С Михаилом Семёновичем Гавриным увидеться при его жизни мне так и не довелось. Но два раза я разговаривал с ним по телефону, уточняя нужную для книги информацию по селу Дросково и его родной деревне Ракитино.
Михаил Семёнович Гаврин
В бывшем Дросковском (а позже – в Покровском) районе именно в Ракитино находилось родовое гнездо всех Гавриных.
В семье крестьянина Семёна Константиновича Гаврина Миша был младшим ребёнком (родился 8 ноября 1925 года, хотя, по словам сына Александра, на самом деле, он – 1926 года рождения – А.П.).
Семья Гавриных в д.Ракитиной (в центре, с бородой – Семён Константинович)
Похороны С.К.Гаврина
Успел Михаил, одним из немногих сверстников, закончить до войны целых 7 классов школы в соседней деревне Васютино.
Удостоверение за 7 классов Михаила Гаврина
Как и другим, пришлось пережить ему тяжёлое время оккупации, а вскоре после освобождения, 5 марта 1943 года, он устроился на работу трактористом в Дросковскую МТС.
Спустя полтора месяца, 18 апреля, Михаила Гаврина призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. С апреля по июль 1943 года получал он воинскую специальность миномётчика в 99 запасном стрелковом полку. Но однажды начальству стало известно об умении молодого красноармейца водить трактор. И его сразу же направили в 15 самоходный запасной артиллерийский полк, где с июля по ноябрь 1943 года рядовой курсант Гаврин обучался вождению самоходок и танков.
Получив специальность механика-водителя и звание сержанта, в ноябре 1943 года Михаил Гаврин оказался на фронте, воевал в 58 отдельном танковом полку. Боевой путь его продолжался девять месяцев – до августа 1944 года.
После вывода полка во второй эшелон Михаила Гаврина, как отличного механика-водителя, отправили в 32 отдельную гвардейскую танковую бригаду, где он служил инструктором по вождению танка.
Военный билет М.С.Гаврина
Страница с послужным списком
Экипаж танка Т-34 (во втором ряду, слева – механик-водитель Михаил Гаврин)
(Ст.Пушкино, декабрь 1943)
Старшина Гаврин – в центре (Нерчинск, 1943)
Удостоверение механика-водителя М.С.Гаврина
Михаил Гаврин (фото из армейской газеты)
В июле 1945 года наш земляк оказался на Дальнем Востоке, в 201 танковой бригаде, в составе которой довелось ему участвовать в войне с Японией. После капитуляции этой страны Гаврин продолжил службу в танковых войсках и демобилизовался только в марте 1950 года, в звании старшины.
Кстати, в мирное армейское время умудрился Михаил Семёнович заочно окончить отделение механиков Нерчинской школы механизации сельского хозяйства, что ему потом очень пригодилось.
Весной 1950 года кавалер медалей «За победу над Германией» и «За победу над Японией» возвратился в родную деревню Ракитино, в отцовскую хату.
Долго не прохлаждаясь, уже 3 мая устроился старшина в знакомую Дросковскую МТС участковым механиком.
Правда, вскоре его отправили в Елец, на курсы комбайнёров, по окончании которых в июле 1950 года Михаил Гаврин был назначен в той же МТС на должность механика-комбайнёра.
Елец. Курсы комбайнёров (весна 1950 года)
В 1951 году в жизни его произошли большие изменения. Во-первых, женился на учительнице Марии Шатохиной, во-вторых, вскоре умер отец, Семён Константинович. После его похорон на Никольском кладбище, решился Михаил Семёнович на переезд, чтобы к работе быть поближе. Для этого пришлось разобрать отцовский деревянный дом с соломенной крышей и перевезти его на новое место жительства, в деревню Новосильевку. С работой у молодых стало заметно проще и удобнее: Мария Афанасьевна устроилась в Дросковскую школу, а Михаил Семёнович продолжил прежнюю деятельность. Родились у Гавриных, почти друг за дружкой, три сына и дочка. Но тут вдруг реформирование при Хрущёве началось. Дросковская МТС в самом начале 1958 года была ликвидирована, а её работники уволены.
Пришлось тогда Михаилу Семёновичу в срочном порядке менять специальность. Закончил он в Орле курсы шоферов, и в апреле 1959 года устроился водителем в Дросковскую РТС (ремонтно-техническую станцию, которая пришла на смену МТС).
Когда два года спустя вместо РТС было образовано Дросковское районное отделение «Сельхозтехника», в нём в течение 10 лет продолжил крутить баранку Михаил Гаврин. Дисциплинированный, ответственный, он всегда пользовался доверием начальства, а поскольку имел ещё и документы механика, то когда 7 апреля 1971 года в Дросково было создано Автотранспортное предприятие, Михаила Семёновича назначили на него главным механиком.
Семья Гавриных (в центре, с орденом, - соседка Н.Шатохина)
В этой должности он проработал 15 лет, всегда контролируя ситуацию: подчинённые ему водители и автомобили всегда были в порядке. Не раз Михаил Семёнович отмечался грамотами и премиями.
Дети выросли, завели свои семьи, но отцовский дом не забывали.
На пенсию М.С.Гаврин вышел в 1986 году, занимался домом, садом, огородом – и всегда был готов прийти на помощь детям и соседям в случае необходимости.
Умер он 1 октября 2009 года, немного не дожив до своего 84-летия. Похоронили ветерана войны и труда на Дросковском кладбище.
Что касается его фамилии, то Гавриных на Покровской земле с каждым годом становится всё меньще, а в коренной деревне Ракитиной и вовсе остался один пенсионер – Василий Васильевич. В посёлке Покровское живёт один из сыновей Михаила Семёновича – Александр Михайлович Гаврин, известный каменных дел Мастер. Регулярно он совершает поездки в Новосильевку, на усадьбу Гавриных, проведывает мать, Марию Афанасьевну. Ей идёт уже 93-ий год. Дай Бог ей здоровья, как и всем нашим матерям!
Дом Гавриных в Новосильевке
Мария Афанасьевна Шатохина у своего дома (фото 2011 года)
Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|