Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
r487vr57rus
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Валерий Филатов: человек, посадивший «Буран»
Опубликовано: 12.04.2016.

12 апреля – 55 лет с исторического Дня полёта Юрия Гагарина, открывшего космическую эру.

А 15 ноября 2013 года исполнилось 25 лет со дня полёта первого советского космического корабля многоразового использования «Буран».

К этому эпохальному, как казалось тогда, а ныне полузабытому в суматошной российской действительности событию был причастен и Валерий Егорович Филатов — нынешний скромный 75-летний пенсионер из города Гатчина, что под Санкт-Петербургом. Мало кто из его соседей знает, что два десятка лет назад Валерий Егорович занимал важнейшую (и строго засекреченную, замечу) должность заместителя главного конструктора по лётным испытаниям наземных и бортовых средств радиотехнической базы «Бурана».

Именно под руководством Филатова с начала 80-х годов XX века разрабатывалась, а потом прошла успешные испытания уникальная (у американцев такой в те годы не существовало) система автоматической посадки нового космического корабля.

Если бы тогда средства массовой информации могли сообщать гражданам Советского Союза хоть какие-то, хотя бы минимальные, сведения о разработчиках этой новинки конструкторской мысли, то у орловчан наверняка появилось бы законное чувство гордости за причастность к происходящему, ведь Валерий Егорович Филатов — наш земляк!

Он — из числа «детей войны»: родился 10 мая 1941 года в селе Липовец Покровского района в многодетной крестьянской семье. Появился на свет Валера, кстати, не один, а вместе с братом-близнецом – Вячеславом. Но тот прожил всего несколько недель.

Вполне естественно, в силу малого возраста, ни об этом, ни о военной поре сам Валерий Филатов почти ничего не помнит. Но о многом ему часто и подробно рассказывала впоследствии, уже после окончания войны, старшая сестра Нина (она — 1926 года рождения). Слушая её, удивлялся и переживал будущий конструктор: как выжить-то удалось им всем — вопреки трагическим обстоятельствам?

Вспоминала Нина, как уходил на фронт отец, Егор Иванович. Она провожала его до военкомата, а он, участник похода в Западную Украину и Белоруссию, тяжело раненный в финскую кампанию, словно предчувствовал, что не вернётся, и ни в какую, несмотря на уговоры дочери, не хотел фотографироваться: «Нина, я выпил немного, на фотографии заметно будет, не хочу таким выглядеть!» Не увидели больше своего отца и мужа Филатовы: как выяснилось уже после освобождения, погиб глава семейства в сентябре 1941 года, во время жестоких боёв под Ельней.

Рассказывала Нина, как пришли в Липовец немцы. В первый раз, 21 ноября, на Михайлов день, ненадолго в населённом пункте задержались и бед натворить не успели — дальше ушли. А вот когда их из Ельца и Ливен выбили и они вторично в село возвратились, то узнали сразу же местные жители, почём фунт лиха. «Злые пришли, сопли текут, замёрзшие, в бахилах сверху сапог, всех из домов выгонять начали». Один из наиболее бесчеловечных гитлеровцев, когда многодетную семью Филатовых из собственного дома винтовками выталкивали, подошёл к люльке, в которой лежал семимесячный Валера, и хотел было поддать её ногой — да Нина подскочить успела и выхватила младшего брата прямо из-под кованого сапога. Так в первый раз смерть мимо Валерия прошла. А второй раз — это когда четыре изгнанные из домов семьи в подвале сидели, и гитлеровцы начали их оттуда выкуривать подожжённой у входа пенькой. Задохнулись тогда двое — малолетняя соседская девочка и дед-инвалид. Филатовым повезло — все выбрались, и на некоторое время им разрешили в своём доме пожить. Но недолго это блаженство длилось.

Со слезами на глазах пересказывала брату Нина, как умерла мама. Подхватила Ефросинья Михайловна во время скитаний по улицам и подвалам сильнейшую ангину, слегла — и больше не встала. Произошло это 9 марта 1942 года. Но никаких поблажек оставшимся сиротами шести малолетним детям фашисты не дали, наоборот, в очередной раз на мороз из дома выгнали.

