В прошлом году я приступил к созданию очерков, посвящённых сёлам и храмам Орловщины. Первым из материалов стал рассказ о селе Горки и его Преображенском храме (9 декабря 2013 году – ссылка). Я начал с этого стариннейшего села и его церкви потому, что это приход моих предков.
Указатель на шоссе Орёл-Брянск
В очерке я упомянул об одном из священнослужителей Преображенской церкви – Ксенофонте Иножарском. Цитирую отрывок:
«Ксенофонт Никитич Иножарский, по окончании в 1835 году Орловского духовного училища, прослужил в Горках более 40 лет и у своих прихожан пользовался огромным уважением. Он для каждого пришедшего в храм мог найти нужные слова».
А спустя некоторое время после публикации на адрес сайта «Мастера» пришло письмо от одного из читателей, оказавшегося родственником Ксенофонта Иножарского. Я ответил автору послания, и между нами завязалась переписка, в ходе которой мои сведения не только об упомянутом священнике, но и о многих других Иножарских основательно пополнились. И всё это – благодаря Михаилу Ивановичу Романову, заинтересованному человеку, собирателю семейного архива. Он живёт в Павлово-Посадском районе Московской области, но тесно связан с теми регионами, где когда-то служили Богу и людям его предки. Ксенофонт Иножарский – прапрадед Михаила Ивановича Романова.
О многочисленном священническом семействе Иножарских Михаилу Ивановичу удалось собрать из различных источников богатый материал, которым он щедро поделился со мной.
Итак, начнём с Ксенофонта Никитича Иножарского.
Для начала скажу о том, что место рождения его нам точно не известно, но, предположительно – его предки (судя по фамилии) – польских кровей, переселившиеся на Украину.
Сын псаломщика, Ксенофонт Иножарский родился в 1812 году, окончил в 1835 году, во втором разряде, полный курс Орловской духовной семинарии (тут я сразу исправлю собственную ошибку и сделаю небольшое пояснение. Ксенофонт Никитич закончил именно Орловскую духовную семинарию, успешность обучения в которой определялась тремя разрядами: лучшие ученики проходили по первому – А.П.).
29 декабря 1835 года епископ Орловский и Севский Никодим посвятил Ксенофонта Иножарского в священники храма в селе Рождественском Мценской округи. Но служил новый батюшка там недолго: 20 апреля 1838 года он был переведён в село Горки Карачевского уезда Орловской губернии.
Улица села Горки (фото 2009 года)
Отец Ксенофонт подвизался здесь более сорока лет, заслужив огромный авторитет и уважение у всех своих прихожан. При нем был построен новый храм Преображения Господня, который создавался почти 20 лет.
(Официально считается, что Преображенский храм был освящён в 1862 году, но, по всей видимости, церковные службы в одном из трёх его приделов начались с 1856 года, поскольку в сохранившихся за этот период метрических записях бывший Никольский храм села Горки уже с этого момента именуется как храм Преображения Господня – А.П.).
Отец Ксенофонт после освящения храма продолжил заботы о его благоустройстве, в 1865 году его усилиями была устроена церковная ограда.
В течение многих лет службы он являлся помощника депутата и депутатом. За долголетнее и верное служение Ксенофонт Иножарский был награжден набедренником, скуфьей, а в 1877 году – камилавкой (для большинства сельских священников Российской империи это была высшая награда, которой удостаивались батюшки, отслужившие 40 и более лет – А.П.).
У отца Ксенофонта и его супруги Параскевы Егоровны родилось шесть сыновей. Первый из них, Илья, появился на свет в 1837 году ещё в селе Рождественском Мценского уезда. Остальные: Иоанн, Павел, Николай, Георгий – и снова Павел – родились уже в селе Горки.
17 мая 1856 года в семье Иножарских случилась трагедия: были «затоплены сильною грозою в воде» сразу двое сыновей – 13-летний Павел и 10-летний Николай, ученики 2-ого Орловского духовного уездного училища. Отец Ксенофонт не пал духом – поддерживал матушку словами и делами, не забывая и о прихожанах: ведь в том 1856 году во время эпидемии оспы умерло сразу 40 детей местных крестьян.
Спустя два года после трагедии на матушку и отца Ксенофонта снизошла благодать Божья: у них родился сын, которого они назвали Павлом, в честь старшего из погибших детей.
