Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Полковник - обжигальщик (Герой Советского Союза Николай Гусаров). К 80-летию освобождения Орловщины
Опубликовано: 31.07.2023.

С такой фамилией, как у этого лётчика, стыдно было бы не отличиться в случае чрезвычайной ситуации, а война – именно такое состояние. Николай Михайлович Гусаров – один из 178 Героев Советского Союза, уроженцев Орловской области, один из 38 лётчиков - Героев, один из 16 наших земляков-истребителей, на счету которого 30 сбитых лично и в группе гитлеровских самолётов.

В первый день войны

Он родился 21 ноября (4 декабря) 1917 года в ныне исчезнувшей деревне Новосёлки Малоархангельского уезда (в настоящее время - Колпнянского района – А.П.) в обычной крестьянской семье. Учился в школе, а потом – в Орловском семеноводческом техникуме (успел окончить два курса – А.П.).

По спецнабору ЦК ВЛКСМ в 1936 году Колпнянским райвоенкоматом Николай Гусаров был призван в Красную Армию и направлен в Качинскую военную авиационную школу. Среди выпускников этого знаменитого лётного училища - трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, 12 дважды Героев Советского Союза и 284 Героя Советского Союза, в том числе, - и Николай Гусаров, окончивший авиа­школу в 1939 году. Его карьера профессионального военного лётчика началась с  освободительного похода в Западную Украину в том же году. К боям он был готов -  уже в это время отличился как меткий стрелок. Снайперское мастерство лётчика было отмечено наградой - именными золотыми часами от Маршала Советского Союза С.М. Будённого.

А потом была Великая Отечественная война, которую Николай Гусаров не только начал в первый же её день, но и сразу же сумел отличиться, в то время, когда очень многие наши самолёты были уничтожены на собственных аэродромах, так и не сумев взлететь с них.

12-й истребительный авиационный полк, в котором служил лейтенант Гусаров, базировался на аэродроме Боушев, километрах в тридцати от границы, в районе Станислава (ныне Ивано-Франковск на территории Украины – А.П.). Командир 64 истребительной авиадивизии  Коробков сумел уберечь самолёты и лётчиков трёх своих полков от гибели на аэродромах. Пилоты 12 ИАП взлетали и сражались в первые же часы войны.

Гусаров Николай Михайлович (1941 год)

Вот что написал  12 июля 1941 года майор Коробков в наградном листе на командира звена 12 истребительного полка, лейтенанта Николая Гусарова (цитирую – А.П.):

«22 июня 1941 года, при появлении бомбардировщиков противника, проявил исключительное мужество и настойчивость, атакуя противника: в один день сбил два самолёта. При неоднократных налётах фашистских бомбардировщиков  на аэродром тов. Гусаров проявил смелость и настойчивость. Тов.Гусаров является одним из смелых и уверенных в своей победе лётчиков. Тов. Гусаров является подлинным советским лётчиком, не знающим страха при превосходстве сил врага».

Подчеркну, что речь идёт о самом первом дне войны, и отличились тогда, действительно, самые бесстрашные и уверенные.

Правда, события 22 июня 1941 года в другом наградном листе Николая Гусарова, подписанном 22 ноября 1943 года командиром 486 истребительного авиаполка майором Медведевым, выглядят чуть иначе (цитирую): «…22 июня 1941 года, при отражении группы бомбардировщиков противника, 11 самолётов Ю-88, с прикрытием 4 МЕ-110, тов.Гусаров, ведущий четвёрку И-16, врезался в группу бомбардировщиков, заставил сбросить бомбовый груз до цели и лично, на глазах у всего личного состава полка сбил Ю-88, который горящим упал в районе аэродрома Боушев»…

В этом же наградном листе от 22 ноября 1943 года имеется приложенная «Справка о подтверждении на сбитые самолёты противника штурманом 486 ИАП майором Гусаровым Николаем Михайловичем с 22.6.41г. по 1.11.43г.», и по событию первого дня войны приведены такие данные (цитирую – А.П.):

 

Дата

Тип и количество

Район

Кто подтверждает

22.6.41г.

1 Ю-88 (лично)

Г.Бурщтейн (Юго-Западный фронт)

Упал в районе аэродрома, подтверждает личный состав части. Привезены детали сбитого самолёта (приказ 64 ИАД)

По этим данным, в первый день войны лейтенант Гусаров сбил, всё-таки, один вражеский самолёт, а не два… И произошло это в районе аэродрома города Бурштейн (ныне – Бурштын в Ивано-Франковской области Украины – А.П.).

