Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Заметки на доброту дня

Всезнающий
Опубликовано: 16.08.2017.

Под таким названием 4 августа в социальной сети «Одноклассники», в рамках ежегодного Московского и Международного интернет-конкурса «Страница семейной славы», был опубликован рассказ нашей землячки Кристины Сысоевой (в настоящее время она учится в лицее №27 имени Николая Лескова в Орле, перешла в десятый класс – А.П.). Кристина – внучка Лидии Николаевны Сысоевой, известной личности в Покровском районе, и бабушку свою она не подводит: учится на «пятёрки», увлекается историей и активно участвует в различных конкурсах, включая международные. Этот большой и интересный рассказ посвящён родословным корням Кристины (Александр Полынкин)

Николай – Дар

Тихо плещется мелкая шустрая рыбешка в зеленоватой воде Мерекши, речушке, когда-то смело разделившей село Николай – Дар на две части. Во второй половине 19 века в лесных дебрях алатырской зоны Лукояновского района Нижегородской области появилось село Николай –Дар, которое было заселено выходцами из Рязанской области.

Земли и вольную крестьянам из рязанского города Скопино подарил царь Николай I, возможно, при его коронации в 1825 году. Поэтому второе, неофициальное название села – Скопинка. Считается, что в Скопинке жили самые трудолюбивые, покладистые и миролюбивые люди. По преданию, многие сельчане в то время были свидетелями проезда царской семьи через железнодорожную станцию Николай-Дар, видели царицу с детьми, когда они на непродолжительное время выходили из поезда.

Река Мерекша. Село Николай-Дар Лукояновского района Нижегородской области

Окруженное со всех сторон первозданным лесом, село Николай-Дар всегда несло на себе печать умиротворения, надежности и ожидания долговечности.

Шестидесятые годы двадцатого столетия после отгремевших лихих войн и потрясений стали периодом относительного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, немудреных надежд, понятных простым людям, их раздумий и душевных страданий.

Под раскидистой ветлой

На сочной траве, пахнущей июньским солнцем, мирно пасется несколько козочек – беляночек. Под раскидистой ветлой, в тенечке, недалеко от своего дома на низкой скамейке сидит старик. Добродушная светлая улыбка озаряет его лицо, натруженные руки гладят длинную седую бороду, мудрые и спокойные глаза внимательно смотрят вдаль.

Павел и Авдотья Косихины

«Добрый день, Павел Михайлович!» - раздается веселый голос конопатой девчушки в яркой косынке. «Здравствуй, Аннушка! Храни тебя Господь!» - рука тихо перекрестила ребенка. Казалось, что еще вчера он благословлял ее родителей на долгую счастливую семейную жизнь. Задолго до их сватовства беспокоились обе семьи о надежности брака, советуясь с Павлом Михайловичем, как и многие скопинские семейства. Так уж повелось, что «всезнающему» доверяли дела и тайны семейные, советовались о грядущих начинаниях: о строительстве домов, сватовстве, дальних поездках, купли и продажи. Будучи долгое время единственным грамотным человеком в селе, он обладал, по тем временам, почти энциклопедическими знаниями. Павел Михайлович мог ответить, по словам очевидцев, на любой вопрос, писал односельчанам письма, прошения, объяснял события.

Перед глазами - сын Николай и дочери: Настя, Аня, Дуся и Наташа. Давно они стали взрослыми, у всех растут дети. Сын Николай и дочери Анастасия и Евдокия живыми вернулись с фронта. Разлетелись дети в разные уголки Советского Союза – Николай живет в городе Горький, Настя – в Белоруссии, Анна – в Приморском крае, Дуся – в Орловской области, а младшая дочь Наташа вышла замуж в Узбекистане, уехав туда по распределению работать учительницей русского языка и литературы.

