Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

За 39 дней до Победы (Герой Советского Союза Николай Капустников)
Опубликовано: 28.08.2023.

Вначале – несколько слов о географии. На карте Орловской области в настоящее время имеются село Верхняя Любовша в Краснозоренском районе и посёлок Нижняя Любовша в Верховском районе. Вплоть до 1927 года существовало также село Любовша Нижняя (Покровское), которое сейчас именуется просто Покровское, и расположено оно в Краснозоренском районе.

Почему я обращаю внимание читателя на эти моменты? Да потому, что Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик Николай Ильич Капустников родился в здешних местах, в Любовше. Но в какой именно? В разных источниках сообщается об этом по-разному.

Кавалерист – столяр-механик - лётчик

Путаницу создал двухтомный словарь «Герои Советского Союза», в первом томе которого (Москва, Воениздат, 1987 год), на странице 622, о месте рождения Николая Капустникова сказано, что он – уроженец п.Нижняя Любовша Верховского района. Вслед за словарём эту информацию начали повторять и другие печатные и электронные СМИ. На самом же деле, Николай Ильич Капустников появился на свет 21 июня 1922 года в селе Нижняя Любовша Краснозоренского района.

Доказательством этому служат найденные мною сведения из «Журнала боевых действий 227 штурмовой авиадивизии за период с 01.04. 1945 по 30.04.1945 (ЦАМО, Фонд: 20213, Опись: 1, Дело: 35, Лист начала документа в деле: 215), в которых приведена (уникальный случай для такого рода документа – А.П.) подробная биография Николая Ильича Капустникова. В ней прямо сказано, что он «родился в 1922 году в Краснозоринском районе, в селе Н.Любовша в семье крестьянина-бедняка». Чуть ниже я с помощью этих данных из ЖБД 227 ШАД уточню некоторые факты жизни и боевой деятельности лётчика Капустникова.

Наши орловские краеведы, в принципе, давно разобрались с этими данными, потому верховские не считают Капустникова своим земляком, а вот краснозоренские – наоборот, утверждают это, и памятную плиту Николаю Ильичу они в центре села Красная Заря  установили давно. Пожалуй, достаточно о месте рождения. Перехожу непосредственно к биографии и боевой деятельности Героя.

Николай Капустников в 5 лет остался без отца. Маме, Агафье Петровне,  пришлось, в целях заработка, из родного села переехать в город Шахты Ростовской области. Жила она на улице Садовой, в доме 12-в, в квартире под № 40. А Николай в 1930 году поступил в неполную среднюю школу в родном селе Нижняя Любовша и окончил её в 1937 году с отличными показателями. Затем он переехал в город Шахты Ростовской области, по месту работы матери, и поступил там в кавалерийскую школу ОСОАВИАХима. Четыре месяца Николай являлся курсантом этой школы, а последующие 9 месяцев – инструктором, обучая молодые кадры.

В 1938 году  он поступил на учёбу в Ростовский столярно-механический техникум и успешно окончил его в 1940 году. Но работа по полученной специальности его не устроила (цитирую ЖБД – А.П.): «Его молодой ум непрерывно сверлит мысль – быть лётчиком, связать свою жизнь с авиацией». Поэтому он в 1940 году уехал в Тулу и поступил там в аэроклуб, где «с блестящими показателями осваивал сложное дело лётчика».

По окончании аэроклуба в апреле 1941 года Николай Капустников по спецнабору Тульским райвоенкоматом был призван в Красную Армию и направлен в курсанты Ульяновской школы пилотов. Обучаясь в ней, Николай вступил в члены ВЛКСМ.

«Отлично посадил самолёт на одну ногу»

В мае 1943 года он окончил школу пилотов только с отличными оценками и со званием младшего лейтенанта. В конце этого же месяца молодого командира направили в 637 штурмовой авиаполк на должность лётчика. В полку Капустников блестяще прошёл программу по боевому применению и показал образцы техники пилотирования и боевого применения Ил-2, получив несколько благодарностей от начальства за отличную работу.

В конце октября 1943 года младший лейтенанта Капустников в составе полка перелетел с аэродрома Дятьково (тогда – Орловская, а ныне – Брянская область) на 1-ый Украинский фронт, и с 1 ноября 1943 года начал своё участие в боевых вылетах.

С самого первого из них Капустников проявил смелость, отвагу и умение владеть на поле боя таким грозным оружием, каким являлся штурмовик Ил-2. Цитирую ЖБД: «В каждом своём вылете он дерзал и с исключительной эффективностью обрушивал бомбовые удары по врагу. Смелость, внезапность и презрение к смерти были законом штурмовика Капустникова».

