Более пяти лет тому назад на сайте «Мастера» был опубликован рассказ «Ковры Неонилы Головиной», который чуть позже вошёл в мою книгу о Верхососенском сельском поселении. В том очерке были названы имена многих верхососенских мастериц ковроткачества.
Об одной из таких в своё время писала областная молодёжная газета «Поколение». Журналистка Валентина Дорохина побывала в селе и увидела, как в Верхососенской школе возрождает искусство изготовления ковров учительница Валентина Ивановна Новикова. С тех прошло много лет, многое изменилось в селе. Но старинное искусство всё ещё привлекает внимание любителей красоты. Нашим читателям о своей односельчанке, бережно сохраняющей традиции, решила рассказать Татьяна Косьянова (Александр Полынкин)
«Валентина Ивановна Новикова (в девичестве - Мосина) родилась 14 марта 1948 года в деревне Егорьевское Хотынецкого района в семье простых рабочих.
«Отец, Федичев Иван Яковлевич, уроженец д.Егорьевское, был заведующим складом, умер, когда мне было всего семь лет, а брату и того меньше», - говорит Валентина Ивановна.
А мать - уроженка деревни Низино, работала телятницей и сторожем одновременно, дети во всём ей помогали, тяжело жилось без отца.
В 1963 году закончила Валентина школу, а в 1967 году - Болховское педучилище, по распределению была направлена в Верхососенье учителем начальных классов, где в тот же год вышла замуж за Новикова Анатолия Михайловича – электрика колхоза, с которым прожила 49 лет. Воспитали супруги двух дочерей.
Сколько себя помнит Валентина Ивановна, всегда в её семье занимались разными видами ремёсел. У отца в небольшой хатке даже был отведён угол, в котором он занимался столярным делом: мастерил мебель как для себя, так и на заказ. Бабушка ткала холсты, а тётки по папиной линии вязали крючком кружева и подзоры, расшивали крестом полотенца и картины.
А вот таким ремеслом, как ковроткачество, в её семье никто ни занимался, и более того, Валентина Ивановна ничего об этом не слышала. «Среди жителей нашей местности не было такого ремесла», – говорит Валентина Ивановна.
«Когда вышла замуж, жили мы по соседству с тёткой мужа - Анной Ивановной Новиковой, вот у неё я впервые и увидела ковроткацкий стан, мне стало интересно, я попросила Анну Ивановну обучить меня этому, она согласилась, но была при этом человеком, который совершенно не мог объяснять, что делать и как. Говорит, смотри, что я делаю, и повторяй за мной. Мне было нелегко понять. Ни для кого не секрет, что в то время люди гораздо чаще, чем сейчас, в гости друг к другу вечерами захаживали. И вот в круге общения Анны Ивановны я услышала о местной рукодельнице Неониле Петровне Головиной, про которую говорили, что Нилка, якобы, ткёт не как, мы, с других ковров рисунок воспроизводя, а «по бумажке». Встретилась я с Неонилой, познакомилась, она мне объяснила: по бумажке – это значит - по схеме, рассказала и о других тонкостях ковроткачества, которые значительно облегчали труд, но о которых не было известно бывалой рукодельнице Анне Ивановне».
Вот так, мелкими, но очень уверенными шагами освоила наша героиня искусство ковроткачества. Время шло, подросли дочери, и их посадили за ткацкий станок, наткали и себе ковров, и родственникам и на продажу.
«В 80-е годы, - вспоминает мастерица, - выткали даже коврик с олимпийским мишкой – символом олимпиады!»
Валентина Ивановна Новикова
В свою трудовую деятельность Валентина Ивановна, помимо вязания крючком и спицами, вышивки «крестом» и бисером, внесла и много другого в уроки ковроткачества. По её инициативе в Верхососенской средней школе был создан кружок, где девочки ткали ковры вместе со своей наставницей. Среди учениц оказалась и Ирина Головина, внучка Неонилы Петровны Головиной, той самой Нилки, которая помогла в своё время освоить интересное дело Валентине Новиковой.
Валентина Ивановна Новикова и её ученица Ирина Головина
Вот ведь как в жизни бывает, а теперь она обучала её внучку. В Покровском детском доме творчества хранилось несколько совместных работ учителя и её учениц.
Сейчас Валентина Ивановна на заслуженном отдыхе и очень этому рада, потому что появилось много свободного времени для творчества.
«Очень жалко, что этот вид творчества не востребован в наши дни, пройдёт ещё совсем немного времени, и совсем не останется мастериц ковроткачества», – переживает Валентина Ивановна. Её мечта - чтобы это дело было продолжено и не забыто ещё много – много лет…
А пока она с нетерпением ждёт лета, чтобы вынести ткацкий станок на улицу - стеречь своих новорожденных «птичек» и ткать очередную ковровую дорожку…
Ну а пока длинными зимними вечерами вышивает она «крестом» картины, салфетки, вяжет спицами и крючком следки, носочки, шали и многое другое.
Я думаю, что развитие (или, хотя бы, сохранение) традиции ковроткачества поможет возрождению давних обычаев, ведь обычно готовили ковёр к свадебному торжеству. Если свадьба была зимой, то ковром застилали сани, и на него усаживали молодых. Чаще ковёр готовили родственники невесты, и выступал он в качестве приданого! А если ещё и передавать его из поколения в поколение, то ведь это не только память о своих предках, но ещё и раритетная вещь, которая сохранится в наших семьях на века.
Татьяна Косьянова
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|