«Сидим мы уже несколько часов, и думаю, что вот-вот окончательно замёрзнем, и никто нас не спасёт, но одна из старушек-соседок, когда нас увидела, приютила. Принесла я тебя, Валера, а ты уже и не дышишь, и бабка эта говорит: всё, замёрз. И я уже плакать было над тобой начала, и слёзы на тебя закапали, как вдруг ты закашлял, отошёл, оттаял!» — об этом эпизоде Нина всегда вспоминала с радостным удивлением. И тут же — о том, как, не зная, чем кормить грудного младенца, пошла она по деревне в поисках молока, и попалась ей на пути заблудшая и отбившаяся от своих овца. Овечьим молоком и выпоила старшая сестра будущего учёного Валерия Филатова. Выжил он, выжили его брат Николай и сёстры — Валя, Тоня, Маша, Нина, дождались освобождения.

А поздней осенью 1944 года приехала в родное село из освобождённого к этому времени блокадного Ленинграда родная тётка Люба, сестра отца, узнавшая о том, что выпало на долю её племянников. Гостинцев привезла и самого младшего, Валеру, решила забрать с собой, в северную столицу.

Запрягла тогда Нина Филатова колхозного вола и повезла тётку и брата за 40 километров, на соседнюю железнодорожную станцию Змиёвку. Медленно двигался вол по подмёрзшей дороге, а в одном месте остановился и ни в какую дальше идти не хотел. «Что такое, думаю, — вспоминала потом Нина, — а это, оказывается, волки к нам подобрались, глаза их, как огоньки, вокруг горели, вот вол и боялся. Слезла я с повозки, взяла его за вожжи прямо у морды — тогда только и сдвинулся с места».

А на вокзале змиёвском в тот день уехать тёте Любе с племянником долго не удавалось, потому что шли через станцию только военные составы, из гражданских пассажиров никого не брали. Рассказала Нина спустя годы брату: «До утра мы почти просидели, а ты, Валера, бойкий был, четвёртый год уже шёл, по вокзалу среди солдат носился-носился, а потом вдруг как запел частушку:

С неба звёздочка упала
Прямо Гитлеру в штаны,
Ему (что-то) оторвала,
Лишь бы не было войны.

Солдаты даже захлопали: «Вот это хлопец! И где это ты научился?» А когда тётя Люба рассказала командиру подразделения о том, что на нашу долю выпало, что отец наш на фронте погиб, мать умерла, а она сама блокаду пережила, но племянника спасает и везёт в Ленинград, — то посадили тебя и тётю на поезд, до Москвы довезли, а потом и на ленинградский состав посадили».

Вот так началась для Валерия Филатова другая, городская, жизнь.

Пять лет прожил он у тётки, второй класс закончил и приехал на каникулы в Липовец. Увидел, как старший брат Николай прицепщиком на тракторе работает, и обратно в город после окончания каникул ехать не захотел: внезапно возникшая любовь к рычащей технике оказалась сильнее. Всё свободное от учёбы время проводил Валера с братом, помогая ему обслуживать плуги. Приходили домой оба чумазые, как черти.

Мешая такое своё увлечение с учёбой (она давалась способному парню легко), закончил Валера Филатов семилетку в Липовце и продолжил обучение в средней школе села Покровского, в райцентре. Но прописка у него оставалась городская, и тётка Люба убедила Валеру последний год занятий провести уже в Ленинграде, где он и начинал учиться.

Хорошие учителя были тогда в сельской школе Орловщины, и полученных в ней знаний, умений и навыков оказалось выпускнику Филатову вполне достаточно, чтобы выйти уже из стен городской школы с отличными оценками.

И с этого времени определилась дальнейшая судьба Валерия Филатова, с детских лет испытывавшего влечение к техническим предметам и специальностям. Два года отработав на атомной станции, поступил он без экзаменов в аэроприборостроительный институт. Закончил его, получив диплом с отличием, а вскоре заочно приобрёл и вторую профессию — инженера-конструктора.

С начала 60-х годов XX века Валерий Егорович начал работать в одном из закрытых институтов, занимавшихся системами управления космических ракет (здесь, в частности, разрабатывалась программа «Луноход»).

