О Богоявленском храме села Верхососенье, его священнослужителях и прихожанах.
О селе Верхососенье и его людях я писал несколько раз. Большинство этих очерков вошло впоследствии в книгу «Легенды и были земли Покровской». А совсем недавно, в связи с поисками по родословной верхососенского уроженца, местночтимого святого Никодима , я в течение нескольких дней работал в Государственном архиве Орловской области, где познакомился с содержанием нескольких метрических книг Богоявленской церкви села Верхососенье Малоархангельского уезда.
Точной даты возникновения храма мне, к сожалению, установить, пока, не удалось. Однако впервые деревянная Богоявленская церковь в селе Верхососенье упоминается в ведомости церквам Малоархангельской округи, составленной до 1789 года.
Сохранившийся до настоящего времени каменный храм, поставленный вместо обветшавшего деревянного, был освящён в середине 40-ых годов XIX века.Сохранившийся до настоящего времени каменный храм, поставленный вместо обветшавшего деревянного, был освящён в середине 40-ых годов XIX века. В 2010 году ему исполнилось 165 лет.
В Госархиве Орловской области сохранилось всего семь метрических книг Богоявленской церкви села Верхососенье — за 1847, 1848, 1850, 1859, 1869 (без начальных листов), 1879 и 1896 годы. Сразу хочу сказать, что каких-либо зацепок, связанных с биографией Никодима, в этих достаточно обширных томах я не нашёл — слишком скуден к настоящему времени первоначальный запас сведений об этом прорицателе. Но работа с метрическими книгами не оказалась напрасной, поскольку обнаружились любопытные факты о самом селе и его людях. Этими открытиями я и хочу поделиться с читателями.
О приходе Богоявленской церкви и её священнослужителях.
Богоявленский храм села Верхососенье в настоящее время.Итак, за 50 лет, с 1847 по 1896 год (со значительными перерывами по отдельным годам) в приходе Богоявленской церкви значились только два населённых пункта — само село Верхососенье и деревня Нижнее Верхососенье. Какие-либо другие селения даже не упоминаются. Названная однажды деревня Переведенская всё это время причислена была к приходу Владимирской церкви села Фёдоровка (скорее всего, потому, что жителями её стали переведённые сюда когда-то крепостные крестьяне помещика Мухортова — как раз из Фёдоровки — А.П.).
Исходя из записей и учёта, зафиксированного метрическими книгами, можно сделать вывод, что в селе Верхососенье и деревне Нижнее Верхососенье в те годы проживало многочисленное население. Те священнослужители, которые вели записи в метрических книгах, если не каждый день, то еженедельно отмечали рождение и крещение очередного ребёнка. Не буду приводить данные по всем годам, но крайние даты назову.
В 1847 году в приходе Богоявленской церкви родилось 200 детей (104 мальчика и 96 девочек), в 1896 году появилось на свет 225 младенцев (104 мальчика и 121 девочка). Бывали месяцы в 1896 году, когда дети в Верхососенье рождались почти каждый день (в июле и октябре — по 27 человек). И хотя смертность в XIX веке тоже была высока (в 1847 году умерло 138, а в 1896 году — 130 верхососенцев), но общий прирост населения ежегодно ты, читатель, можешь подсчитать: его никак нельзя сравнить с сегодняшней ситуацией, когда смертность в 2-3 раза превышает рождаемость.
Да, и о браках стоит упомянуть. В 1847 году в Богоявленской церкви венчалось 39 пар (рекорд был поставлен 22 января, когда под венец друг за другом пошли сразу 10 пар). В 1896 году священнослужители благословили на брак 40 семейных пар (в январе обручилась как раз половина из них). Почему именно в январе зафиксировано наибольшее количество обвенчавшихся, думаю, объяснять не надо — закончился пост, сняли религиозные запреты.
Исходя из приведённых цифр, станет понятным, почему в Богоявленском храме практически всегда было два причта (два штатных состава священнослужителей): один не смог бы справиться с проведением большого количества разнообразных обрядов даже чисто физически.
С 1847 по 1850 годы служили в храме святые отцы Василий Данков и Андрей Афонский (в части третьей Метрической книги за 1847 год, «Об умерших», записано, что 3 июня у Василия Алексеевича Данкова скончался девятилетний сын Владимир — от головной болезни).
