательной чертой этого цикла было колядование, или славление: ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название — «славление»). Хозяева давали славильщикам (колядовщикам) угощенье.
Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему.
Крестьянки деревни Братская Орловского уезда (это современный Свердловский район – А.П.) в 90-х годах XIX века так рассказывали о новогоднем колядовании: «У нашей деревни, у Степной, и у селе Троицком под Новый год собираются бабы, девки и молодые ребята, берут два мешка, заходят с конца деревни кликать Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку?» Хозяин дозволяет: «Кличьте!» Тады усе карагодом затягивают песню». Корреспондент Тенишевского бюро, записавший рассказ крестьянок, привел и текст песни — величального характера. После исполнения хозяин выносил хлеб и мясо. Компания молодежи двигалась к следующему дому и так проходила всю деревню. После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни».
Зимние сборища молодежи Малоархангельского уезда
«В Малоархангельском уезде Орловской губернии (сведения из села Алексеевского, ныне – село Алексеевка Покровского района – А.П.) зимние сборища молодежи без работы устраивались в просторной избе, по стенам которой расставляли лавки. На лавках рассаживалась взрослая молодежь, подростки же располагались на полатях. Здесь было широко принято посещение посиделок молодыми вдовами и солдатками наравне с девушками. Старшие односельчане, как правило, не приходили. Играли в «соседи», «бисер», «Таньку», в карты. Во время этой игры парни потихоньку закладывали в рукава соседок «груздики» (мятные пряники) или «котелки» (крендели, запеченные в кипящем котле); девушки их ловко прятали и съедали дома — съесть при всех считалось неприличным. Чужие парни посещали эти посиделки только в порядке исключения, очень редко. В рукописи описывается случай (примечательно, что о нем говорится, как о происшедшем «на днях» — свидетельство свежести и непосредственности всей информации), когда «молодому парню вымазали дегтем на вечеринке полушубок за то, что по его вине двум девкам вымазали дегтем ворота и выбили окна». Видимо, в некоторых случаях молодежь прибегала к наказаниям позорящего типа и без решения сходки. Но это было чрезвычайное происшествие».
Вот так проводили свободное время в долгие зимние дни наши предки, согласно сведениям известного историка М.М.Громыко.
(Информацию собрал Александр Полынкин)
На фотографии:
обложка книги Марины Громыко
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|