«Мне бой знаком…» А. С. Пушкин
Орловский краевед А. Бельский, занимавшийся энциклопедическими изысканиями по связям А.С. Пушкина с Орловщиной и выпустивший к его 200-летнему юбилею маленький словарик «Пушкина свет над землею Орловской» (Орёл, 1999), учёл в нём многое. Даже второй проезд поэта через Орёл при возвращении с Кавказа в сентябре 1829 года (С. 27, см. «Орёл»). С этим, в общем-то, вопреки «Летописи жизни и творчества Александра Пушкина» (т. 3, 1999 г. – С. 92), и я полностью согласен, подтвердив данную версию доводами в книге-исследовании «Когда не буду я повешен…». Пушкин. Тайный путь на Кавказ» (Орёл «Картуш», 2018, С. 130-136). Между тем автор словарика упустил из вида, что Александр Пушкин посетил Орловщину и в третий раз. Правда, уже с воздуха! «С какого-такого воздуха?», – возразят мне. – «Тогда даже и на воздушных шарах ещё толком не летали. Это фантастика!». Так-то оно так. Я же, в общем, и не собираюсь утверждать, что это был сам великий поэт собственной персоной, а имею в виду именной истребитель «Александр Пушкин», появившийся в Великую Отечественную войну в небе Орловщины. Произошло это в июле 1943 года, буквально вначале Орловской битвы.
Кстати, факт этот теперь известен, поскольку ещё в советское время в 1981 году в Воениздате о нём вышла небольшая книжечка «На истребителе «Александр Пушкин» двух женщин: Е. Кирпонос (историк) и М. Новиковой (литературовед).
Одна из них была приёмной дочерью писателя Ивана Алексеевича Новикова – уроженца Орловщины, непосредственно причастного к данной истории. В орловской прессе в 2003 году тоже как-то промелькнула статья В. Высокосова «Александр Пушкин» в орловском небе».
Через прошедшие десятилетия фронтовая биография «Александра Пушкина» до сих пор продолжает волновать историков и писателей. В 2016 году издана книга «С именем Пушкина в бой» историка, члена Союза писателей России, полковника Владимира Швабского, созданная на основе новых архивных материалов.
Познакомиться с ней не удалось, т.к. из-за малого тиража (всего 100 экз.) её можно считать библиографической редкостью. Во второй части книги как раз подробно изложена история героического пути истребителя «Александр Пушкин» и его боевых лётчиков, на что частично нацелен и данный очерк.
Буквально пару месяцев назад ко Дню Победы на сайте «Авиаторы и их друзья» (aviator.guru), появилась обобщённая статья по данной истории «Ахтунг, ахтунг! В небе Пушкин» писательницы Ларисы Черкашиной, работающей с пушкинской темой. Материал изложен просто и вполне доходчиво.
Хорошо известна песня Владимира Высоцкого «Як-истребитель», где наш бард убедительно вжился в чужую роль и пел её от имени самолёта, отразив проблемные отношения между пилотом и машиной. Однако для данной истории такие психологические эксцессы вряд ли применимы, поскольку лётчик о своём истребителе, который тоже был «Яком» отзывался вполне уважительно и дружески, как о верном товарище: «Мы воюем вдвоём – я и Пушкин».
Первым пилотом самолёта и автором такого прекрасного отзыва о боевом друге был Юрий Иванович Горохов. 1 августа 2021 года исполняется 100 лет со дня его рождения. В силу такой круглой даты я и решил вспомнить об именном истребителе «Александр Пушкин» и его лётчике.
В документальной книжке-очерке Кирпонос и Новиковой, обложку которой я поместил выше, подробно описана судьба ивановского крестьянского паренька Юрия Горохова, переселившегося с семьёй в Кинешму, с 16-ти лет пошедшего работать токарем на металл-завод и учившегося одновременно в аэроклубе. Там же в начале очерка есть и его портрет военной поры. Осенью 1938 года он заканчивает учёбу в клубе и по комсомольской путёвке направляется в 1-е Чкаловское военное лётное училище Оренбурга, а в марте 1940-го становится лётчиком, оканчивая его. Как мы знаем, в Оренбурге бывал и А.С. Пушкин, собирая материал для «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки».
Фотоснимков лётчика Горохова, не так уж много, часть из них есть в книжке, но портретные по большей части однотипны. Здесь я размещаю общеизвестный.
Взят он из «Боевого пути 309 истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.» (С.69). Материал был написан сразу после войны в сентябре 1945-го и имеется в разделе документов сайта «Память народа».
