Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

Священники Иножарские
Опубликовано: 22.04.2014.

В прошлом году я приступил к созданию очерков, посвящённых сёлам и храмам Орловщины. Первым из материалов стал рассказ о селе Горки и его Преображенском храме (9 декабря 2013 году – ссылка). Я начал с этого стариннейшего села и его церкви потому, что это приход моих предков.

Указатель на шоссе Орёл-Брянск

В очерке я упомянул об одном из священнослужителей Преображенской церкви – Ксенофонте Иножарском. Цитирую отрывок:

«Ксенофонт Никитич Иножарский, по окончании в 1835 году Орловского духовного училища, прослужил в Горках более 40 лет и у своих прихожан пользовался огромным уважением. Он для каждого пришедшего  в храм мог найти нужные слова».

А спустя некоторое время после публикации на адрес сайта «Мастера» пришло письмо от одного из читателей, оказавшегося родственником Ксенофонта Иножарского. Я ответил автору послания, и между нами завязалась переписка, в ходе которой мои сведения не только об упомянутом священнике, но и о многих других Иножарских основательно  пополнились. И всё это – благодаря Михаилу Ивановичу Романову, заинтересованному человеку, собирателю семейного архива. Он живёт в Павлово-Посадском районе Московской области, но тесно связан с теми регионами, где когда-то служили Богу и людям его предки. Ксенофонт Иножарский – прапрадед Михаила Ивановича Романова.

О  многочисленном священническом семействе Иножарских Михаилу Ивановичу удалось собрать из различных источников богатый материал, которым он щедро поделился со мной.

Итак, начнём с Ксенофонта Никитича Иножарского.

Для начала скажу  о том, что место рождения его нам точно не известно,  но, предположительно – его предки (судя по фамилии) – польских кровей, переселившиеся на Украину.

Сын  псаломщика, Ксенофонт Иножарский  родился в 1812 году,  окончил в 1835 году, во втором разряде,  полный курс Орловской духовной  семинарии  (тут я сразу исправлю собственную ошибку и сделаю небольшое пояснение. Ксенофонт Никитич закончил именно Орловскую духовную семинарию, успешность обучения в которой  определялась тремя разрядами: лучшие ученики проходили по первому  – А.П.).

 29 декабря 1835 года епископ Орловский и Севский Никодим  посвятил Ксенофонта Иножарского в священники храма в селе Рождественском Мценской округи.  Но служил  новый батюшка  там недолго:  20 апреля 1838 года он был переведён в село Горки Карачевского уезда Орловской губернии.

Улица села Горки (фото 2009 года)

Отец Ксенофонт подвизался здесь  более сорока лет, заслужив огромный авторитет и уважение у всех своих прихожан.  При нем был построен новый храм  Преображения Господня, который создавался  почти 20 лет.

(Официально считается, что Преображенский храм был освящён в 1862 году, но, по всей видимости, церковные службы в одном  из трёх его приделов начались   с  1856 года,  поскольку в сохранившихся за этот период метрических записях  бывший Никольский храм села Горки  уже с этого момента  именуется как храм Преображения Господня – А.П.).

Отец Ксенофонт после освящения храма продолжил заботы о его благоустройстве, в 1865 году его усилиями была устроена церковная ограда.

В течение многих лет службы он являлся помощника депутата  и депутатом. За долголетнее и верное служение Ксенофонт Иножарский  был награжден набедренником, скуфьей, а в 1877 году – камилавкой (для большинства сельских священников Российской империи это была высшая награда, которой удостаивались батюшки, отслужившие 40 и более лет – А.П.).

 У отца Ксенофонта и его супруги Параскевы Егоровны родилось шесть сыновей. Первый из них,  Илья, появился на свет в 1837 году ещё в селе Рождественском Мценского уезда. Остальные: Иоанн, Павел, Николай, Георгий – и снова Павел – родились уже в селе Горки.

17 мая 1856 года в семье Иножарских случилась трагедия: были  «затоплены сильною грозою в воде» сразу двое сыновей – 13-летний Павел и 10-летний Николай, ученики 2-ого Орловского духовного уездного училища. Отец Ксенофонт не пал духом – поддерживал матушку словами и делами, не забывая и о прихожанах: ведь в том 1856 году во время эпидемии оспы умерло сразу 40 детей местных крестьян.

Спустя два года после трагедии  на матушку и отца Ксенофонта снизошла благодать Божья: у них родился сын, которого они назвали Павлом, в честь старшего из погибших детей.