В 1976 году конструктор Филатов перешёл в НИИ радиоаппаратуры. С этим научным учреждением отныне оказалось связано главное дело его жизни. В те годы наша космическая промышленность, навёрстывая отставание от американцев, усиленно готовилась к запуску советского «шаттла», получившего имя «Буран». И именно НИИ радиоаппаратуры должен был решать важнейшую задачу — посадить корабль при его возвращении его из космоса.

Когда я разговаривал с Валерием Егоровичем о том азартном периоде в истории нашей космонавтики, он с ностальгией в голосе вспомнил: «Да, сколько у нас классных специалистов было! НИИ — как хороший завод, семь тысяч человек».

Филатова, как одного из лучших радиоинженеров, назначили руководителем научно-испытательной группы при институтском лётно-исследовательском центре, располагавшемся в посёлке Сиверском.

В течение четырёх лет (1981—1984 гг.) группа, используя самолёты ТУ-134 и ИЛ-14, сумела провести огромную по объёму работу (было выполнено несколько тысяч испытательных полётов для тестирования уникальной системы автоматической посадки будущего космического корабля).

С 1985 года испытания были перенесены на Байконур, на котором уже начала производиться окончательная сборка «Бурана» из доставлявшихся туда с заводов Днепропетровска и Самары отдельных узлов. Валерий Егорович с этого времени часто стал бывать в Ленинске, нашем главном тогда космическом городе. «Мы прилетали домой на три-четыре дня в месяц, но даже эти дни проводили в Сиверском, порой не успевая увидеться с семьёй», — вспоминал бывший заместитель главного конструктора Филатов.

15 ноября 1988 года самая большая в мире ракета-носитель «Энергия» вывела в космос 100-тонный «Буран». Но ещё задолго до старта в воздух поднялась летающая лаборатория лётно-исследовательского центра, с борта которой осуществлялся контроль за полётом корабля. А за два часа до приземления «Бурана», сделавшего за 205 минут два витка вокруг земного шара, летающая лаборатория снова поднялась в небо, теперь уже отслеживая посадку.

Об успешном окончании полёта Валерий Егорович помнит хорошо: «Мы очень волновались за нашу систему, но она нас не подвела: сработала как надо. На земле же, после приземления «Бурана», меня удивила оперативность работы «сарафанного радио». Корабль только сел, наш самолёт вслед за ним тоже. Мы заходим в буфет, чтобы перевести дух, а там работницы-казашки встречают словами: «Э! Ваша железяка-то уже села! И это — при полной секретности проекта».

К сожалению, тот широко расписанный в советской прессе полёт нашего космического корабля многоразового использования оказался первым и последним. Из-за начавшихся в стране разнообразных проблем, в том числе и финансовых, новая космическая программа была вначале заморожена, а потом от неё полностью отказались. К середине 90-х годов до минимума сократил свою практическую деятельность и НИИ радиоаппаратуры. Уникальные разработки оказались невостребованными, из-за отсутствия финансирования стали уходить из института лучшие кадры.

В 1993 году программа была окончательно закрыта решением Министерства авиационной промышленности.

В настоящее время из 7000 работников здесь осталось лишь около 300 человек.

В 1993 году ушёл из своего детища, из научно-исследовательской группы, и Валерий Егорович Филатов, ушёл с горечью и болью. Работал он после этого, вплоть до недавнего времени, на заводе по сборке и испытанию вертолётов КА-27, МИ-8 и МИ-24 (всех модификаций). Однако до сих пор бывший заместитель главного конструктора «Бурана», вспоминая свои лучшие годы, проведённые в НИИ радиоаппаратуры, очень надеется, что труд его самого и его товарищей ещё будет востребован.

Ведь задышал же когда-то, в 1942 году, изгнанный фашистами из родного дома и совсем было замёрзший маленький Валера Филатов, когда принесли его в тёплый соседский дом.

Может быть, и программа использования космических кораблей многоразового использования в России тоже отогреется, оживёт?

Во всяком случае, Валерий Егорович Филатов очень на это надеется. А пока – пока живёт сегодняшними дачными заботами да наслаждается общением с тремя своими внуками…

C Днём Космонавтики Вас, Валерий Егорович! Да и нас всех тоже!

В.Е.Филатов в военной форме

Валерий Егорович  в гражданском виде

У космического аппарата (В.Е.Филатов – слева)

(Александр Полынкин)


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (12.04.2016)
Читали статью: 1022
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.