По  результатам представленного первого наградного листа, Приказом Юго-Западного фронта №016/н от 5 ноября 1941 года командир звена 12 истребительного авиаполка 64 ИАД, лейтенант Николай Михайлович Гусаров был награждён орденом Красного Знамени.

Красная Звезда – вместо «Золотой Звезды»

Воюя практически непрерывно на Юго-Западном фронте в течение июня-ноября 1941 года, наш земляк за этот сравнительно короткий промежуток сумел показать просто выдающиеся результаты. Процитирую выписку из второго наградного листа на уже старшего лейтенанта Гусарова, подписанного 23 ноября 1941 года командиром 64 истребительной авиадивизии полковником Осадчим (А.П.): «За время войны с германским фашизмом тов.Гусаров имеет 250 боевых вылетов на самолёте И-16, из них: на штурмовку вражеских колонн – 29, на штурмовку аэродромов противника – 9, в воздушных боях сбил 8 самолётов противника. Огнём своего  самолёта уничтожил до 80 автомашин, 40-50 конных всадников, 50 мотоциклистов, 10 зенитных точек, до роты вражеской пехоты.

Во время боевой работы полка на Днепропетровском направлении, начиная с 20 августа по 27 сентября 1941 года тов.Гусаров ежедневно делал от 3-х до 5 боевых вылетов. Отличный разведчик, при выполняемой им задаче по разведке всегда даёт правдивые и полные данные о противнике.

Являясь сам бесстрашным, храбрым лётчиком, своими боевыми подвигами увлекает весь личный состав эскадрильи на боевую сплочённость по разгрому врага.

Первым в дивизии получил Сталинскую денежную премию в соответствии с приказом НКО СССР за №0299 за сбитые самолёты противника.

За время боевых действий не имеет ни одной поломки и аварии самолёта. Партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан».

В заключительной части полковник Осадчий написал, что старший лейтенант Николай Михайлович Гусаров «…За проявленное мужество, героизм и отвагу в борьбе с германским фашизмом достоин  высшей правительственной награды – Герой Советского Союза».

2-3. Первый наградной лист на Героя

В этом представлении командир 64 истребительной авиадивизии не расписал подробно, как и где Гусаров сбивал вражеские самолёты. Эти данные были показаны позже – в наградном листе на Героя уже в ноябре 1943 года.

Судя по подписям в наградном листе, дальше Военного Совета Юго-Западного фронта это представление не пошло, явно помешали какие-то посторонние обстоятельства. Результатом стал приказ №49/н от 12 марта 1942 года о награждении старшего лейтенанта Гусарова орденом Красной Звезды. И это – вместо присвоения звания «Герой Советского Союза». Красная Звезда – за 8 сбитых вражеских самолётов, не считая остальных результативных действий.

Очень странное награждение, ведь в 1941 году таких успешных лётчиков, как Гусаров, было совсем  немного, их замечали и награждали. К примеру, другой наш земляк, командир эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка (44-я истребительная авиационная дивизия, 6-я армия, Южный фронт) Андрей Фёдорович Локтионов, тоже воевавший с июня 1941 года, имел на своём счету к моменту представления 83 боевых вылета на разведку и уничтожение сил противника, в ходе которых он сбил один вражеский  самолёт и  нанёс значительный урон неприятелю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года Локтионов был удостоен звания Героя Советского Союза.

На Крымском фронте: Камыш-Бурун и Владиславовка

Возможно, Гусарову стала обидна такая оценка начальством его фронтовой деятельности, но на дальнейших полётах его чувства никак не сказались. Тем более, что зимой 41-го-42-го годов он, уже  на новом самолёте ЛаГГ-3, успешно воюет на Крымском фронте в составе другого полка – 486 истребительного в должности заместителя командира (и одновременно – штурмана).  С 5 января по 10 мая  Гусаров участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, обороне Севастополя. 23 марта 1942 года (№32) газета «Правда» публикует фотоснимок Николая Гусарова с соответствующей подписью, и его имя становится известным не только на Крымском, но и на других фронтах.

 Вот результаты боевой деятельности Николая Гусарова на Крымском фронте (цитирую): «…Произвёл 104 боевых вылета, провёл 15 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 самолёт противника МЕ-109 и в групповом бою – звеном – 1 самолёт ХЕ-111.

