Довелось мне на днях побывать по делам в д,Гремячье, об этом – через некоторое время – будет отдельная история. А пока расскажу о том, что довелось увидеть в поле, недалеко от деревни Теряево. Стоят здесь два объекта, сооружённые по проекту и руками покровского художника Г.А.Пищалова, открывавшиеся в своё время с большой помпой, с приглашением районного начальства и съёмочной группы Орловского телевидения. Мне не пришлось поприсутствовать там ни во время первого мероприятия, озаглавленного «Установление памятного знака на линии советско-германского фронта», ни во время второго, когда торжественно объявили об открытии «Блиндажа-музея» рядом с упомянутым выше знаком. И, вот, наконец-то, в первой декаде марта 2014 года удалось мне эти «произведения искусства» «художника исторического жанра» лицезреть вблизи и воочию. К первому творению Пищалова придираться особо не буду, пусть и установлен знак вовсе не на том месте, где проходила линия советско-германского фронта 1941-1943 годов (об этом говорил ещё при подготовительных работах ветеран войны и труда, краевед и уроженец деревни Теряево Семён Иванович Гревцев). И пусть кого-то покоробило нелепое сочетание металлического креста и штыка, которые художник, волею своей фантазии, скрепил плакатом с изображённым на нём орденом Отечественной войны, а под ним продублировал свой замысел ещё одной пятиконечной звездой. Даже пусть, что и текста теперь на ордене нет (остались четыре буквы – «т...вой»), что ж – можно на природу и погоду сделать скидку.
Памятный знак у д. Теряево
Так выглядит орден Отечественной войны на знаке Но вот по поводу так называемого «Блиндажа-музея» придётся высказаться посерьёзнее. Уж если ты берёшься за какую-то работу по изготовлению исторического объекта, надо, по крайней мере, быть в курсе того, а что именно ты делаешь. Конечно, если человек (художник) не видит разницы между дзотом и блиндажом, то как от него можно требовать научного подхода, изучения литературы и т.д. и т.п. На всякий случай, для неподготовленного читателя, даю небольшую справку из соответствующих источников: «Блинда́ж — постоянное или временное фортификационное подземное сооружение для защиты от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от напалма и оружия массового поражения и для отдыха личного состава. По своей конструкции напоминает сруб, полностью заглубленный под землю. Поскольку эти строения сооружались, в основном, в военное время для размещения штабов, полевых больниц и т. п., то их старались делать как можно более скрытыми от глаз противника». Можно привести и другое, более короткое определение: «Блиндаж - подземное сооружение для укрытия личного состава от огня противника». Обычно блиндаж строится в составе окопной системы и не имеет иных отверстий, кроме входного проёма, открытого в наиболее защищённом, тыловом направлении. В зависимости от доступных материалов, блиндаж может быть построен из земли, дерева, железобетона, камня, металлических конструкций. Блиндаж состоит из двух основных элементов - каземата и тамбура Тамбур имеет такую же конструкцию, как и каземат, но создается из гораздо более тонких бревен и накатника. Он обеспечивает вход в каземат и защиту входа в каземат. Из тамбура в траншею делаются ступеньки. Защитная толща - один ряд бревен (накат) диаметром 14 см и грунт 90 см. Это обеспечивает защиту от минометных мин калибра 120 мм. и менее при любой установке взрывателя, от артиллерийских снарядов калибра 152 мм. и менее при установке взрывателя на осколочное действие, от артиллерийских снарядов калибра 105 мм. и менее при установке взрывателя на фугасное действие. Блиндаж считается довольно слабым укрытием. Однако блиндаж нужно еще найти, в него нужно попасть. Как же выглядит, в свете вышесказанного, «творение художника исторического жанра»? Г.А.Пищалов создал свой вариант так называемого «блиндажа»: он не скрыт полностью под землёй, а наполовину возвышается над поверхностью
у него нет тамбура
зато есть окно, которого никогда не бывает в блиндажах
слой земли над брёвнами не превышает 15 сантиметров, а должен быть не менее 90см; чтобы земля не просыпалась, автор сооружения использовал листы шифера, торчащие по сторонам, и доски, которыми никогда не обшивается снаружи блиндаж, а они торчат сзади даже не отпиленными
художник придумал нелепый фронтон – чтобы прикрыть то, что навалил на крышу блиндажа (немного земли, немного камней и листы шифера); крайне неряшливо и неаккуратно выполнены все работы художника, даже строительный мусор остался прямо сверху созданного «шедевра».
Возможно, если бы Г.А. не назвал своё сооружение музеем, это его «произведение» и пригодилось бы для чего-то, но Музей предполагает полную точность в деталях, на то он и Музей, чтобы в нём не «Искажалась история Великой Отечественной войны». Уверен, что и районным властям надо обратить самое пристальное внимание на эти и подобные (к тому же – проплаченные) произведения, а то ведь художник Пищалов в 2013 году удостоился даже Почётной грамоты районной администрации за активное участие в патриотическом воспитании молодёжи. Если вот за такие «шедевры», то, наверное, их принимала соответствующая комиссия, которая и представила Геннадия Александровича к награде. Интересно, кто был председателем этой комиссии? Как думаешь, читатель? Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|