Андрей Афонский продолжал служение в Богоявленском храме до 1879 года (а может быть, и дольше, но других метрических книг не сохранилось — А.П.), а вот Василия Данкова с 1859 года сменил отец Иоанн Вуколов, который и скончался здесь же, в Верхососенье, в начале 90-ых годов XX века. То есть, за пятьдесят лет только три священника крестили, венчали и отпевали жителей Верхососенья. И лишь с середины 90-ых годов им, честно отслужившим Богу и прихожанам Богоявленского храма долгие годы, пришли на смену священники Николай Померанцев и Иоанн Нецветаев.
Священникам во время богослужений и при проведении обрядов помогали причетники — дьяконы, пономари, дьячки: Алексей Покровский, Матвей Петров, Яков Афонский, Александр Истомин, Иван Вертоградов, Иван Никольский, Александр Архангельский, Алексей Троицкий (я назвал их сразу за все годы, не объясняя, кто и при каком священнике прислуживал — А.П.). Многие из них нашли свой последний приют у стен Богоявленского храма.
О жителях.
1. Казённые (государственные) крестьяне села Верхососенье
Все прихожане Верхососенской церкви делились на три неравные части. Первую, самую большую, составляли те, которые ещё в 1847-1848 годах назывались однодворцы, а уже с 1850 года именуются казёнными или государственными крестьянами. В своё время, в XVII веке, это были служилые люди, защищавшие южные рубежи Русского государства. Каждый из них когда-то получил небольшой земельный надел — как оплату за службу, но без крепостных крестьян. С течением времени их статус поменялся, из мелких помещиков они стали сначала однодворцами, а затем — государственными крестьянами.
В 1678 году, согласно Ливенским писцовым книгам, в тогда ещё деревне Верхососенье, однодворцев было 19 семей. За почти 200 лет число их сильно возросло, но потомки практически всех первопоселенцев Верхососенья и в течение всего XIX века продолжали жить здесь, в верховье реки Сосны.
В метрических книгах Богоявленской церкви названы фамилии этих людей, очень часто они неоднократно повторяются, и ты, читатель, можешь убедиться, что многие из них до сих пор благополучно существуют в селе Верхососенье и окрестных деревнях. Я перечислю (в алфавитном порядке) эти фамилии — с небольшими примечаниями:
Алферьевы, Афонины, Барковы, Белкопытовы (Белокопытовы), Брылёвы, Булатовы, Бухтояровы (да, именно так, не БухтИяровы, а БухтОяровы — А.П.), Васютины, Водопьяновы, Володичевы, Воскобоевы, Герасимовы, Гладких (Гладкие), Говоровы, Головины, Деменины, Дрогайцевы (Драгайцевы), Дубинины, Жестовские, Золотухины, Извековы, Комардины, Кондратовы, Кононовы, Коптевы, Коробковы, Косьяновы, Кошенские (Кошинские), Красовы, Кривоногих, Куркины, Лаврищевы, Лапыгины, Легостаевы, Леонтьевы (Леоновы), Лубиниковы (именно так, не ЛубЯНниковы и не ЛубЯниковы — А.П.), Лунины, Мазаловы, Маховы, Моисеевы, Некрасовы, Новиковы, Овсянниковы (Авсянниковы, через А писали в 40-ые годы XIX в, а в конце XIX века — уже через О — А.П.), Павловы, Пашковы, Полянцевы, Протасовы, Пятины, Рябых (первое время писали и РЕбых, РЕбые, РЕБОВы — А.П.), Сильвестровы (да, самая любопытная трансформация произошла с этой фамилией, которая вплоть до 1896 года писалась только как Сильвестровы, и когда она превратилась в Селивёрстовых, непонятно. По крайней мере, отсюда видно происхождение фамилии — от имени Сильвестр — А.П.), Сотниковы, Старинковы, Старых, Стёпины, Теряевы, Тучковы, Фарафоновы (Фарапоновы), Хитровы, Черепкины, Шумские, Щетинины.