6 февраля 1942 года при выполнении боевого задания на прикрытие порта Камыш-Бурун в составе двух самолётов ЛАГГ-3, произошла встреча с тремя самолётами ХЕ-111, товарищ Гусаров решительной атакой заставил их сбросить боевой груз в пролив, в воздушном бою в паре сбил один ХЕ-111.

 5 марта 1942 года, при выполнении боевого задания на сопровождение 9 самолётов ДБ-3Ф (будущий ИЛ-4 – А.П.) в составе 8 самолётов ЛАГГ-3, в районе цели Владиславовка произошла встреча  с группой бомбардировщиков противника ХЕ-111 под прикрытием 8 самолётов МЕ-109. В воздушном бою сбито 5 самолётов противника. Гусаров лично сбил один МЕ-109»…

Орловско-Курское направление: 5 июля и 5 августа 1943 года

С 7 октября 1942 года и по 17 января 1943 года капитан Гусаров воевал в составе 486 истребительного авиаполка (штурман полка) на Северо-Западном фронте. Сражался на том же самолёте ЛАГГ-3, произвёл 38 боевых вылетов на прикрытие железнодорожных узлов и военных объектов. За этот промежуток сбил в шести воздушных боях один МЕ-109 (лично) и в групповом бою – три ХЕ-111.

В марте 1943 года 486 ИАП  получил новые самолёты Ла-5 и был направлен на Центральный фронт, где развернулись жесточайшие воздушные бои на Курской дуге. Капитан Гусаров – воевал, как и ранее - в должности заместителя командира 486-го истребительного авиаполка и (одновременно) - штурмана.

Цитирую очередной наградной лист на него, подписанный 11 августа 1943 года командиром 486 ИАП, майором Медведевым: «5 июля 1943 года, в день наступления противника на Орловско-Курском направлении, тов.Гусаров, будучи ведущим группы 4 самолётов ЛА-5, при патрулировании над полем боя в районе Вторые Поныри – Тросна, вступил в бой  с восемью самолётами противника ФВ-190, прикрывавших группу бомбардировщиков Ю-88. Атаковав Ю-88 первой парой, а сам, отсекая второй парой четвёрку ФВ-190, перешедших в атаку  на первую пару ЛА-5, вместе с противником вошёл в облака. При выходе из облаков пикированием столкнулся с ФВ-190. При ударе тов.Гусарова выбросило из кабины, воспользовавшись парашютом, благополучно приземлился северо-западнее Вторые Поныри 2 километра. В этом бою четвёрка ЛА-5 помешала прицельному бомбометанию группе Ю-88. Факт сбитого самолёта ФВ-190 с убитым лётчиком подтверждают 81 стрелковый полк, 5 артдивизион и 96 медсанбат (в наградном листе на Героя Советского Союза от 22 ноября 1943 года этот эпизод описан несколько иначе – цитирую: «…Тов. Гусаров, после двух атак за облаками по ФВ-190, который ушёл вниз под облака – пробил облачность и мгновенно, увидя перед собой ФВ-190, не имея боеприпасов, принял решение (нанести) таранный удар, который произошёл мгновенно в кабину самолёта ФВ-190. При ударе тов.Гусарова выбросило из кабины на высоте 3500-4000 метров, потерял сознание, придя в себя на высоте 800-500 метров, открыл парашют и приземлился без сознания, его подобрал 91 санбат. Самолёт ФВ-190 и ЛА-5 упали вместе с убитым немецким лётчиком» - А.П.).

Одна из самых больших групповых воздушных схваток в орловском небе произошла в день освобождения Орла (цитирую наградной лист на капитана Гусарова, подписанный командиром 486 ИАП 11 августа 1943 года – А.П.):

«5 августа 1943 года, во время наступления наших войск на Орловско-Курском направлении, прикрывая группой в 9 самолётов ЛА-5 наступательные действия наших войск (командир группы майор Медведев), в районе Кутафино, на высоте 1800 метров, произошла встреча с группой до 60 самолётов Ю-87, прикрывавшихся 7-ю самолётами ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою шестью самолётами ЛА-5 было сбито 18 самолётов Ю-87 и два ФВ-190. В этом бою тов.Гусаров сбил лично два Ю-87 и один ФВ-190, которые упали севернее Кутафино».

Командир 486 ИАП майор Медведев писал, что его заместитель и штурман заслуживает награждения орденом Ленина. Но вышестоящее начальство снова решило иначе: и в сентябре 1943 года – 16 и 29 числа - приказами 16 Воздушной Армии капитан Гусаров был награждён двумя орденами Красного Знамени.