Взгляд Павла Михайловича невольно устремился в сторону храма и застыл. Здесь не осталось и камешка. Первая церковь Божией Матери сгорела в 50-х годах 19 века. Второй храм великомученика Димитрия Солунского был возведен 1881 году. По разным источникам, в 1927 или 1937 году церковь была разрушена и сожжена. Жители села сумели сохранить часть икон, церковной утвари и книг. «Всезнающий», так величают Павла Михайловича в Скопинке и округе, сделал чертежи церкви и бережно хранил их в тайном надежном месте.

Сидит Павел Михайлович под ветлой, а односельчане кланяются ему издалека. Сердце его излучает тепло и доброту к людям, душа тянется к Богу, помыслы чисты и праведны.

Семья

Родился мой прапрадедушка Косихин Павел Михайлович в 1888 году в крепкой крестьянской семье. Родители, Михаил и Екатерина, имели четырех сыновей и двух дочерей. Получив земельные наделы на сыновей, трудолюбивые и благочестивые люди работали в своем хозяйстве, не покладая рук. На подворье имелись лошади, коровы, овцы, птица. Урожай с бахчи и в поле убирали всей семьей. В урожайные годы приглашали работников, которых кормили и щедро им платили. Сыновья Федор и Михаил рано умерли от брюшного тифа. Василий и Павел стали грамотными людьми. Павел окончил церковно-приходскую школу. На непродолжительное время, еще молодым человеком, он уезжал из села работать приказчиком у богатого человека. Вернувшись домой, Павел женился на Авдотье (в девичестве - Сапелкиной), моей прапрабабушке. Дуня была красивой, сильной и очень доброй, вела домашнее хозяйство, ходила в лес за дровами, грибами и ягодами.

«Аленький цветочек»

Вспомнился Павлу Михайловичу 1914 год, когда состоялась свадьба сестры Аннушки. Анну за ее особую красоту в селе звали «аленьким цветочком». Юная красавица из крепкой состоятельной семьи полюбила парня Василия Губанова – доброго, умного и работящего. Отец Михаил был против их брака. Хотел отдать Аннушку за Тимофея Володина, парня из соседской зажиточной семьи.

За завидной невестой давали в приданое одних только сарафанов 19 штук и к ним модные нарядные кофточки. Сарафаны шерстяные, кубовый, алый – были Аннушкой собственноручно украшены вышивкой и кружевами. Сандалии, ботинки на каблучках со шнурками, детские и алое взрослое одеяло и много других вещей приготовили для будущей семейной жизни. Год отец не давал согласия на брак с Василием Губановым. Но братья Василий и Павел Косихины приняли сторону сестры. В старину в селе Николай –Дар за невесту жених давал кладку-выкуп. Когда Василий пришел свататься, отец Михаил делал все, чтобы он отказался от Аннушки. Запросил у парня непосильный выкуп – поддевку бархатную, шубу овчинную черненную, ботинки, полуботинки, сапожки, а еще высокие сапоги! И в сердцах крикнул: «Что мне придумать, чтобы ты отказался!» Аннушка плакала и умоляла пощадить жениха. Старший брат Василия Губанова согласился на такую кладку. Свадьба была веселой, а жизнь молодых и любящих друг друга, счастливой. Три года у Василия Ивановича и Анны Михайловны Губановых не было детей. Затем родились сыновья Николай, Иван, Дмитрий, дочери Анастасия и Анна. И уже дочь – красавицу Анну Васильевну Губанову, в замужестве Анохину, ныне здравствующую, со слов которой записано многое из этого повествования, в селе величают «аленьким цветочком». И род Губановых множится и процветает.

Мысли старика возвращаются к воспоминаниям о тяжелых временах гонений православных людей.

«Враг народа»

С 1917 по 1953 годы не один миллион людей отбывал наказания в концлагерях, специзоляторах, тюрьмах, ссылке. Теперь их называют жертвами политических репрессий и политического террора, а раньше – «врагами народа и Советской власти», «государственными преступниками».

Не обошла стороной беда и их семью. Вспоминает Павел Михайлович, как 20 февраля 1932 года его забрали в тюрьму и 9 сентября осудили тройкой к 1,5 годам исправительно-трудовой работы по статье 58-10-11 за антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Три месяца его допрашивали в Горьковской тюрьме.