Боевого лётного опыта Юрий Иванович Горохов набирался в жестоких воздушных боях с противником, в которых участвовал с 13 июля 1941 года. Нелегко давалось лётное мастерство и совершенство пилотирования, приходилось непрерывно накапливать боевой опыт. Начинал он войну, будучи в звании младшего лейтенанта, летая на И-16 в 13-ом истребительном авиаполку (иап). И уже тогда в тяжёлом 1941 году сбивал опытных немцев. Так по данным наградных листов видно, что с июля по сентябрь Горохов участвовал в 15 воздушных боях и сбил 3 их самолёта. 20 сентября 1941 г. от зенитного снаряда получил тяжёлые ранения головы и почти 5 месяцев лечился в госпиталях Москвы и Томска. С февраля 1942 г. по февраль 43-го он в 431-ом истребительном полку на должностях командира звена, штурмана и командира эскадрильи. За этот период, летая на ЛаГГ-3, в 16-ти воздушных боях сбивает 4 самолёта противника.
Кстати, полк Юрия Ивановича действовал тогда на ржевском направлении. Из наградных же его известно, что он вёл воздушные бои в районе Погорелое Городище (Калининская обл.), где сбил 4.08 и 12.11.42 два немецких бомбардировщика Ю-88. С этим небольшим тверским городком связана и биография Пушкина, нашедшего там исторический след своего предка Гаврилы Пушкина. В письме к Н.Н. Раевскому-мл поэт писал: «…Он был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотою, которую нашёл я в Погорелом Городище…». Уж не знаю, читал ли Юрий Горохов «Бориса Годунова», но говорят, что слыл почитателем Пушкина и «Полтаву» знал хорошо.
В январе-феврале 1943 года в связи с формированием дивизий 1-й воздушной армии 431-й (вместе с 162-м) смешанный авиаполк был преобразован в 162-й иап и введён в состав 309-й иад, а капитан Горохов стал командиром 2-й эскадрильи этого полка. Весной 1943 года боевые действия в составе дивизии начались с Гжатско-Вяземской операции на старых истребителях Як-1 и Як-7: не хватало ни самолётов, ни подготовленных лётчиков. Наступила оперативная пауза, связанная с учебно-боевой подготовкой, производили и перегонку новой техники. В один из таких дней 28 июня 1943 года полк получал новые самолёты Як-7б. В подмосковной Кубинке, где базировался один из полков дивизии, переобучая и готовя лётчиков, Ю.И. Горохову, как лучшему пилоту полка, персонально и торжественно вручили новый именной истребитель Як-7б «Александр Пушкин».
Как я уже отмечал, история его появления связана с писательской судьбой нашего земляка Ивана Алексеевича Новикова (1877-1959). Для того, чтобы убедиться в том, что признают его именно орловским писателем, а не московским, как считают некоторые, вполне достаточно посетить зал ожидания орловского железнодорожного вокзала. В мозаике его верхних окон запечатлены писатели-орловцы, среди них есть и изображение Ивана Новикова.
Жил он тогда, действительно, в Москве и к военной поре был уже автором порядка сорока книг, в частности и широко известного романа «Пушкин в Михайловском». Было ему далеко за 60, но пушкинскую тему он не бросал и, находясь в эвакуации в г. Каменск-Уральский, продолжал создавать второй роман дилогии «Пушкин на юге». Там же из патриотических побуждений к годовщине гибели поэта он решил оказать помощь фронту, организовав на крупных предприятиях города платные пушкинские литературные вечера. Собранные же средства направить на постройку истребителя, носящего имя поэта. Говорят, что рассказчик он был отменный и рабочие его с интересом слушали, хотя, безусловно, была поддержка и общественности города. Требуемая сумма, более ста тысяч рублей, была собрана, и писатель обратился телеграммой напрямую к Сталину. В ответе 5 марта 1943 г. получил благодарность и уверение, что пожелание Ивана Алексеевича будет выполнено. Через 4 месяца перед писателем отчитался генерал-майор авиации Волков: «На собранные Вами средства построен боевой самолёт-истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии лётчику капитану Горохову».
В общем, как видите, именной истребитель подоспел к Орловско-Болховской наступательной операции, начавшейся через 2 недели – 12 июля.