В конце войны и в мирной жизни

После победы на Курской дуге наши войска стремительно преследовали врага на Украине. В ответ на это немцы решили выстроить у Днепра эшелонированную оборону. Капитан Гусаров обеспечивал авиационное прикрытие наших войск при форсировании Днепра, сбив при этом ещё несколько немецких самолётов.

22 ноября 1943 года командир 486 ИАП майор Медведев подписал большой наградной лист на своего заместителя и штурмана, с перечислением всех сбитых им вражеских самолётов и других достижений, утверждая, что капитан Гусаров достоин присвоения ему звания Героя Советского Союза.  С этим предложением согласились командир 279 истребительной авиадивизии полковник Дементьев и другие вышестоящие начальники, включая командующего войсками Белорусского фронта генерала армии Константина Рокоссовского. Указом Президиума Верховного Совета СССР за «…образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» звание Героя Советского Союза майору (да, уже майору – А.П.) Николаю Михайловичу Гусарову было присвоено 4 февраля 1944 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

5-10. Наградной лист на Героя Советского Союза Н.М.Гусарова (№2)

К этому времени, к ноябрю 1943 года, на счету майора Гусарова было 432 боевых вылета (в предыдущем наградном листе от 11 августа 1943 года  уже говорилось о 495 боевых вылетах – А.П.), в 69 воздушных боях он сбил лично 15 и в составе группы 14 самолётов противника.

После победы на Курской дуге майор Гусаров обеспечивал авиационное прикрытие наших войск при форсировании Днепра, а в начале 1944 года его перебросили в Молдавию, в распоряжение Второго Украинского фронта. За период с 20 августа по 27 октября 1944 года заместитель командира 486 ИАП произвёл лично 32 успешных боевых вылета, из них – на сопровождение штурмовиков ИЛ-2 в район боевых действий – 19 вылетов, на прикрытие своих войск на поле боя – 12, на разведку аэродромов противника – 1. Во всех вылетах  Гусаров являлся ведущим  группы, и благодаря его умелому руководству все боевые задания успешно выполнялись. За это же время майор провёл три воздушных боя и сбил лично один ФВ-190.

Приказом войскам 5 Воздушной Армии №010/н от 18 января 1945 года Николай Михайлович Гусаров был удостоен ордена Александра Невского.

Последней военной наградой нашего героического земляка стал орден Отечественной войны 1 степени  - «…за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» (приказ войскам 5 Воздушной Армии №0122/н от 11 июня 1945 год).

Герой Советского Союза Гусаров Н.М. (1945 год)

Согласно подсчётам военных историков, пройдя всю войну от первого её дня и до последнего, Николай Гусаров совершил 501 боевой вылет, сбил не менее 30 вражеских самолётов (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 14 групповых побед). День Победы Николай Михайлович встретил в Чехословакии. 24 июня 1945 года он был участником Парада Победы на Красной площади.

Гусаров Николай Михайлович в послевоенные годы

После окончания войны Гусаров военную карьеру продолжил. В 1949 году он окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был командиром полка, лично испытывал новые военные самолёты. В 1953 году во время одного из испытательных полётов подполковник Гусаров сумел посадить загоревшийся самолёт, но сильно обгорел сам, почти потерял слух. В 1955 году по состоянию здоровья он вышел в запас в звании полковника, заслужив уже в мирное время два ордена Красной Звезды (1951 и 1955 годы) и медаль «За боевые заслуги» (1946 год).

После отставки Николай Михайлович поселился в г. Железнодорожном (Подмосковье), который в настоящее время входит в состав подмосковной Балашихи. Как человек неординарный во всём,  вместо полагавшейся ему по статусу административной работы устроился в 1959 году на Кучинский керамический комбинат  простым рабочим - обжигальщиком в цехе пеностекла. Трудился на заводе вплоть до своей скоропостижной смерти 3 сентября 1979 года. Похоронили Героя в Балашихе на Пуршевском кладбище.

В 1995 году на стене Кучинского керамического комбината установили мемориальную доску в честь Героя Советского Союза - рабочего-обжигальщика Н.М. Гусарова. Бюст Героя стоит на его родине, в посёлке Колпна  в «Сквере Героев».

Бюст Героя в Колпне

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (31.07.2023)
Читали статью: 142 | Теги: Герой Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.