Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Покровского края » История Покровского края до 1917 года

Зимние праздники наших предков
Опубликовано: 07.01.2014.

В  1991 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга историка и этнографа  Марины Громыко «Мир русской деревни». Главную задачу автор видел в том, чтобы «вернуть  доброе имя исконной русской деревне, очистить представления о ней от всего  наносного, ложного, хулительного, искажающего ее родное лицо». На основе  документальных свидетельств XVIII, XIX, а отчасти, и XX веков Марина Громыко  рассказала о богатстве знаний и интересов крестьян, их духовном и социальном  опыте, высокой культуре. В  издании -  много примеров живой действительности: яркие биографии, образы  крестьян-мастеров, выразительная народная речь, забытые обряды и традиции.
    Некоторые из этих примеров взяты из жизни крестьян  Орловской губернии. Вот, к примеру, рассказ о Святках.

Святочные  игры
  «Время  от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января) называли Святками (по новому календарю – от 7  до 19 января - А.П.). Все оно выделялось  в деревенской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в  мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью. Каждый вечер  устраивались «игрища» молодежи в избах. Работу на святочные посиделки не брали.
  Примечательной чертой этого цикла было колядование,  или славление: ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения,  посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали  обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название  — «славление»). Хозяева давали  славильщикам (колядовщикам) угощенье.
  Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России  по-своему.
  Крестьянки деревни Братская Орловского уезда (это современный Свердловский район – А.П.) в 90-х годах XIX века  так рассказывали о новогоднем колядовании: «У  нашей деревни, у Степной, и у селе Троицком под Новый год собираются бабы,  девки и молодые ребята, берут два мешка, заходят с конца деревни кликать  Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина:  «Кликать ли Таусеньку?» Хозяин дозволяет: «Кличьте!» Тады усе карагодом  затягивают песню». Корреспондент Тенишевского бюро, записавший рассказ  крестьянок, привел и текст песни — величального характера. После исполнения  хозяин выносил хлеб и мясо. Компания молодежи двигалась к следующему дому и так  проходила всю деревню. После обхода дворов участники собирались в одном доме,  высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные  песни».

Зимние  сборища молодежи Малоархангельского уезда

«В  Малоархангельском уезде Орловской губернии (сведения  из села Алексеевского, ныне – село Алексеевка Покровского района – А.П.) зимние сборища молодежи без работы устраивались в просторной избе, по стенам  которой расставляли лавки. На лавках рассаживалась взрослая молодежь, подростки  же располагались на полатях. Здесь было широко принято посещение посиделок  молодыми вдовами и солдатками наравне с девушками. Старшие односельчане, как  правило, не приходили. Играли в «соседи», «бисер», «Таньку», в карты. Во время  этой игры парни потихоньку закладывали в рукава соседок «груздики» (мятные  пряники) или «котелки» (крендели, запеченные в кипящем котле); девушки их ловко  прятали и съедали дома — съесть при всех считалось неприличным. Чужие парни  посещали эти посиделки только в порядке исключения, очень редко. В рукописи описывается  случай (примечательно, что о нем говорится, как о происшедшем «на днях» —  свидетельство свежести и непосредственности всей информации), когда «молодому  парню вымазали дегтем на вечеринке полушубок за то, что по его вине двум девкам  вымазали дегтем ворота и выбили окна». Видимо, в некоторых случаях молодежь  прибегала к наказаниям позорящего типа и без решения сходки. Но это было  чрезвычайное происшествие».
  Вот  так проводили свободное время в долгие зимние дни наши предки, согласно  сведениям известного историка М.М.Громыко.

(Информацию собрал  Александр Полынкин)

На фотографии:
обложка книги  Марины Громыко

 


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Покровского края до 1917 года | Добавил: admin (07.01.2014)
Читали статью: 1154
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.