Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

О селе Горки, Преображенской церкви и её прихожанах (Хотынецкий район Орловской области)
Опубликовано: 09.12.2013.

В советские времена  каждому жителю нашей большой страны были хорошо известны Горки Ленинские – те  самые, в которых провёл последние годы своей жизни первый руководитель  Советского государства и где был создан музей, посвящённый вождю. Но на  Орловщине есть и свои Горки, если уж быть точным, то целых пять населённых  пунктов в четырёх районах носят это имя.

 

  Я поведу речь о хотынецком селе, уютно расположившемся на  автомагистрали Орёл-Брянск, в 47 километрах от областного центра, на самом  стыке Урицкого, Хотынецкого и Шаблыкинского районов.
  Своё название Горки получили за то, что раскинулось село  на возвышенной, среди гор, сухой и безводной  местности. Рядом с населённым пунктом начинается ручей Городец, впадающий  вскоре в   реку Цон. А с другой стороны села,  в трёх километрах к северо-востоку, тихо струится  когда-то очень полноводная и рыбная река  Лубна, приток  Цона. Вот в этом самом  живописном и богатом живностью междуречье, на возвышенной его части, и  поселились достаточно давно наши первопоселенцы-земляки. Уже в самом конце XVI века  в селении (одном из очень немногих тогда) появилась церковь Николая Чудотворца,  вокруг которой, в радиусе нескольких вёрст, существовало несколько населённых  пунктов: Бредихина, Богатищево, Баздырево. В них, как и в самом селе Горки,
  жили дети боярские –   служилые люди, защищавшие южные рубежи Московского государства от  набегов крымских татар и получившие за это небольшие поместья в качестве  оплаты. Крестьян у них не было, и земли свои они пахали сами.  Из переписных книг конца XVI – начала XVII века нам  известны фамилии этих служилых людей: Ампилоговы, Баздыревы, Богатищевы, Доренские,  Криволаповы, Немцовы, Тохтамышевы, Труновы.
  С течением веков дети боярские превратились в  однодворцев, а потом – в государственных крестьян. Но – удивительное дело –  многие из перечисленных фамилий сохранились вплоть до нашего времени, и на  кладбище села Горки даже сейчас можно легко найти и Баздыревых, и Богатищевых,  и Тохтамышевых, и Деренских (в этом случае чуть-чуть изменилась фамилия).
  Через некоторое время число прихожан Никольского храма  села Горки увеличилось в связи с тем, что ещё несколько населённых пунктов стали  относиться к его приходу.  С конца XVIII века,  в течение всего XIX  и начала XX века  само село относилось к Карачевскому уезду Орловской губернии, в составе  которого числилось ещё 5 приходских деревень: Богатищева, Баздырева, Мояки,  Прилепы и Челищева. Три деревни (Кривцова, Телякова и Бунина), чьи прихожане  посещали храм села Горки, административно находились в  Орловском уезде. Всех прихожан, мужского и  женского пола, на начало 1905 года насчитывалось 4680 душ.
  К середине XIX века старинная деревянная Никольская  церковь села Горки сильно обветшала, и приходской совет принял решение строить  новый, каменный, храм. Его возведение началось в 1844 году, и главную роль в  этом деле сыграл местный помещик, владелец имения в деревне Мояк (Маяк, Маяки –  название варьировалось – А.П.), Иван  Иванович Лоур (в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей  Орловской   епархии», изданном  Орловским  Церковно-Историческим  Археологическим  Обществом в 1905 году в Орле, его фамилия  написана -  «Лаур», но это явно  неправильно, поскольку и в Метрических книгах Преображенского храма села Горки,  и в Алфавитном Указателе Дворянских родов Орловской губернии Иван Иванович и  его семейство значатся как «Лоур» - А.П.).
  Пока строился новый храм (а процесс длился 18 лет) Иван  Иванович Лоур успел вырасти по службе из поручиков до подполковника и выдал  замуж свою дочь Елену. Произощло это важное для благотворителя событие, уже в  новой церкви, 12 ноября 1861 года: 17-летняя Елена Лоур  стала женой 32-летнего отставного  подполковника Стефана Стольникова, владельца имения в д.Себякиной Кромского  уезда.  И хотя  официально считается, что Преображенский храм  был освящён в 1862 году, по всей видимости, церковные службы в одном  из трёх его приделов начались   с  1856 года,   поскольку в сохранившихся за этот период метрических записях  бывший Никольский храм села Горки  уже с этого момента  именуется как храм Преображения Господня.
  Конечно, не только Иван Лоур вложил в строительство храма  свои сбережения, многие местные помещики его почин поддержали. В их числе –  полковники Виктор Николаевич Филатов и Давид Давидович Оберг, штабс-капитан  Лейб-гвардии Московского полка Александр Михайлович Нарышкин, Афанасий  Александрович Маслов, Николай Алексеевич Пашков, Анна Васильевна Шатохина. Не  меньший вклад в строительство храма внесли прихожане из числа государственных и  владельческих крестьян окрестных деревень: Алёшины, Богатищевы, Головины,  Золотухины, Пилюгины, Тикуновы, Торшины, Тохтамышевы и многие другие.
  По сохранившимся описаниям,  приходской храм села Горок отличался своим  величием. Он имел крестообразную форму. Главный престол был назван в честь  Преображения  Господня, придел с правой  стороны - во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – в честь Знамения  Пресвятой Богородицы.
  Особым почитанием у местных прихожан пользовались  храмовые иконы придельных алтарей – икона Знамения Курской Божией Матери и  икона Святого Чудотворца Николая.
  При храме имелась построенная в 1901 году церковно-приходская  школа, каменная, покрытая железом.
  Исключительным  явлением  в селе Горки считался совершаемый  в девятую  пятницу по Пасхе  крёстный ход на колодец  «Пониковец» («Паниковец»), в 4-ёх  верстах от Горок. Колодец был открыт давно, а образовался естественным  способом, из родника, появившегося в поле на открытом, почти совершенно ровном,  лишь несколько покатистом на восток месте. Крестный ход сюда установили в  память явления у этого колодца иконы Знамения Курской Божией Матери. В указанный  день в селе Горки собирался к Богослужению весь  приход и множество богомольцев из соседних  приходов.
  После поздней литургии, при торжественном вынесении  святых икон и хоругвей, при совершении причтом по пути молебна Знамению Божией  Матери, все шли  в «Пониковец».
  Здесь происходило водоосвящение и молебны с акафистом  Божией Матери. После молебна все черпали освящённую в колодце воду и старались  хранить её в течение года, как особенно благодатную и целебную, употребляя её  для освящения домов, домашнего движимого и недвижимого инвентаря.
  В Преображенском храме, в котором, по числу прихожан,  имелось два причта, всегда служили замечательные священники, такие, как, к  примеру, Григорий Новиков и Ксенофонт Иножарский.
  Ксенофонт Никитич Иножарский, по окончании в 1835 году  Орловской духовной семинарии, прослужил в Горках более 20 лет и у своих  прихожан пользовался огромным уважением. Он для каждого пришедшего  в храм мог найти нужные слова. И даже когда у  него самого случилась страшная трагедия – 17 июля 1856 года были «затоплены  сильною грозою в воде» сразу два его сына – Павел, 13 лет, и Николай, 10 лет,  батюшка сумел не впасть в отчаяние, а продолжил сам утешать других.
  Ведь в том, 1856 году, горе пришло не только в дом  священника, но и в семьи ещё 40 родителей из приходских деревень, чьи дети в  одночасье скончались от сильнейшей эпидемии оспы.
  Верой и правдой 70 лет новый Преображенский храм села  Горки служил своим прихожанам, за это время его батюшки успели покрестить почти  6 тысяч младенцев, обвенчать 2 с лишним тысячи пар молодожёнов и отпеть около 5  тысяч покойников. В храм шли с надеждой и с верой – и бедные, и зажиточные,  каждый находил здесь душе своей утешение.
  Моя родная деревня Бунино (ныне – в составе  Архангельского сельского поселения Урицкого района, а до 1928 года входивщая в  Орловский уезд) долгие годы числилась в приходе Преображенской церкви села  Горки. Мой дед, Михаил Максимович Полынкин, и бабушка, Прасковья Ивановна  Матовых, незадолго перед Первой Мировой войной обвенчались в этом храме.
  Ничего, к сожалению, не осталось от него, ни-че-го!

