Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Покровского края » История Покровского края до 1917 года

Владимир Птицын и его очерк «Современная деревня»
Опубликовано: 26.01.2024.

На сайте «Мастера» к настоящему времени было опубликовано уже три материала, посвящённых нашему земляку-орловчанину, юристу, писателю, краеведу Владимиру Птицыну. Последний по времени появления - от 24 декабря 2023 года. Я написал его благодаря документам (копиям), присланным мне Еленой Александрович, о которой я уже упоминал. И вот на днях жительница Подмосковья прислала ещё несколько очень интересных документов, имеющих непосредственное отношение к жизни и творчеству её предка. Она даже набрала тексты этих документов, за что ей отдельное большое спасибо. Я начну с истории, посвящённой написанному, но неопубликованному Владимиром Птицыным очерку под названием «Современная деревня». Думаю, внимательный читатель получит при его чтении удовольствие. Итак, цитирую документы (Александр Полынкин).

«Присяжный Поверенный г. Санкт-Петербурга Птицын Владимир Васильевич написал очерк «Современная деревня» в декабре 1901 года, который был прочитан в виде доклада в Русском Собрании, членом которого состоял Владимир Васильевич. Он хотел напечатать эту рукопись для широкого круга читателей и обратился в СПб Цензурный Комитет. Комитет не дозволил к напечатанию брошюры, что вызвало ответные жалобы Птицына. Цензор Елагин, поясняет, почему рукопись удержали при Цензурном Комитете и запретили к печати: из-за слишком тенденциозного освещения автором русской действительности, а также осуждения действий администрации и финансового ведомства.

Брошюра, состоящая из 8 глав на 28 страницах, напечатанных на Ремингтоне (печатная машинка), заключает в себе личные наблюдения автора в Воронежской, Витебской и Псковской губерниях. Самыми мрачными красками он рисует положение современной русской деревни.

 «С 1861 года начинается экономический упадок Воронежской губернии, - говорит Птицын. - Три главных несчастия довели этот край до такого разорения и обнищания: сведение помещиками своих лесов, запашка крестьянами своих лугов и сокращение крестьянского земельного надела. Уничтожение лесов - есть сполна грех крупных помещиков, тем более что вырученные за леса миллионы, были проедены и в лучшем и редком случае издержаны на воспитание детей в привилегированных заведениях. Запашки крестьянами своих лугов - явление неизбежное при сокращении наделов до десятины и менее на душу и при чересполосности (расположение земельных участков с одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками). Между тем, в травосеянии всё спасение, вся судьба русского крестьянства. Когда придёт некогда день, в который факт общего падения народного хозяйства и обнищания народа, как плательщика податей, убедят, наконец, и правительство,  и земства принять экстренные и всеобщие меры к развитию крестьянского травосеяния, то будет уже поздно: земледельческая Россия, наша «великая Троя» погибнет и настанет время возможности осуществления самых далёких идеалов марксистов, а государство и земство могут отойти на второй план».

Обращаясь к современной общине, г. Птицын полагает, что самобытная русская община в настоящее время существует лишь нелегально у сектантов да в далёких глухих сибирских деревнях, куда никакое начальство по целым годам не заезжает. Крестьянское самоуправление в лице волостного правления и сельского и волостного сходов со старшиной и старостами, по существу, просто полицейское и податное управление. Волостные правления всего меньше работают на крестьян, которые их содержат исключительно на свои средства. Это такая наша государственная несправедливость по отношению к крестьянам, перед которою бледнеют все другие, а их у нас так много. Волостные и сельские сходы занимаются по преимуществу распределением налогов, назначением розог и кутузки недоимщикам. Наконец, крестьянские представители, выборы которых происходят под давлением или прямо по указанию земского начальника или исправника, занимаются главным образом сниманием и подаванием калош и шубы начальству. Частная крестьянская жизнь характеризуется по словам автора тремя признаками: безысходной прогрессирующей нищетой, глубочайшим невежеством и непосильным, задавившим крестьян бременем податей, налогов и всяких сборов.

«Весною, - говорит г. Птицын, - стыдно и тяжело войти в деревню: крыши разобраны на корм скоту «тасканской» породы от слова «таскать» ибо вследствие отощания приходится тащить скот за хвосты, оборванный, озлобленный, нищенский вид взрослых, ужасающая неопрятность в избах, спаньё вповалку, сифилис, трахома и чесотка у детей, соска из нажёванного чёрного хлеба, вместо молока – родные картины».