Пользующийся авторитетом у населения села, грамотный и уважаемый человек, он имел собственную точку зрения на многие вещи. Не хотел вступать в колхоз и партию. Обладал силой убеждения и с верой жил по заповедям Божьим. Павел Михайлович хранил много церковных книг и икон, перед которыми часто и подолгу молился. Когда церковь еще не уничтожили, обладая необыкновенным красивым голосом, он был регентом церковного хора.

В годы безбожья и тяжелейших гонений православных людей, в военное время, к нему шли люди со всей округи за советом, поддержкой, не боясь свидетельствовать, что они верующие. Павел Михайлович тайно совершал обряды, молился о здравии воинов и упокоении душ погибших.

Когда увезли Павла Михайловича в 1932 году, забрали все: двух лошадей, коров, овец, сруб на новый дом, выгребли «из погреба большого» заготовки на зиму: картофель, капусту, огурцы, грибы и оставили жену Авдотью с пятью детьми умирать от голода. Но Господь помог выжить им. Родные и соседи несли все, чтобы дети были сыты.

Когда Павел Михайлович вернулся, его уговаривали стать председателем колхоза и вступить в партию. Как наиболее грамотного, назначили секретарем в Мало - Мамлеевский сельский совет.

В селе по доносам постоянно искали «врагов народа». «Черный ворон», угрожающе фыркая мотором, продолжал увозить односельчан – служителей церкви, крестьян – единоличников, простых тружеников.

Не мог терпеть Павел Михайлович такую несправедливость. Через дом от Косихиных жил чужак - бывший белый офицер Григорий Горловский со своей матерью: образованный, интеллигентный, хорошо разбирался в травах. Григория любили и уважали в селе, прислушивались к его мнению. В тот день в сельсовет прислали повестку об аресте офицера. Павел Михайлович, пробравшись огородами в дом к Григорию, предупредил его об этом. Когда утром приехали за Горловским, его не нашли. Все село переворошили и уехали. После этого случая Павел Михайлович ушел из сельского совета и стал работать в лесхозе рабочим. Но, по-прежнему, дверь дома «всезнающего» была открыта для всех людей.

Василий Михайлович

37 год жестоко прошелся по семье Косихиных, благочестивых, глубоко верующих и уважаемых в селе людей. Священника храма святого великомученика Димитрия Солунского Василия Михайловича Косихина, 1905 год рождения, брата Павла Михайловича, арестовали 26 ноября 1937 года и приговорили 2 декабря тройкой к высшей мере наказания за контрреволюционную деятельность. Много лет никто из родных ничего не знал о его судьбе. В Книге памяти жертв политических репрессий Нижегородской области есть информация об исполнении приговора 26 декабря 1937 года. Однако, в 1942 году на пороге родного дома стоял неузнаваемый Василий Михайлович на отекших, как колодки, ногах. К радости всех родных и односельчан в село Николай – Дар вернулся с лесоповала из Бульполомы Горьковской области священник, мученически отбывавший срок. Только один год Василий Михайлович прожил в родном селе Николай – Дар и умер, не дожив всего несколько месяцев до рождения дочери Веры.

Василий Михайлович Косихин

Марфа - мученица

Сестра Павла Михайловича, Дружинина Марфа Михайловна, 1887 года рождения, будучи старостой церкви, следила за порядком в храме. Малограмотную женщину, растившую трех малолетних детей, арестовали 18 декабря 1937 года и осудили тройкой за антисоветскую и контрреволюционную агитацию к 9 годам отбывания в исправительном трудовом лагере. Кто-то оклеветал Марфу Михайловну, сообщив в органы о том, что якобы она ходила по селам и «организовывала восстание». «Черный ворон» увез ее из села навсегда.