Сейчас в Интернете о боевом пути «Александра Пушкина» и Юрия Горохова довольно много статей и информации. В оценке некоторых моментов подчас она расходится друг с другом. К примеру, приходилось читать, что капитан Горохов, получив именной истребитель, в тот же день совершил на нём первый боевой вылет и даже открыл боевой счёт. Это неверно. Самолёт ещё нужно было перегнать от Кубинки на аэродром Гаврики (севернее Мещовска Калужской обл., см. «Боевой путь 309 иад», С.34), где на тот момент базировался 162-й иап. К тому же, согласно журнала боевых действий (ЖБД) 309-й иад, в этот день 28.06.43 полётов в дивизии не было. Особой необходимости в боевом вылете тоже не было, поскольку полки дивизии в этот период выполняли ограниченным количеством самолётов разведку и патрулирование. Причём, по сведениям журнала, встреч с самолётами противника за оставшиеся дни конца июня дивизия вообще не имела. Обычно подобные статьи пишутся на скорую руку в пылу героических восхвалений, пренебрегая документами и исторической объективностью.
Информацию книжечки Кирпонос и Новиковой я оцениваю в целом положительно, однако и в ней встречаются непонятные ляпы. К ним относится глава «Боевое крещение» (С.5-7), где описан первый воздушный бой «Александра Пушкина» с солидной группой из 37 «юнкерсов», в процессе которого Горохов и его ведомый сбивают по одному бомбардировщику. Это оценивается как боевое крещение истребителя. Данный факт документами не подтверждается. Даже из списка побед капитана Горохова, составленном исследователями, видно, что первый сбитый им в 1943 г. бомбардировщик Ю-87 приходится лишь на 12 августа, т.е. почти через полтора месяца полётов на «Александре Пушкине», когда полк вёл уже бои за Спас-Деменск и Ельню. Если судить по ЖБД, то с боевым крещением «Александра Пушкина» что-то напутано, видимо, фронтовыми журналистами.
Выдержка из списка побед Ю. Горохова с сайта «Советские асы» (soviet-aces-1936-53.ru)
Есть в книжке и другие фактические неточности. В частности, при описании Орловской операции на стр. 48 утверждается, что 162-й иап базировался на аэродроме Езовня. Данный аэродром вообще находился в районе ближе к Кирову Калужской обл. и опять-таки использовался полком в августе 1943 г. в период Спас-Деменской операции (см. «Боевой путь 309 иад», С. 46). В июле же месяце полк совершал свои полёты с аэродрома Железинки, что северо-восточнее Сухиничей (там же с 15.07 базировались и штурмовики 198-го шап). Именно на этом аэродроме сделан тот уникальный снимок, запечатлевший вместе с Гороховым почти всех лётчиков полка, летавших в бой на именном истребителе «Александр Пушкин» и после него. Живых, молодых и полных сил и надежд!
Слева направо: С. Барановский, П. Коломин (майор, командир 162-го иап), Ю. Горохов (сидит в центре), В.Афонин. Аэродром Железинки. Фото из личного архива семьи Барановских.
И всё-таки попробуем разобраться, когда же, где и как проходило боевое крещение «Александра Пушкина»? Это необходимо сделать потому, что в ряде материалов Интернета по поводу крещения со ссылкой на фронтовую газету довольно чётко указано, что произошло оно 6 июля. И дальше опять идут толки про 37 бомбардировщиков.
Изучая ЖБД 309-й иад за 6 июля 1943 г., однозначно можно сказать, что по записям этого дня, у полка «Встреч с самолётами противника не было». Хотя возможно, что вылет «Александра Пушкина» на какое-то задание и был, но явно прошёл без последствий.
По журналу видно, что с начала июля по 11-е число серьёзных боевых действий 162-й авиаполк не вёл. В основном выполнялась разведка в районе Кирова (Калужская обл.), Спас-Деменска группами, в которых использовались в день по 2-4 «Як-7» в основном без встреч с самолётами противника. Единственный бой с противником во время разведки для 162-го иап зафиксирован журналом не 6-го, а 7-го июля. Однако участвовал в нём не Горохов, а лётчики полка Суни-оглы и Морозов.
Интенсивные полёты с участием до 12-20-ти Як-7 в день для поддержки штурмовиков разворачиваются с 11-го июля перед Орловско-Болховской операцией и наступлением 11-й гв. армии, на которое дивизия с полком были нацелены. Боевые действия полка переносятся в район ближе к Ульяново (северо-западнее Болхова). Возможно, что на задания летает и «Александр Пушкин». 12 июля по 162-му иап описан бой, но о Горохове не упоминается.