Все четверо оставшихся сыновей священника Иножарского, по примеру и образу отца, выбрали священническую карьеру.

Самый старший из детей, Илья Ксенофонтович, окончил Орловскую Духовную семинарию в 1859 году. 11 ноября 1860 года он женился на Екатерине, дочери Карачевского священника Александра Кутепова. К сожалению, служебная стезя священника Ильи Иножарского в Воскресенской церкви города Карачева оказалось короткой:  с 1861 по 1868 год. Он скоропостижно скончался  31 года от роду.

Священник Иоанн Ксенофонтович Иножарский родился в 1840 году. В 1863 году окончил Орловскую Духовную семинарию (23-ий выпуск, первый  разряд). Начинал служить в селе Речицы Карачевского уезда диаконом. В 1866 году Иоанна Иножарского  рукоположили  в священники в том же селе.

В 1868 году отец Иоанн был переведен в Воскресенский храм, бывшей Тихоновой пустыни города  Карачева, на место умершего в том же году своего старшего брата - священника Ильи Иножарского. В 1872 году священник Иоанн Иножарский был награжден набедренником, в 1877 году -  назначен помощником благочинного и награждён скуфьёй. С того же года отец Иоанн неоднократно выбирался депутатом окружного и епархиального съездов и на должность делопроизводителя этих съездов. Очень грамотный в вопросах богословия, Иоанн Иножарский с 1874 года неоднократно публиковался в «Орловских Епархиальных Ведомостях».

С 1880-ого по 1901 год он служил (последнее время – за штатом) в храмах сёл Пречистенское-Быково, Ливенского уезда, и  Предтечева, Елецкого уезда.

У священника Иоанна Иножарского и его супруги Варвары Максимовны, урожденной Нецветаевой, было пятеро детей:  Софья (1866 года рождения),  Василий, окончивший курс Ливенского духовного училища в 1885 году, Екатерина (1871 года, в замужестве Морозова, супруга священника Аркадия Морозова),  Николай (1876 года рождения), Илья (1887 года рождения).

Иоанн Ксенофонтович Иножарский умер под праздник Рождества Богородицы 7 сентября 1901 года.

Третий из сыновей, Георгий Ксенофонтович Иножарский, родился в 1855 году.  Окончил курс богословских наук в Орловской Духовной семинарии во втором разряде. 15 июня 1880 года был определен учителем в приходское училище села Скарятина Малоархангельского уезда (ныне -  Верховского района Орловской области – А.П.). Преосвященнейшим Симеоном, епископом Орловским и Севским, 26 июня 1883 года Георгий Иножарский  был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Воскресенского, что на Мезине, Орловского уезда. Неоднократно избирался

депутатом и наблюдателем  церковно-приходских школ и школ грамоты. Отец Георгий за служение был награжден набедренником.

У него и его жены Ольги Федоровны родилось четверо детей: Анастасия, Анатолий, Антонина и Вениамин. Умер Георгий Ксенофонтович Иножарский 23 января 1895 года. Погребен в селе Троицкое-Скарятино Малоархангельского уезда по благословению Его Преосвященства.

 Самый младший из сыновей Ксенофонта Иножарского – Павел. Он  родился 4 октября 1858 года.

Архивная справка Государственного архива Брянской области

После окончания курса наук в Орловской Духовной семинарии в первом разряде, 7 октября 1891 года Преосвященнейшим Мисаилом, епископом Орловским и Севским, был определен на псаломническое место к Николаевскому собору города Мценска. Тем же епископом  рукоположен во священника к Христорождественской церкви села  Городище Болховского уезда 9 августа 1892 года.

1 марта 1893 года отца Павла  утверждили  в должности законоучителя местного земского училища. 14 января 1898 года он был награжден набедренником. У Павла Ксенофонтовича и его жены Варвары Васильевны (дочери священника) родилось трое детей:  Григорий, Константин и Алексей. Умер отец Павел 21 августа  1900 года в возрасте 41 года. Погребен он на приходском кладбище села Городища.

Так получилось, что и сам отец Ксенофонт Иножарский, и все четыре его сына, закончив Орловскую Духовную семинарию, служили Богу и своим прихожанам в различных сёлах Орловской губернии и похоронили их на Орловской земле.

Внукам же Ксенофонта Никитича выпало другое, более трагическое для духовного сословия, время. Но об этом – отдельная история

(продолжение следует)

Александр Полынкин


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (22.04.2014)
Читали статью: 2664
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.