В течение двух месяцев (ноябрь-декабрь 1943 года) младший лейтенант показал такие результаты боевой работы, что в первых числах января 1944 года командир 637 ШАП, полковник Басенко подписал наградной лист на своего лётчика (цитирую – А.П.):

«За время пребывания на 1 Украинском фронте в составе 637 ШАП младший лейтенант Капустников произвёл 18 успешных боевых вылетов. За короткий срок пребывания на фронте он отлично овладел тактикой по штурмовке войск противника и применения всей мощи своего оружия. Летает в сложных метеоусловиях и с большим желанием. В каждом боевом вылете умеет найти врага и метко разит его, проявляя при этом мужество и отвагу.

24 ноября 1943 года, во время атаки танков в районе Кочерово (село в Радомышльском районе Житомирской области Украины – А.П.) на самолёте тов.Капустникова огнём зенитной артиллерии был повреждён замок ломающего подкоса левой ноги, и тов. Капустников отлично посадил самолёт на одну ногу и не вывел боевой самолёт из строя.

28 ноября 1943 года, выполняя боевое задание по штурмовке танков противника в районе Высокое – Мерячево в составе 6 Ил-2, группа попала под сильный огонь зенитной артиллерии. Младший лейтенант Капустников, идя замыкающим, обнаружил батарею, ведшую огонь по группе, и всей мощью своего огня обрушился на вражескую батарею. Батарея огонь прекратила, группа спокойно обрабатывала цель. В результате группой было уничтожено: 4 танка, 8 автомашин, 4 точки зенитной артиллерии. Лично Капустниковым уничтожено: 1 танк, 2 автомашины и одна точка ЗА, что подтвердили капитан Лесько и старший сержант Чиликин».

Ноги, лом и молоток – для взлёта

А вот то, что случилось 1 января 1944 году, вообще надо изучать, как пособие для лётчиков никогда не терять хладнокровия и использовать все возможности для спасения самолёта (цитирую – А.П.): «1 января 1944 года, во время атаки танков в районе Троянов (село в Житомирской области Украины – А.П.) огнём зенитной артиллерии на самолёте Капустникова были повреждены правый элерон, плоскость, и снесена вся обшивка правой стороны центроплана. Самолёт сильно кренило вправо и не давало возможности развернуть. Капустников, из всех сил поддерживая крен двумя руками, перетянул линию фронта, сел нормально на колёса в районе Иванковцы (та же область – А.П.), в одном километре от позиции немцев, и под огнём противника  с воздушным стрелком ногами примяли обшивку (ты представляешь себе такую картину, читатель? – А.П.), отбили болтающуюся бронещёчку (она мешала лететь, тормозила – А.П.), произвели взлёт, и Капустников повёл свой самолёт на аэродром. Но ввиду тяжести управления повреждённого самолёта тов.Капустников выбился из сил и вынужден был вторично произвести посадку в районе Бородянки. Нашёл здесь железнодорожного мастера, взял у него лом и молоток, тщательно примял обшивку, снова взлетел и привёл самолёт на свой аэродром». (Это просто сюрреализм какой-то, а не полёт – А.П.).

«В результате штурмовых и бомбардировочных действий за 18 успешных боевых вылетов тов.Капустников уничтожил: танков – 10, автомашин с грузом и солдатами – 8, подавлено точек ЗА – 12, взорван склад ГСМ, уничтожено 25 солдат».

Приказом №016/н от 24 января 1944 года по Второй Воздушной армии младший лейтенант Николай Ильич Капустников за перечисленные боевые достижения был удостоен ордена Красного Знамени. Эта награда стала для него первой, но потом были ещё три в 1944 году: Отечественной войны 1 степени, Красное Знамя и  Александра Невского. Читая наградные листы на Николая Капустникова, можно удивляться не только его результативности, но и точным, грамотным и беспощадным для противника действиям. Для него не существовало препятствий в виде зенитной артиллерии противника: он каждый раз умело подавлял её всей огневой мощью.

1 апреля 1945 года для самолёта №12460

Впрочем, не находили спасения от его бомб и пушек вражеские танки, орудия, автомашины, железнодорожные составы, живая сила – и самолёты противника: их на счету Николая Капустникова целых пять штук, сбитых в воздушном бою и ещё семь – уничтоженных на земле. Для лётчика-штурмовика – это блестящий результат.