Глава четвертая посвящена народному образованию. «По степени народного невежества и безграмотности, - замечает г. Птицын, - нашей милой родине принадлежит, как известно, не только никем у неё не оспариваемое самое первое место среди образованных народов, но и одно из первых мест среди полуобразованных народов Востока. Во главе народного просвещения, как у буддистов, так и магометан, стоит духовенство и стоит оно на этом посту не принудительно, не по указке, и из-под палки обер-прокурора, как в иных вероисповеданиях, а свободно, единственно по сознанию своего учительского долга пред народом и не уступает никому своих учительских обязанностей, в то время как наше русское православное духовенство по своему умственному и нравственному убожеству, своекорыстию и веками воспитанной лени, героически борется, всячески отказываясь и отбиваясь от учительских своих обязанностей по отношению к народу за недосугом по случаю совершения приходских «треб». Наше крестьянство отличается крайним невежеством во всех отношениях. Обработка земли и скотоводство поставлено неизмеримо хуже, чем у помещиков, ибо крестьянские дети не получают в школе никаких сведений по сельскому хозяйству, а по 3-4 году зубрят псалмы».

В 5 главе г. Птицын говорит о податях и недоимках. «Представляется непонятным на первый взгляд, как, какими волшебными средствами с того царства нищих, какое представляет собой в настоящее время русское крестьянство, наше финансовое ведомство ухитряется собирать в год целые сотни миллионов податей и разного рода сборов? Ответ на этот вопрос может дать лишь наша превосходная, единственная и неподражаемая система взимания податей и налогов, год от году улучшаемая, справедливая гордость нашего финансового ведомства, несмотря на все пристрастные нападки на неё, и на финансовое ведомство некоторых публицистов, как Сергея Фёдоровича Шарапова, члена Русского Собрания и многих других, не могущими примириться с широкими государственными задачами нашего финансового ведомства. Сколько же платит крестьянин всяких сборов? От восьмой до шестой части всех доходов. Цифра сама по себе огромная, особенно если иметь ввиду, что даже в Турции славянская райя (податное население в Османских странах) обязана платить падишаху всего десятину, десятую часть своих доходов. Крестьянские подати, кроме того, вдесятеро тяжелее городских. Что касается взимания государственных и земских налогов, то существует две системы: одна для взыскания с дворян – помещиков, другая для выколачивания податей и недоимок с крестьян. В первом случае казна бессильна, во втором сильнее Самсона (ветхозаветный судья-герой). Распродаётся всё имущество недоимщиков, сами недоимщики выдерживаются в волостных кутузках. Губернаторы и исправники получают обязательные награды за успешное взыскание недоимок. За неуплату податей в срок полагается, как известно, пеня, которая определяется в 12% годовых, т.е. на самой границе ростовщических процентов. Самые тяжкие и самые несправедливые для крестьян – это выкупные подати, благодаря которым очень большому при этом взимаемому проценту за выкупную ссуду по 6 % в год и почти ростовщической пени в 12 % никогда, конечно, крестьянин не расплатится. Но для казны это самая милая и выгодная банкирская операция, потому что с 1861 года крестьяне одними только процентами выплатили казне сумму втрое большую, чем весь их выкупной долг и остались,  тем не менее, столько же должны казне, без всякой надежды когда-нибудь расквитаться с ней. Теперь, надеюсь, понятно, - говорит автор, - что с такими чудными классическими банкирскими операциями, как выкупная и с вышеописанными способами взыскания податей и недоимок совсем не так уже трудно собрать сотни миллионов рублей ежегодно, даже с нищего народа и в конец разорённой страны.

Если бы знаменитые финансисты 17-го века (Мазарини, Фуке, Кольбер), и 18-го века (Тюрго, Неккер), и даже сам великий министр финансов, и член французской академии Джон Ло могли теперь встать из гробов своих и посмотреть на наши системы собирания и увеличения доходов государства, они бы шапки сняли перед нашим финансовым ведомством и должны были признаться, что в этом деле они, бессмертные в памяти и гневе народов за свои финансовые подвиги, просто мальчишки и щенки, сравнительно с нашими финансистами».

Коснувшись затем отношения земств и помещиков к деревне г. Птицын задаётся вопросом: «В чём спасение деревни? Следует уничтожить современную, никуда негодную, сословную полицейскую полурабскую волость, и организовать всесословную в качестве мелкой земской единицы».

Крайне тенденциозное освещение русской действительности и резкое осуждение действий администрации и финансового ведомства являются совершенно неудобными в небольшой брошюре, написанной при том очень популярно. Согласно ст.97 Устава о цензуре и печати цензор полагает рукопись г. Птицына к печати не дозволять.

Определено: вышеназванную рукопись, на основании указанной Цензором статьи закона, к печати не разрешать».

Прошение Владимира Птицына - очередная попытка добиться печатания рукописи

Послесловие. Да, рукопись Владимира Птицына так и не была напечатана, как ни пытался он это сделать.

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Покровского края до 1917 года | Добавил: admin (26.01.2024)
Читали статью: 147 | Теги: Птицын
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.