Наконец 13 июля читаем: «При выполнении задания был произведён воздушный бой. В 14:15-15:00 в районе Сорокино в момент атаки самолётов Ил-2 по цели 4 самолёта противника ФВ-190 и 2 Ме-109 пытались атаковать штурмовиков, но были атакованы нашими истребителями. В результате боя капитан Горохов и мл. л-т Щёголев после нескольких атак, произведённых с коротких дистанций сзади сбоку, сзади сверху сбили по одному самолёту ФВ-190. Один из самолётов ФВ-190 упал в деревню Сорокино, 2-й самолёт ФВ-190 упал западнее деревни Сорокино».
Считаю, что как раз этот бой и был боевым крещением «Александра Пушкина». Сорокино находится восточнее Ульяново к северо-западу от Болхова. В тот военный период Ульяновский район входил в состав Орловской области. Так что крещение, в принципе, происходило на Орловщине. В списке побед Горохова место боя зафиксировано – «восточнее Дебри». Это и есть район Сорокино, которое располагается восточнее села Дебрь.
В несколько ином ракурсе, как образец помощи своим боевым товарищам выглядит данный бой капитана Горохова в описании «Боевого пути 309-й иад» (С.70): «13.7.43 в районе Сорокино группа самолётов «Як-7» под командованием Горохова, сопровождала штурмовиков «Ил-2». При выходе из атаки они подверглись нападению двух «ФВ-190». Лётчики Морозов и Попов из группы Горохова завязали бой с ними, во время которого в хвост самолёта мл. лейтенанта Попова подкрался фашистский стервятник. Капитан Горохов, видя безвыходное положение товарища, бросился на помощь и пулемётно-пушечным огнём сразил немца, который с пикирования врезался в землю. С искренней любовью и благодарностью пожимал после боя руку капитану Горохову мл. лей-т Попов».
Утром 17-го июля документами отмечена ещё одна личная победа комэска Горохова над ФВ-190 и тоже при защите штурмовиков 233-й шад в районе Хвастовичи. Место это находится ближе к Карачеву чем к Болхову, у границы теперешних Калужской и Брянской областей. Хотя в то время это тоже всё ещё была Орловщина. Теперь все эти места и Сорокино, и Хвастовичи относятся к Калужской области.
Ну, а приходилось ли «Александру Пушкину» бывать в болховском небе? Да, приходилось! Причём не только летать, но и принимать участие в боях. Так из записей ЖБД 309-й иад видно, что того же 17-го июля, но вечером в 20:25 группа Горохова из 6-ти истребителей, сопровождавшая штурмовики в районе Болхова, была атакована 18-ю ФВ-190, при этом в завязавшемся бою пилоты Гаффанов и Мишко вместе с Потапенко сбили 2 немецких истребителя. А командир группы капитан Горохов, как участник данного воздушного боя, констатировал успех боевых товарищей. Аналогичное подтверждение давал он и после утреннего боя 19.07 своего постоянного напарника и ведомого Щеголева с ФВ-190 в районе Медведок (севернее Болхова).
Орловско-Болховская операция 1943 года вообще для всех, в том числе для дивизии и полка, была трудной и очень напряжённой. За 16 дней июля 162-й полк произвёл 504 боевых вылета, и в групповых боях лётчики его, по сравнению с другими полками 309-й дивизии, сбили наибольшее количество немецких самолётов – 34.
Непосредственно за Болховскую операцию капитан Горохов, как «лучший лётчик» дивизии (свидетельство «Боевого пути 309-й иад», С.44), был награждён новым орденом «Александра Невского». В наградном листе приведены такие строки: «Владея в совершенстве боевым с-том, обладая исключительной волей и дерзостью в воздушном бою, капитан Горохов заслужил всеобщую славу, любовь и уважение среди личного состава полка. В период решающих боёв с немецкими захватчиками с 11 по 18.7.43 г. эскадрилья капитана Горохова произвела 113 б/вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск, 36 воздушных боёв, в которых сбито 11 с-тов пр-ка. Лично произвёл 10 боёв, в которых сбил 4 самолёта пр-ка».
По количеству сбитых Гороховым самолётов здесь видно явное несоответствие дивизионного журнала боевых действий (2) и наградного листа (4). Возможно, в силу большой нагрузки и напряжённости полётов журнал не всё учёл и на болховской земле тоже остались следы боевой работы слаженной пары. Ну, а возможен и некоторый аванс, данный замечательному лётчику и самому «Александру Пушкину». Впоследствии оба этот аванс с лихвой отработали. Из фронтовых публикаций известно, что Юрий Иванович в паре со своим именным истребителем сбил девять вражеских самолётов. В боях приобрёл он отличные качества лётчика-истребителя и командира. Асом стал исключительным, в полку его называли «образцом лётного мастерства». И это в 22 года!