 


  Здесь стоял Преображенский храм села Горки

Но память сегодня начинает возвращать то, что долгие годы  лежало где-то на самом дне сундуков и душ. Вот уже несколько лет как заново  освящён  источник  «Пониковец», тот самый, в четырёх километрах  от Горок, усилиями энтузиастов и паломников что-то сделано для  его облагораживания.


  На Святом  источнике «Пониковец» («Паниковец»)

Колодец источника «Пониковец»

А в Горки стали возвращаться – хотя бы после смерти – те,  кто здесь родился, вырос, и напитался    за короткое время запахами трав междуречья Цона и Лубны.
  Перед самой Великой Отечественной войной появился на свет  в селе Горки мальчик, который после окончания Орловского педагогического  института быстро сделал блестящую карьеру: первый секретарь Орловского обкома  ВЛКСМ, заведующий отделом науки и учебных заведений Орловского обкома КПСС,  работа в Министерстве образования СССР, ректор Орловского педагогического  университета, писатель и общественный деятель.
  Сергей Антонович Пискунов ушёл из жизни в 52 года, в  самом расцвете творческих сил, которые он черпал в селе Горки и его  окрестностях. Сюда же, на сельское кладбище, его и привезли, согласно  завещанию,  в октябрьский день 1992 года.  Здесь, недалеко от места, на котором стоял Преображенский храм, теперь могила  Сергея Пискунова, одного из моих земляков, прославивших свой край.

Памятник на могиле Сергея Пискунова

Теперь они оба остались в истории – храм и человек.

Александр Полынкин

 

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (09.12.2013)
Читали статью: 3586 | Комментарии: 6 | Теги: сёла и храмы
Всего комментариев: 6
5 Валерий  
0
Отправил вордовский файл.

6 admin  
0
Спасибо, Валера, получили.

3 Валерий  
0
Напишите пожалуйста адрес электронной почты.

4 admin  
0
Валерий, в разделе "Обратная связь" есть наш ящик, на который вы можете отправлять все, что угодно. Напоминаем его: klub.mastera@yandex.ru

2 Александр Полынкин  
0
Валерий, высылайте статью, с большим вниманием прочту

1 Валерий  
0
Спасибо! Очень интересная статья! Горки - моя родина. У меня есть районная газета в которой тоже много исторических фактов об этом селе. Если хотите вышлю скан.

С уважением, Валерий Селихов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.