Когда 16 ноября 1944 года (спустя год участия Капустникова в боях) командир 637 ШАП подполковник Басенко писал на своего уже лейтенанта и командира авиаэскадрильи очередной наградной лист, представляя его к званию Героя Советского Союза, то перечисление боевых достижений Николая Капустникова заняло пять  страниц (такого я ранее не встречал – А.П.). Командир 227 штурмовой авиадивизии полковник Обухов своё согласие дал 15 декабря 1944 года, командир 8 штурмового авиакорпуса генерал-лейтенант Нанейшвили подписал документ 20 декабря, командующий 8 Воздушной армией, генерал-лейтенант авиации Жданов – 31 декабря 1944 года. 19 января 1945 года утвердил представление командующий 4 Украинским фронтом генерал армии И.Петров, и наградной лист отправился в Президиум Верховного Совета СССР.

Но…там процесс подзатянулся, и Николай Ильич Капустников Указа не дождался, ему не довелось носить на своей груди «Золотую Звезду» Героя.

Во всех источниках, включая сайт «Герои страны» и «Списки безвозвратных потерь 227 ШАП», написано, что старший лейтенант Капустников погиб 2 апреля 1945 года. Однако, изучая «Журнал боевых действий 227 штурмовой авиадивизии за период с 01.04. 1945 по 30.04.1945» (ЦАМО, Фонд: 20213, Опись: 1, Дело: 35, Лист начала документа в деле: 215), я нашёл запись от 1 апреля 1944 года, согласно которой в этот день 227 ШАП понесла свои потери (цитирую – А.П.):

«Лётчик, старший лейтенант Капустников, воздушный стрелок младший сержант Кравцов (637 ШАП) не вернулись с боевого задания. Во время атаки цели были сбиты истребительной авиацией противника (да, не зенитной артиллерией, а самолётом  врага – А.П.) в момент входа в пикирование. После атаки истребителя противника самолёт Капустникова в беспорядочном падении врезался в землю на восточном берегу озера, что западнее Сырын. Экипаж погиб, самолёт сгорел (№ самолёта 12460)».

Биография командира эскадрильи 637 ШАП в ЖБД 227 штурмовой авиадивизии заняла, как и его наградной лист, - пять страниц. Цитирую последние абзацы из неё: «…Всего тов. Капустниковым с ноября 1943 года по апрель 1945 года совершено 136 успешных боевых вылетов, из них: в Карпатах – 49 вылетов, и ведущим групп – 73 боевых вылета.

Им уничтожено: танков – 31, автомашин – 79, точек зенитной артиллерии – 23, блиндажей – 6, подвод с боеприпасами и живой силой противника  - 12, арторудий – 11, солдат и офицеров противника – до 350, создан 1 взрыв и 7 очагов пожара. В воздушных боях им сбито лично 5 самолётов противника и уничтожено 7 самолётов на земле.

Смерть вырвала из наших рядов бесстрашного воина, прекрасного командира и организатора, лучшего боевого друга Николая Капустникова. Лётный и технический состав поклялся ещё сильнее мстить немецким извергам за смерть нашего любимца Капустникова. Пусть немецкие захватчики заплатят тысячью поганых жизней за смерть сына нашей Родины Николая Капустникова»…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, лейтенанту Капустникову Николаю Ильичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Согласно «Именному списку безвозвратных потерь 8 штурмового авиационного Львовского корпуса за отчётный период на 20 апреля 1945 года» командир авиаэскадрильи 637 ШАП, старший лейтенант Николай Ильич Капустников и его воздушный стрелок, младший сержант Александр Никитович Кравцов были похоронены в населённом пункте Градовице, в 9 км северо-восточнее города Зорау (Жары) Любушского воеводства Польши. В этом списке датой их гибели в воздушном бою названо 2 апреля 1945 года.

Бюст Н. И. Капустникова установлен на Аллее Героев в городском парке города Шахты. Памятная плита есть и на Аллее Героев в центре села Красная Заря.

Герой Советского Союза Капустников Николай Ильич

Он же - в фото студии

3-8. Наградной лист Героя

Список безвозвратных потерь (фамилия Капустникова - вторая сверху)

Страница ЖБД 227 ШАД за 1 апреля 1945 года с биографией Н.И.Капустникова

Г.Шахты. Бюст на Аллее Героев

Памятная плита в с.Красная Заря

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (28.08.2023)
Читали статью: 106 | Теги: Герой Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
18.05.2024
Гадать смысла нет, надо иметь документальные подтверждения, а у меня пока таковых не имеется.

18.05.2024
Александр Михайлович, могли ли вышеуказанные минёры команды Покровского райсовета Осовиахима взорвать церковь Покрова П.Б. в п.Покровское?

21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.