Корабли как люди, у каждого своё имя и своя судьба. Ведёт судьба по маршруту, то по прямой, а то вдруг - зигзагами. То тишь да гладь, то ветра штормовые, и что уготовано через мгновения - одному Богу известно. Швыряет морская стихия корабль, словно щепку малую, из стороны в сторону и грозит неминуемой гибелью. Так было испокон веков, есть и будет всегда... И без имени кораблю никуда, не плот безымянный, как-никак. Непростое дело рук человеческих, а если присмотреться, то все достижения технической мысли отражены в нём, как в зеркале. Сварка корпуса, монтаж ходовой установки, вплоть до атомной, новейшие системы управления и навигации и ещё много-много всякого сверхсовременного, что и выговорить трудно. А как венец - имя на борту! В добрый путь, семь футов под килем!
Бывают корабли-воины, корабли науки, корабли-труженики. Среди них - эскадренный миноносец "Капитан Юрасовский", научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов" и теплоход-сухогруз "Иван Переверзев". Военный корабль, научное судно и работяга - сухогруз. Что их объединяет? Имена, конечно же, имена... Наших земляков-болховчан.
Константин Константинович Юрасовский
Эскадренный миноносец "Капитан Юрасовский" назван в честь капитана 2 ранга Константина Константиновича Юрасовского, уроженца болховской земли, героически погибшего во время русско-японской войны. 31 марта 1904 года эсминец "Страшный" под его командованием принял неравный бой с шестью японскими кораблями и героически сражался полтора часа. Полтора часа ада, погибших артиллеристов заменили машинисты и кочегары. Не спустив Андреевского флага, корабль погрузился в морскую пучину. В живых из экипажа осталось пятеро матросов, остальные пали смертью храбрых вместе со своим командиром. Император повелел присвоить имена офицеров героического эсминца новым кораблям. И ещё, случай уникальный в двадцатом веке, повелением императора в память подвига отца его сын Денис был зачислен в Морской кадетский корпус в младенческом(!) возрасте.
Эсминец "Капитан Юрасовский"
Построенный в 1906 году в германском городе Эльбинге, на верфи Фридриха Шихау, эсминец отправился в Россию. В разобранном виде, по железной дороге, через всю огромную страну. Во Владивостоке немецкими специалистами корабль был собран и вошёл в боевой состав Сибирской флотилии. Российской казне эсминец обошёлся в 605 тысяч рублей. Свыше десятилетия корабль оберегал наши дальневосточные рубежи. В 1917 году эсминец "Капитан Юрасовский" отправили на Север, предстояло усиление флотилии Северного Ледовитого океана, борьба с немецкими подводными лодками. После революции, вражеской интервенции на Мурмане и Гражданской войны, "Капитан Юрасовский" вместе с эсминцем "Лейтенант Сергеев" в 1920 году включён в состав Морских сил Северного моря. С этих кораблей и начинался Северный флот, в морской авиации которого мне довелось прослужить полтора десятилетия.
Николай Михайлович Страхов
Научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов" носит имя советского геолога, академика Академии наук СССР и нашего земляка-болховчанина. Николай Михайлович Страхов родился 2 (15) апреля 1900 года в семье губернского секретаря Михаила Васильевича Страхова, проживавшего в доме Тарасова на Никольской улице города Болхова. Отец будущего академика служил письмоводителем в болховской гимназии и одновременно преподавал пение. И сумел привить сыну стремление к познанию нового, ранее неведомого. Николай Михайлович стал геологом, крупнейшим специалистом по современной литологии. Если по-простому, то литология - это наука, занимающаяся процессом образования горно-осадочных пород, а они, в свою очередь, составляют 3/ 4 пород всех наших материков. Речь идёт не о чём-то абстрактном, а имеет конкретное значение для всех нас. Всех жителей планеты Земля. За свои труды Николай Михайлович был удостоен Ленинской и Сталинской премий, награждён тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Его имя носит разлом в Атлантическом океане и научно-исследовательское судно.
Корабль был построен на верфи финского города Раума компанией "Холлминг" и спущен на воду 10 мая 1985 года.
Закладная доска судна "Академик Николай Страхов"
"Крёстным" был не кто-нибудь, а сам легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин, разбивший о борт корабля бутылку шампанского. Таков обычай, правда, не наш, а западный. При Петре Первом при спуске корабля производили три орудийных выстрела, и корабельный мастер получал в подарок серебряную кружку. Кстати, пробка от бутылки и портрет Папанина и сейчас хранятся в каюте капитана. На сегодняшний день судном проведено свыше трёх десятков экспедиций по изучению рельефа Мирового океана. Впереди много непознанного, морские глубины неохотно раскрывают свои тайны. Результаты этих трудов - наше завтра...
Научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов"
Он мечтал стать моряком, поступить в морское училище. Но не получилось, болховского паренька ждала другая судьба. Он стал актёром, да не просто, а всенародно известным и любимым. Множество ролей в театре и кино, главных и эпизодических. Играл положительных героев и не очень, приходилось создавать различные образы, вплоть до шпионов и уголовников. Но лучшими, несомненно, были роли моряков, от простых матросов до адмирала Фёдора Ушакова. Вы, конечно, догадались, что речь идёт о народном артисте СССР Иване Фёдоровиче Переверзеве. Да, это он сыграл главную роль в первом полнометражном цветном советском фильме "Иван Никулин - русский матрос". И роль капитана Найдёнова в фильме "Морской Ястреб" (часть съёмок фильма проходила летом 1941 года под вражеской бомбёжкой в осаждённой Одессе).
Кинорежиссёр Михаил Ромм, задумав снимать кино-дилогию об адмирале Ушакове, исполнителем главной роли видел только Переверзева. Иван Фёдорович не подвёл, воплотил на киноэкране образ легендарного адмирала. Подумать только, Ушаков победил в сорока трёх сражениях, а поражений не имел! Не потерял ни одного корабля! Ни один матрос Ушакова не попал в плен...
И вот такого героя нужно было сыграть. Переверзев справился, сыграл так, что другого Ушакова мы и не представляем. Да что мы, скульпторы для памятников лепили лицо адмирала с лица Ивана Фёдоровича.
Иван Фёдорович Переверзев
В 1984 году Херсонский судостроительный завод построил для Азовского морского пароходства два сухогруза "Борис Бабочкин" и "Иван Переверзев". Портом приписки стал Жданов, в настоящее время Мариуполь. Судно универсальное, с грузоподъёмностью свыше 13000 тонн, может перевозить генеральные, навалочные, пакетированные и любые другие грузы. Пошла морская работа по всему белому свету. А потом был распад СССР, корабль-труженик оказался на самостийной Украине. В апреле 2001 года украинские власти переименовали судно в "Шахтёр". Чем не угодил Иван Переверзев, ума не приложу! Потом было ещё одно переименование, перед списанием в июне 2011 года.
Сухогруз "Иван Переверзев"
"Иван Переверзев" и "Академик Николай Страхов" ходили по далёким морям нашей планеты. Теоретически они могли встретиться...
Вдалеке от родного причала
Бороздили моря корабли.
И однажды они повстречались,
Где тоскуют зимой журавли.
Тишь морская в момент ожила,
Запищала морзянка в эфире.
Так порою случается в мире -
Земляков путь-дорожка свела.
Сразу стало немножко теплей:
"Как дела?" - "Да хватает работы.
Ну, а ты?" - "Всё наука, заботы".
"Перетрётся, держись веселей"
"Ну, бывай" - разошлись корабли.
Встреча в море - короткая встреча.
Два гудка, до России далече,
Где курлычут весной журавли.
(Олег Волков)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|