После освобождения г. Болхова в конце июля 1943 г. дивизия и полк были переброшены на центральный участок Западного фронта ближе к Мосальску. С 7 августа принимали участие в боях на Кировско–Спас-Деменском и Ельнинском направлениях, с начала сентября включились в бои за Смоленск, а с ноября в операцию по освобождении Белоруссии.
Накапливался боевой опыт и счёт сбитых Юрием Ивановичем вражеских самолётов. Из списка побед на это указывает случай 12 августа, когда в 4-х воздушных боях им сбито 3 истребителя и бомбардировщик противника. 15-19 сентября 1943 г. командование подписывает ему наградной лист на звание Героя Советского Союза. Тогда в круговерти сражений и различных ситуаций, связанных с ремонтом боевого друга, приходилось Горохову летать не только на нём.
Если гибнет герой, то он обязан погибнуть в бою. Об этом в выдуманных подробностях и повествует ряд интернет-материалов. В жизни же всё происходит гораздо прозаичнее. Из воздушных боёв, благодаря опыту и отличной технике пилотирования, капитан Горохов выходил победителем, но 1 января 1944 г. при поиске в составе группы дислокации нового командного пункта комдива его самолёт (а это был другой, не «Александр Пушкин») был сбит зенитным огнём и упал на своей территории в 22 км от Витебска. Капитан Горохов погиб. В тот же день тело лётчика-героя было найдено, доставлено на аэродром и 2.01.44 с почестями захоронено на окраине дер. Жваненки Смоленской обл. Сейчас данные по количеству его побед разнятся, но тогда 6.12.43 армейская газета 1-й ВА крупным шрифтом печатала «21 победа капитана Горохова». Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно 4 февраля 1944 года.
Выдержка из ЖБД 162-го иап от 1.01.44 о гибели Ю.И. Горохова
Начатый счёт сбитых Юрием Ивановичем на именном истребителе самолётов врага продолжили другие легендарные лётчики полка, его боевые товарищи и друзья: кавалер ордена Ленина Степан Барановский, Василий Бахирев. Летали на нём и будущие Герои: командир полка Пётр Коломин, Василий Афонин. «Александр Пушкин» порой выходил из боёв пробитым и сильно повреждённым, но до своего аэродрома дотягивал. На счету его 16 лично сбитых самолётов противника. За два года войны с фашистами вместе со 162-м истребительным авиаполком проделал он доблестный путь, добравшись и до самой Германии. Как раз там нашему национальному поэту побывать и не довелось.
Есть в пушкинском лексиконе одно выражение, которое, пожалуй, нужно отнести к крылатым: «Бывают странные сближения». Вот такое пророческо-поэтическое сближение однажды начертал в письме ему (1824 г.) его друг Василий Андреевич Жуковский: «Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твоё».
Вячеслав Рыбников
Источники:
Кирпонос Е.М., Новикова М.Н. «На истребителе «Александр Пушкин», М.: Воениздат, 1981. – С. 5-7, 48, 53, 76, 79
Высокосов В. «Александр Пушкин» в орловском небе». «Орловская правда», 26.09.2003.
Кашкова В.Ф. «Один из моих предков», глава книги // В. Кашкова «Пушкинский путеводитель», Тверь: Книжный клуб. Сувенир, 1994. – С. 205-207
Наградные листы орденов Юрия Ивановича Горохова, 1921 г. рожд., сайт «Память народа»
«Горохов Юрий Иванович», сайт «Советские асы. 1936-1953» (soviet-aces-1936-53.ru)
«Боевой путь 309 истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.». 1945 г., сайт «Память народа». Документы частей. ЦАМО, ф. 20270, оп. 0000001 д. 00011 – С. 34-46, 69-71
«Журнал боевых действий 309 иад», сайт «Память народа». Документы частей. ЦАМО, ф. 20270, оп. 1 д. 11 – С. 87-89, 95, 106, 110, 212
«Журнал боевых действий 162 иап. №5» за 01.01.1944, сайт «Память народа». Документы частей. ЦАМО, ф. 22371, оп. 0218063с, д. 0001, л.1
Пушкин А.С. «Заметка о «Графе Нулине» // «Болдино. Осень. 1830»: Фотокнига, М.: Планета, 1989. – С.139
Черкашина Л. «Ахтунг, ахтунг! В небе Пушкин!» 09.05.2021, сайт «Авиаторы и их друзья» (aviator.guru)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|