Надгробная плита на могиле Никодима у стены Богоявленского храма.Я перечислил самые популярные фамилии прихода Богоявленской церкви. И одной из наиболее распространённых оказалась фамилия «Комардины». Почему именно о ней я говорю? Всё просто: местночтимый святой Никодим носил эту фамилию. Однако мне до сих пор не известно мирское имя Никодима, поэтому я пытался, с помощью метрических книг, определить вначале всех Комардиных села Верхососенье. Однако вскоре понял, что это дело почти безнадежное. Комардиных в селе оказалось столько, что мне пришлось их считать. В одном 1896 году родилось 20 младенцев с этой фамилией (два Василия, два Ивана, два Николая, две Екатерины, две Ольги, Дмитрий, Ефимий, Константин, Роман, Стефан, Феодор, Анисья, Анна, Дарья, Ирина).
Так что мне придётся искать дополнительные данные о Никодиме, чтобы определить его родословие. Эта задача — впереди.
2. Помещики села Верхососенье
Вторую и третью группы жителей прихода Богоявленской церкви составляли помещики и принадлежавшие им крепостные (владельческие) крестьяне. В процентном отношении их было не очень много. У крепостных крестьян в 40-ые годы XIX века фамилий ещё не было — только отчества, поэтому о них говорить я пока не буду. А вот о помещиках скажу.
В 1847, 1848, 1850, 1859, 1869, 1879 годах по селу Верхососенье и деревне Нижнее Верхососенье названы следующие помещики:
Ададуровы, Григорий Иванович Глотов, Нил Григорьевич Глотов, Иван Иванович Казин, Матвей Иванович Казин, Михаил Иванович Казин, Григорий Петрович Казин, Александр Петрович Козин, Павел Сергеевич Козин (Казин), Афанасий Петрович Некрасов, Василий Некрасов, Любовь Михайловна Маркова, Мария Михайловна Лутовинова, Александра Николаевна Реутова, Димитрий Николаевич Реутов.
Об одном из перечисленных землевладельцев, Афанасии Петровиче Некрасове, мне удалось получить дополнительные сведения. Во-первых, из газеты «Орловские губернские ведомости» от 25 мая 1846 года, которая сообщила, что 27 марта того же года этот помещик продал вольноотпущенному крестьянину Карпу Трофимову сыну Трофимову за 90 рублей серебром 10 десятин 220 сажен земли, состоявшей при деревне Ефремовой Малоархангельского уезда.
Во-вторых, в метрической книге Богоявленской церкви за 1848 год я нашёл запись о смерти А.П.Некрасова: «1 января 1848 года умер от чахотки в возрасте 40 лет помещик села Верхососенья, штабс-капитан, Афонасий Петрович Некрасов. Похоронен 2 января на приходском кладбище. Исповедовал и приобщал священник Андрей Афонский с причтом».
И ещё одно дополнение. Названный в списке помещиков села Верхососенья Нил Григорьевич Глотов обнаружен был мною в перечне землевладельцев того же села за 1908 год. В этом документе он назван генерал-майором и владельцем 14 десятин земли. Кроме того, я нашёл фамилию Нила Глотова в списке георгиевских кавалеров (орден Святого Георгия IV степени) за 1846 год. В каких сражениях он отличился, пока не знаю, но просто так такие ордена не давались.
Вот такими были они — наши земляки из Верхососенья, жившие 100 с лишним лет тому назад.
На фото:
1— Богоявленская церковь;
2 — надгробная плита на могиле Никодима у стены Богоявленского храма;
3 — крест Св. Никодима;
4 — единственная сохранившаяся икона храма, спасённая С. А. Головиным;
5 — С. А. Головин, житель Верхососенья, участник Великой Отечественной войны;
6 — последний священник Богоявленской церкви отец Виктор Иванов. Был расстрелян в 1930 году (на фото — с женой и детьми).
Смотри также:
- с.Верхососенье. Фильм из цикла "Дым отечества" (в двух частях) В. Переверзев, ОГТРК, 2005 г
- Новости, Май 2012 г.
- Экскурсия по святым местам.
- Покровские церкви – на немецких аукционах.
- Село Верхососенье в рассказе Тургенева.
- Фототека с.Верхососенье.
- Маршруты паломнические.
- Царский камень.
- 16 июля 2012 г. Приезд на Святой источник в с.Верхососенье настоятеля Курской Коренной пустыни отца Вениамина и очистка родников.
- Панорамы Святого источника в с.Верхососенье Покровского района.
- Книга "Святые места Верхососенья". А.М. Полынкин.
- Воспоминания верхососенца (с продолжением).