С горестью вспоминает седой старик, как через много лет он получил письмо из Амурской области от незнакомого человека, из которого узнал о трагической судьбе своей сестры и о том, что Марфа жива. Девять лет Марфа Михайловна без права на переписку отбывала срок в Читинской тюрьме, превратившись из красавицы в маленькую седую старушку с большим горбом на спине. Тяжелая работа, постоянные избиения, унижения и болезни сделали свое страшное дело. На родину Марфа вернуться не смогла. Вера в Бога привела ее в храм станции Ерофей Павлович Амурской области, где она молилась денно и нощно всю свою оставшуюся жизнь. После известия о том, что Марфа жива, ее муж Михаил дважды пытался добраться к ней в Амурскую область, но, к сожалению, оба раза безуспешно. Времена были лихие – грабили, выбрасывали из поездов. Такая же беда приключилась с Михаилом. В дороге на него напали бандиты. Избитый, без денег, едва смог вернуться домой к детям, которых он все это время растил в одиночку.

Сестра Анна с дочерью Марфы Евдокией сумели добраться до станции Ерофей Павлович. Когда после церковной службы вышла согнутая до земли старушка в черном одеянии, Анна Михайловна потеряла сознание. Марфа Михайловна не плакала. Она только просила молиться за нее и за всех людей. Две ночи и два дня, тесно прижавшись друг к другу, женщины, с любовью и состраданием очищали теплом застывшее в горе сердце мученицы. Уехали в Николай – Дар одни, не сумев уговорить Марфу вернуться на родину. Это было ее первое и последнее свидание в изгнании с родными. Когда Марфа Михайловна умерла, из Амурской области прислали телеграмму, но в последний путь проводить ее никому не удалось.

Возрождение

Сидит мой прапрадедушка под любимой ветлой и не ведает, что через десятки лет по его чертежам на том же самом месте будет построен храм из дерева в древнерусском стиле, точная копия разграбленного и разрушенного в 1937 году. Трудами и заботами уроженца села Николай – Дар Губанова Валерия Николаевича, внука Анны Михайловны Косихиной – Губановой, в 2007-2009 годах церковь воссоздана. Издалека слышен звон колоколов, вещающий об истине и вечности. Из уст в уста, из поколения в поколение жители села передают события давно минувших лет, имена людей, светлых и добрых. Чистота помыслов, вера в человеколюбие, милосердие, сострадание не могут покинуть нас, современных потомков людей, по которым нещадно и жестоко прошло беспощадное колесо истории, но не склонившихся и не сломившихся, оставшихся в памяти праведными и светлыми. И, как голос из детства, мне слышится скопинская колыбельная, которую напевала мне моя прабабушка Косихина – Горлова Евдокия Павловна, дочь Павла Михайловича.

«Сказка – бабаска,

Ехала коляска!

Задом наперёд.

Там барский дом.

Там шапочки шьют

И на полочку кладут.

Одна шапочка упала,

Ее татарочка украла.

Купила коровку,

А коровка – с кошку,

А дает – то – с ложку.

И, где кошка не была,

Все последки пролила».

Храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Николай-Дар Лукояновского района Нижегородской области.

После посещения села Николай – Дар, храма святого великомученика Димитрия Солунского меня не покидает чувство причастности к судьбам моих предков и истории великой Родины – счастливой и трагической, героической и праведной, вечной и неповторимой.

Пусть останутся навеки имена мучеников за Веру, за Правду, за Честь.

И, неслучайно, намоленная лукояновская земля – земля предков патриарха Кирилла. В его проповедях наше поколение слышит не только напутствие к благочестивым делам и поступкам, но и слова, наполненные мудростью, состраданием, верой в светлое будущее – без насилия, террора и бесчеловечности.

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Заметки на доброту дня | Добавил: admin (16.08.2017)
Читали статью: 2057 | Комментарии: 1 | Теги: Кристина Сысоева
Всего комментариев: 1
1 samarinamarina  
0
Кристина Сысоева учится в  Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении-лицее №18 г. Орла. В школе №27 девочка проучилась 4 дня и вернулась обратно. Способная ученица, отличница, имеет склонность к литературному творчеству. Это вторая работа, выполненная Кристиной в рамках деятельности "Клуба Потомков" музея "Зеркало истории" (рук. М.И.Самарина)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.