Все четверо оставшихся сыновей священника Иножарского, по примеру и образу отца, выбрали священническую карьеру.
Самый старший из детей, Илья Ксенофонтович, окончил Орловскую Духовную семинарию в 1859 году. 11 ноября 1860 года он женился на Екатерине, дочери Карачевского священника Александра Кутепова. К сожалению, служебная стезя священника Ильи Иножарского в Воскресенской церкви города Карачева оказалось короткой: с 1861 по 1868 год. Он скоропостижно скончался 31 года от роду.
Священник Иоанн Ксенофонтович Иножарский родился в 1840 году. В 1863 году окончил Орловскую Духовную семинарию (23-ий выпуск, первый разряд). Начинал служить в селе Речицы Карачевского уезда диаконом. В 1866 году Иоанна Иножарского рукоположили в священники в том же селе.
В 1868 году отец Иоанн был переведен в Воскресенский храм, бывшей Тихоновой пустыни города Карачева, на место умершего в том же году своего старшего брата - священника Ильи Иножарского. В 1872 году священник Иоанн Иножарский был награжден набедренником, в 1877 году - назначен помощником благочинного и награждён скуфьёй. С того же года отец Иоанн неоднократно выбирался депутатом окружного и епархиального съездов и на должность делопроизводителя этих съездов. Очень грамотный в вопросах богословия, Иоанн Иножарский с 1874 года неоднократно публиковался в «Орловских Епархиальных Ведомостях».
С 1880-ого по 1901 год он служил (последнее время – за штатом) в храмах сёл Пречистенское-Быково, Ливенского уезда, и Предтечева, Елецкого уезда.
У священника Иоанна Иножарского и его супруги Варвары Максимовны, урожденной Нецветаевой, было пятеро детей: Софья (1866 года рождения), Василий, окончивший курс Ливенского духовного училища в 1885 году, Екатерина (1871 года, в замужестве Морозова, супруга священника Аркадия Морозова), Николай (1876 года рождения), Илья (1887 года рождения).
Иоанн Ксенофонтович Иножарский умер под праздник Рождества Богородицы 7 сентября 1901 года.
Третий из сыновей, Георгий Ксенофонтович Иножарский, родился в 1855 году. Окончил курс богословских наук в Орловской Духовной семинарии во втором разряде. 15 июня 1880 года был определен учителем в приходское училище села Скарятина Малоархангельского уезда (ныне - Верховского района Орловской области – А.П.). Преосвященнейшим Симеоном, епископом Орловским и Севским, 26 июня 1883 года Георгий Иножарский был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Воскресенского, что на Мезине, Орловского уезда. Неоднократно избирался
депутатом и наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. Отец Георгий за служение был награжден набедренником.
У него и его жены Ольги Федоровны родилось четверо детей: Анастасия, Анатолий, Антонина и Вениамин. Умер Георгий Ксенофонтович Иножарский 23 января 1895 года. Погребен в селе Троицкое-Скарятино Малоархангельского уезда по благословению Его Преосвященства.
Самый младший из сыновей Ксенофонта Иножарского – Павел. Он родился 4 октября 1858 года.
Архивная справка Государственного архива Брянской области
После окончания курса наук в Орловской Духовной семинарии в первом разряде, 7 октября 1891 года Преосвященнейшим Мисаилом, епископом Орловским и Севским, был определен на псаломническое место к Николаевскому собору города Мценска. Тем же епископом рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Городище Болховского уезда 9 августа 1892 года.
1 марта 1893 года отца Павла утверждили в должности законоучителя местного земского училища. 14 января 1898 года он был награжден набедренником. У Павла Ксенофонтовича и его жены Варвары Васильевны (дочери священника) родилось трое детей: Григорий, Константин и Алексей. Умер отец Павел 21 августа 1900 года в возрасте 41 года. Погребен он на приходском кладбище села Городища.
Так получилось, что и сам отец Ксенофонт Иножарский, и все четыре его сына, закончив Орловскую Духовную семинарию, служили Богу и своим прихожанам в различных сёлах Орловской губернии и похоронили их на Орловской земле.
Внукам же Ксенофонта Никитича выпало другое, более трагическое для духовного сословия, время. Но об этом – отдельная история
(продолжение следует)
Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|